|
«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием» Фатьянова Евгения Александровна, учитель химии и биологии средней школы № 48 г, Белгорода.
Мастер – класс
Тема: «Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».
Цель: Представить собственную систему работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».
Применяемые методы: проблемное обучение, элементы проектной деятельности.
Оборудование: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», «Таблица растворимости кислот, солей и оснований», ряд активности металлов, инструктивные карты.
Тема: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения».
Цель: 1) Создать условия для усвоения учащимися знаний по строению и классификации бинарных соединений.
2) Обеспечивать развитие коммуникативных, информационных компетенций, критического и творческого мышления, самостоятельности учащихся.
3) Воспитывать культуру умственного труда. Основные понятия, приобретённые учащимися ранее:
- Строение Периодической системы Д.И. Менделеева (элементы – металлы и элементы – неметаллы, периодичность изменения свойств, высшие оксиды)
- Степень окисления
- Физические свойства вещества Класс делится на группы, которые формируются с учётом уровня знаний, организаторских способностей учащихся, определяется руководитель, организующий работу в группе. Учащиеся получают инструктивные карты.
Подготовительный этап: формулировка темы и целей проектной деятельности, выделение подтем, доведение до учащихся конкретных задач.
Тема: «Оксиды».
Цель: собрать информацию и представить отчёт о составе, классификации, свойствах оксидов.
Результаты оформите в таблицу.
Планирование: определяем источник (периодическая система) и способы сбора информации (работа в группе, анализ инструктивных карт, актуализация знаний).
Разработка проекта: Накопление информации.
1 – группа: Общая характеристика.
Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.
Изучите формулы предложенных соединений: CaO, SO3, Al2O3. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания, определите общее название этих соединений.
Определите степени окисления элементов в соединениях. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в этой группе.
Сформулируйте определение и выведите общую формулу.
Можно ли H2O2, K2O2 отнести к вашей группе соединений? Почему?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Общая формула
Определение
|
|
2 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.
Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию оксидов по составу в виде схемы.
К какой группе можно отнести оксиды Be2O3, Al2O3?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Классификация
| по составу
|
3 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.
Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию оксидов по физическим свойствам в виде схемы.
Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Классификация
| по физическим свойствам
|
Оформление результатов: составление по группам и общей таблиц.
Презентация: представление результатов выполненной работы.
Оценивание.
Характерис
тики
| Данные
| Состав, общая формула, определение
| ЭxOy-2
| Классификация
| по составу
оксиды металлов оксиды неметаллов
K2O, MgO, BaO P2O5, N2O5, SO3
по физическим свойствам
твёрдые жидкие газы
H2O CO2
SiO2
по растворимости в воде
растворимые нерастворимые
CaO SiO2
|
Характеристи
ки
| Данные
| Общая характеристика оксидов.
| Определение:
Общая формула:
|
Характеристи
ки
| Данные
| классификация
| по составу
|
Характеристи
ки
| Данные
| классификация
| по физическим свойствам
| 1 – группа: Общая характеристика.
Цели: изучите состав, определите общую формулу, выведите определение оксидов.
Изучите формулы предложенных соединений: CaO, SO3, Al2O3. Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания, определите общее название этих соединений.
Формируемые знания: актуализация знаний по темам строение периодической системы, простые вещества металлы и неметаллы.
умения и навыки: информационные, коммуникативные.
Определите степени окисления элементов в соединениях. Сделайте вывод о степени окисления кислорода в этой группе.
Сформулируйте определение и выведите общую формулу.
Можно ли H2O2, K2O2 отнести к вашей группе соединений? Почему?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Общая формула
Определение
|
|
2 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по составу.
Изучите формулы предложенных оксидов: MgO, N2O5, K2O, BaO, P2O5, SO3.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об элементах - металлах и элементах - неметаллах, приведите классификацию оксидов по составу в виде схемы.
К какой группе можно отнести оксиды Be2O3, Al2O3?
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Классификация
| по составу
|
3 – группа: Классификация оксидов.
Цель: проклассифицируйте оксиды по физическим свойствам.
Рассмотрите формулы предложенных оксидов: H2O, CO2, SiO2.
Пользуясь таблицей Д.И. Менделеева и опираясь на ранее полученные знания об агрегатном состоянии вещества, приведите классификацию оксидов по физическим свойствам в виде схемы.
Могут ли предложенные вам вещества изменять агрегатное состояние? Ответ обоснуйте примерами.
Результаты внесите в таблицу.
Характеристики
| Данные
| Классификация
| по физическим свойствам
|
Оформление результатов: составление по группам и общей таблиц.
Презентация: представление результатов выполненной работы.
Оценивание. |
|
|