|
Кислоты. Общие свойства кислот Содержательно – целевой компонент.
Тема урока
| Кислоты. Общие свойства кислот.
| Тип урока
| Изучение нового материала
| Цели.
Обучающая
Развивающая
Воспитывающая.
|
Повторить определение кислот, их состав и классификацию; приступить к изучению общих свойств кислот. Обогатить их представление об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот, на новых примерах подтвердить зависимость свойств веществ от состава и строения, показать связь между свойствами веществ, их получением и применением; обратить внимание учащихся на правила работы в химическом кабинете. Развивать исследовательские умения, умения работать в парах, умения сравнивать и обобщать, проводить наблюдения, делать выводы, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, стимулирование творческой, познавательной деятельности, развитие воображения, мышления. Воспитывать интерес к знаниям, учению, воспитывать аккуратность, интерес к самостоятельному приобретению знаний, культуру работы в лаборатории, , , подготовка личности «информационного общества».
| Методы и методические приёмы
| Лабораторная работа (работа в парах) – активный метод, ученик как исследователь; демонстрационный эксперимент,
| Оборудование и реактивы
| Мультимедийная установка, электронные уроки и тесты: диски серии» Химия в школе», «Атом и молекула», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» серии «Уроки химии 8-9,
| Ход урока
I.Организационный момент. 1 минута
| Организация учащихся на усвоение новых знаний. Постановка целей урока и пути их достижения.
Сегодня предстоит путешествие по стране кислот. Для урока вы приготовили таблицу – дневник наблюдений, которую вы должны заполнить на уроке.
| II.Опрос 10 минут Вопросы. Перед каждым учеником лежит набор карточек с формулами кислот.
Химический диктант, с проверкой на уроке (пять правильных ответов оценка -5, четыре правильных ответа оценка – 4 и т. д.)
Работа с диском серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Уроки химии 8-9 классы» Подведение итогов. III. Изучение нового материала.
Учащиеся обмениваются историческими сведениями уксусной, соляной, серной и азотной кислоте и характеризуют области их применения. Учитель задаёт вопрос.
Учитель подводит учащихся к выводу.
Демонстрационный эксперимент с объяснением правил техники безопасности.
Учитель объявляет остановку.
Работа с диском серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Уроки химии 8-9 классы»
Учащиеся заполняют таблицу в дневнике путешественника и на доске. Доклады учащихся
Учитель объявляет остановку.
Сообщение учащихся с использованием компьютерной презентации «Индикаторы»
Выполнение лабораторных опытов «Изменение окраски индикаторов в кислотах» с заполнением таблицы в дневнике путешественника и на доске. Учитель предлагает ответить на вопрос, выполнив эксперимент.
III. Закрепление. Время -
IV. Домашнее задание.
( с комментариями) Время – 1минута.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Ответы на вопросы учащихся. Оценки с комментариями. Время - 3 минуты.
| Увлекательно путешествие по стране кислот, нас ждёт поезд. Но, прежде чем отправится в путешествие необходимо проверить готовность к путешествию и получить билет, для этого ответим на вопросы, напишем диктант, выполним упражнения на компьютере.
1.Какие вам известны кислоты. Назовите их химические формулы?
2. По каким признакам классифицируют кислоты?
3. Работа по карточкам с изображением формул кислот.
а) Покажите карточки кислот, которые относятся к кислородсодержащим кислотам?
б) Покажите карточки кислот, которые относятся к бескислородным кислотам?
в) Покажите карточки кислот, которые относятся к одноосновным кислотам?
г) Покажите карточки кислот, которые относятся к двухосновным кислотам?
д) Покажите карточки кислот, которые относятся к трёхосновным кислотам? 4. Напишите по названиям кислот их формулы.
Серная, соляная, азотная, угольная, фосфорная.
Выполнение задания из урока 10 по теме: Кислоты. После успешного получения билетов на поезд, мы отправляемся в путешествие. И вот уже первая остановка. (Поезд нарисован на ватмане) I – Информационная остановка (на доске прикреплена красочная запись остановки) В ходе выступлений на доске прикрепляются формулы кислот: HCI, H2SO4, HNO3.
Что общего в составе кислот?
Учащиеся отмечают, что общее в составе кислот – наличие атомов водорода.
Вывод. Общее в составе и строение кислот обуславливает и общие свойства кислот. Именно это им предстоит выяснить на следующей остановке.
II – «Дегустационная» (на доске прикреплена красочная запись остановки)
Учащиеся должны, убедится в том, что большинство кислот кислые на вкус (но встречаются и другие: салициловая – сладкая, а никотиновая – горькая). Ещё раз подчёркиваю, что в химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус. Это грубейшее нарушение техники безопасности. Но сегодня разрешаю им определить вкус таблетки аскорбиновой кислоты, которая лежит перед каждым на кусочке фольги.
Вывод (делают учащиеся). Большинство кислот кислые на вкус.
Поезд отправляется дальше, но красный свет светофора ( изображён на доске) предупреждает о том, что следующая остановка III -«ПТБ» - «Правила техники безопасности»
(на доске прикреплена красочная запись остановки)
Провожу демонстрационный опыт растворение в воде концентрированной серной кислоты, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирую внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты, при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Учащиеся должны запомнить: кислоту надо приливать к воде, а не наоборот. В случае попадания кислоты на кожу следует промыть её водой и 5%-ным раствором соды.
IV – Экспериментальная. (на доске прикреплена красочная запись остановки)
Обращаю внимание учащихся на то, что наряду с общими свойствами кислот – вкусом, кислоты отличаются друг от друга по ряду признаков. Рассмотрим это на примере сравнения свойств серной и соляной кислот.
| Серная кислота
| Соляная кислота
| Химическая
формула
| H2SO4
| HCI
| Физические
свойства
а)агрегатное состояние
|
тяжёлая жидкость
|
жидкость
| б) цвет
| бесцветная, маслянистая
| бесцветная, сильно дымящая на воздухе
| в) запах
| Без запаха
| резкий запах, вследствие выделения хлороводорода
| Вывод (делают учащиеся) Кислоты отличаются по некоторым свойствам.
V Индикаторная (на доске прикреплена красочна запись остановки)
Заранее подготовленные учащиеся дают информацию об индикаторах (лакмусе, метилоранже, фенолфталеине).
Учитель напоминает правила работы с кислотами.
| H2SO4
| HCI
| Действие на индикатор
а) лакмус
|
красный
|
красный
| б) метилоранжевый
|
красно-ро зовая
|
красно- розовая
| в) фенолфталеин
| бесцветная
| бесцветная
|
Вывод (делают учащиеся). Индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот, это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Далее сообщаю, что серную и соляную кислоты получают искусственным путём на химических заводах, но, кроме того, многие кислоты встречаются в природе. Предлагаю учащимся с помощью эксперимента выяснить, отличаются ли соляная и серная кислоты от кислот, входящих в продукты питания.
Опыт. Учащиеся действуют индикатором на сок яблока и отмечают изменение окраски раствора лакмуса, что даёт возможность сделать вывод – минеральные и органические кислоты проявляют общие свойства, обусловленные общностью их строения.
Почему кислоты имеют общие свойства?
Какой вкус у кислот?
Почему нельзя приливать воду к серной кислоте ?
4.Чем отличаются по физическим свойствам серная и соляная кислоты?
Кто открыл индикаторы?
Какие знаете индикаторы?
Как индикаторы изменяют свой цвет в кислотах
Минеральные и органические кислоты имеют общие свойства, чем это обусловлено?
.
| Адаптирование учебного материала к особенностям 8 класса базового стандарта.
Основной особенностью адаптации, применяемой в траектории базового стандарта, является оптимальное соотношение традиционных методов и всего лучшего, что есть в современных методиках обучения. Учитель использует эффективные традиционные объяснительно - иллюстративные методы и приёмы, добротное репродуктивное закрепление, принцип наглядности, лабораторная работа. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учёт достижений каждого ученика), более способные учащиеся готовили индивидуальные сообщения о кислотах, индикаторах. Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
Оценка конечного результата урока с позиций здоровьесбережения и использования ИКТ.
1.Число видов учебной деятельности:
слушание,
рассказ,
выполнение лабораторных опытов,
рассматривание наглядных пособий, демонстрационных опытов, ТСО (компьютерных дисков, видеофильма)
ответы на вопросы
выполнение интерактивных заданий на компьютере.
выполнение письменной самостоятельной работы.
Однообразность урока способствует утомлению школьников, частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Норма 4-7.
2.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ориентировочная. 7-10 минут.
3.Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Норма – не менее трёх видов.
4. Используется ТСО для наглядности и инициирования обсуждения. Длительность применения 15 минут, норма не более 25 минут.
5. Учитель наблюдает за посадкой учащихся, в течение урока напоминает 4 раза. В начале урока учитель подробно объясняет, как нужно правильно сидеть за партой.
6. Проведены 3 физкультминутки из трёх лёгких упражнений с тремя повторениями каждого.(Гимнастика для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук)
7. В содержательной части есть сообщение знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения (Инструктаж по технике безопасности, осторожное поведение с кислотами, другими химическими веществами, о возможных последствиях неправильного поведения для здоровья)
8.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу) т.к. учитель использовал активные формы обучения: сообщения о кислотах сделанные учащимися, лабораторные опыты проведённые учащимися доказывающие закон, поиск ответов на поставленные вопросы, выводы, самостоятельно сделанные учащимися, работа с компьютером – ответы на интерактивные задания.
9.Психологический климат создавался улыбками, шутками, доброжелательными отношениями между учителем и учениками (для сохранения психического здоровья учащихся).
10. Плотность урока, то есть количество времени, затраченного школьниками на учебную работу 80%. Норма – не менее 60% и не более 80%.
11. Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности – 40 минут.
12.Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментирует домашнее задание, возможна рефлексия, ставит оценки за урок с комментариями. |
|
|