|
Спортивно-ориентированного физического воспитания «в здоровом теле здоровый дух» ПРОГРАММА
Педагогического эксперимента по
освоению и внедрению инновационной образовательной технологии
СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ» ВСТУПЛЕНИЕ. Учебно-воспитательный процесс школьного физического воспитания не остался в стороне от попыток инновационных преобразований, в нашем случае они заключаются в спортивно-видовом подходе к содержанию учебных программ по физической культуре. Учебные занятия согласно таким программам, строятся по принципу спортивной тренировки с учетом пола, возраста и желания занимающихся.
В моей программе предпринята попытка реализовать
конструктивный потенциал инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания на основе использования углубленного изучения и освоения учащимися волейбола или баскетбола,
как одного из видов спортивной специализации.
В основу разработки экспериментальной программы была положена идея спортизации, основным направлением которой является углубленная подготовка по одному из видов спортивной специализации.
Эффективность использования спортивных технологий в школьной физической культуре определяется сформированностью интереса учащихся к уроку физической культуры, повышением развивающего и тренирующего эффекта физкультурных занятий, адаптацией организма школьников к физическим и умственным нагрузкам, воспитанием позитивного отношения к спортивной деятельности в целом .
Вариативный компонент программы по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений должен учитывать национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, определяемое учителем в зависимости от профессиональной
подготовленности, спортивной специализации и интересов школьников к конкретному виду спортивной деятельности.
С учетом возрастных особенностей детей, на мой взгляд, эффективнее планировать содержание вариативной части программы на основе использования игровой деятельности. Исходя из того что и волейбол, и баскетбол – сложнокоординационные виды спорта, требующие более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данными видами спорта начиная с 5-го класса, на базовом, этапе общеобразовательной школы.
Тем более следует учесть, что возрастной период 10– 13 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций .
Поэтому в настоящей программе была определена попытка изучить возможности повышения эффективности развития физических качеств и мотивации к урокам физической культуры учащихся образовательной программы общего образования Чапаевского губернского колледжа на основе использования в рамках вариативной части программы средств волейбола и баскетбола.
Основанием данного решения послужили также материалы исследования состояния физического развития и физической подготовленности
учащихся, проживающих в г.о. Чапаевск, Самарской области, а также результаты сравнительного анализа этих показателей со сверстниками из г.о. Новокуйбышевск.
Полученные данные позволили предположить, что именно использование этих видов спорта, в силу их универсальности и разносторонности воздействия на организм, обеспечат повышение «отстающих» физических качеств, в особенности: общей выносливости, координационных, силовых и скоростных способностей. Кроме того, занятия волейболом и баскетболом при определенной системе организации могут стать эффективной формой решения задач спортивного воспитания школьников, приобщения их к ценностям спорта, спортивного соперничества, спортивной культуры.
Разрабатывая экспериментальную программу, я руководствовалась следующими положениями:
- целевая направленность на воспитание физических качеств и формирование двигательных умений и навыков («школа игры в мяч») посредством средств волейбола и баскетбола;
- спортивно-игровая направленность занятий, связанная с воспитанием исходной ориентации и мотивации в спорте;
- воспитание у детей на положительном игровом, эмоциональном фоне интересов, потребностей, а также достойного поведения в соревновательной деятельности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Для эффективности физического воспитания целесообразно применять спортивно-ориентированное направление на основе видов спорта, реализующееся через учебную программу, подразумевающую единение совокупных принципов:
- соответствия программного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре;
- единства и противоположности логики науки о физической культуре и логики учебного предмета «Физическая культура»; структурного единства содержания программы по спортивно ориентированному физическому воспитанию с учетом личностного развития и становления школьника;
- учета содержательной и процессуальной стороны обучения при формировании и конструировании содержания программы по предмету «Физическая культура», базирующейся на требованиях «Обязательного минимума содержания образования по физической культуре» и отражающей основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическую, физическую, технико-тактическую и психологическую подготовку школьников с использованием тренировочных средств и многолетнего планирования.
2. При организации учебно-воспитательного процесса с тренировочной направленностью важно учитывать возрастные и морфофункциональные особенности учащихся всех классов и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля за состоянием и ходом процесса восстановления организма занимающихся после физической нагрузки.
3. Комплексное развитие физических качеств не исключает дифференцированного подхода в зависимости от состояния здоровья каждого учащегося и особенностей развития опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечнососудистой системы.
4. Регуляция физических нагрузок на учебно-тренировочных занятиях по виду спорта играет важную роль в формировании всесторонне развитой и подготовленной личности при условии сохранения интереса к занятиям. При планировании занятий необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии физического воспитания и спортивной тренировки, особенно в выборе и реализации таких объемов, интенсивностей и тренирующих воздействий, которые являются адекватными оперативному и текущему состоянию занимающегося.
5. При комплектовании учебно-тренировочных групп предпочтения занимающихся к определенному вида спорта не должны иметь никаких ограничений. Каждый учащийся может переходить из одной учебно-тренировочной группы в другую многократно при условии соответствия его подготовленности.
Цели, задачи, принципы, направления деятельности, примерные сроки реализации программы СПОРТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
в ГБОУ СПО ЧГК
на ОП ОО (ГИМНАЗИИ)
Реализация Программы будет осуществляться
с целью:
обеспечение и совершенствование организации уроков по физической культур, а так же оздоровления и занятости детей во внеурочное время; продвижение ценностей здорового образа жизни среди детей, формирование необходимых навыков здорового образа жизни, мотивирование детей на сохранение и укрепление своего здоровья.
Основные задачи в сфере реализации данной Программы:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья школьников.
Привитие устойчивого интереса к потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Повышения уровней развития познавательного и деятельного компонентов физической культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.
Укрепление материально-технической базы школы для занятий физической культурой и спортом.
Принципы реализации Программы:
Доступность занятий по выбранным видам спорта и оздоровления для детей всех категорий.
Непрерывность и преемственность данного процесса в течение всего периода обучения.
Дифференцированный подход к организации спортивных мероприятий с учётом специфики детского контингента и целевой установки на формирование потребности в здоровом образе жизни.
Основные направления программы:
Совершенствование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования.
Организация и проведение мероприятий направленных на развитие физических способностей, гигиенической, психологической культуры детей и подростков.
Реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, физкультурно-оздоровительных программ и услуг.
Подготовка кадров и повышение квалификации работников занятых в сфере организации данной программы (учителя физической культуры, тренеры ДЮСШ, инструктора).
Формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительской системы, освещающей данную программу.
Система программных мероприятий
Для достижения поставленной цели и решения конкретных проблем взят на вооружение программно-целевой метод, позволяющий активно использовать возможности и усилия всех заинтересованных ведомств и структур.
Программа представляет собой комплекс целенаправленных мер организационного, психолого-педагогического характера.
Программа представлена следующими блоками:
1.Блок «Образовательный»
2.Блок «Оздоровление»
3.Блок «Диагностика»
4.Блок «Досуг»
5.Блок «Информационный»
Организация управления
и механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации мероприятий Программы осуществляет администрация образовательной программы общего образования совместно с учителем по физической культуре, которые организует выполнение мероприятий Программы, готовят предложения по корректировке Программы, своевременным и в полном объёме выполнением мероприятий Программы.
Механизм реализации программы содержит в себя следующие этапы: подготовительный, организационный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап включает:
-подбор кадров, ознакомление с должностными инструкциями;
-комплектование детских групп, классов, команд;
-разработка документов: приказы, инструкции, планы.
2.Организационный этап включает:
-знакомство, адаптация;
-выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
-сплочение спортивных групп (классов);
-формирование правил и условий совместной работы;
-подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
3.Основной этап включает:
-проведение уроков по физической культуре со спортивно-ориентированным уклоном, выбранный классом;
-проведение мероприятий направленных на физическое воспитание, оздоровление, развитие детей и подростков;
-оформление информационных уголков: по технике безопасности на занятиях, по формированию здорового образа жизни.
4.Заключительный этап включает:
-проведение анкетирования с целью выявления потребностей участников экспериментальной программы в оздоровительных, психологических, образовательных услугах;
-медико-педагогический анализ промежуточных результатов.
Блок «Образовательный»
План – сетка
физической нагрузки детей и подростков образовательной программы общего образования
(примерная)
№
| класс
| Количество уроков физ.культуры в неделю
| Количество часов
тренировочных занятий в неделю
| Вид спорта выбранный классом
| 1.
| 1
| 2
учитель физ.культуры
| 5
инструктор по спорту
| л/атлетика
| 2.
| 2
| 3
учитель физ.культуры
| 4
инструктор по спорту
| л/атлетика
| 3.
| 3
| 3
учитель физ.культуры
| 4
инструктор по спорту
| л/атлетика
| 4.
| 4
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| волейбол
| 5.
| 5
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| баскетбол
| 6.
| 6
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| баскетбол
| 7.
| 7
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| баскетбол
| 8.
| 8
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| волейбол
| 9.
| 9
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| баскетбол
| 10.
| 10
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| волейбол
| 11.
| 11
| 3
учитель физ.культуры
| 4
тренер ДСШ
| волейбол
|
Составляющие результата образования
| Характеристики результата образования
| Параметры желаемого уровня достижения
| Сформированность представлений о здоровье как ценности
| Уровень понимания здоровья как ценности
| Знание основных составляющих здоровья как ценности.
Умение объяснить роль здоровья в жизни человеческого сообщества.
Знание основных факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье человека.
Знание основных факторов, оказывающих позитивное влияние на здоровье человека.
Умение обосновать необходимость формирования собственных стратегий здорового образа жизни.
Знание о мере ответственности человека за свое здоровье и здоровье окружающих.
Знание основных характеристик здорового человека.
| Сформированность умений и навыков ведения здорового образа жизни
| Уровень владения
умениями и навыками ведения здорового образа жизни
| Владение основными способами сохранения и укрепления здоровья.
Владение основными методами профилактики распространенных заболеваний.
Владение различными способами саморегуляции, самоорганизации, навыками эффективного общения.
Умение анализировать и оценивать состояние своего здоровья и ставить актуальные проблемы его сохранения и укрепления.
Умение организовывать свою деятельность, не нанося вреда здоровью.
Владение приемами, позволяющими противостоять приобщению к вредным привычкам.
Владение способами безопасного поведения в повседневной жизни.
Наличие опыта разработки и реализации индивидуальной программы сохранения и укрепления здоровья.
|
Блок «Диагностика»
1. Мониторинг состояния здоровья детей.
2.Разработка анкет и проведение анкетирования
по определению самочувствия учащихся
в школе.
3.Комплектование полного пакета документов
по реализации Программы здоровьесбережения.
4.Подготовка памяток для учащихся
по формированию здорового образа жизни.
5.Составление рационального режима дня
для учащихся. 6. Подготовка и проведение семинара для учителей школы по теме «Проблемы диагностики развития».
Блок «Оздоровление»
№
| Мероприятия
| Ответственные исполнители
| Сроки
| Планируемый результат и выполнение
| 1.
| Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характерис-
тик состояния здоровья детей
в школе;
-выявление учащихся специ-
альной медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья. Формирова
ние групп здоровья по показате
лям.
| врач школы
| ежегодно
| Медицинские карты, листы здоровья в классных
журналах
| 2.
| Проведение диспансеризации учащимся школы.
| врач школы
| ежегодно
|
| 3.
| Проведение медицинского осмотра учащихся 9-х,11-х классов.
| врач школы
| ежегодно
| план
медосмотров
| 4.
| Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
| врач школы
| ежегодно
| план
медосмотров
| 5.
| Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся.
| врач школы
| ежегодно
| план прививок
| 6.
| Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
| врач школы
| ежегодно
| классные
журналы
| 7.
| Анализ случаев травматизма в школе.
| врач школы,
заместитель директора
| ежегодно
| материалы
отчетов
| 8.
| Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
| врач школы
| ежегодно
| материалы
отчетов
| 9.
| Контроль за качеством питания и питьевым режимом.
| мед.сестра
| ежедневно в течение года
|
| 10.
| Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
проветривание;
освещение;
отопление
вентиляция
уборка
| мед.сестра, учителя
| ежедневно в течение года
|
| 11.
| Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)
| заместитель директора
| ежегодно
| справка по оценке расписания
| 12.
| Постоянный контроль за школьной столовой.
| врач школы директор школы
| ежедневно в течение года
|
|
Блок «Досуг»
Сентябрь
Налаживание работы кружков и секций, организация клубной деятельности.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровье сбережению.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
«Уроки чистоты».
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно-массовых соревнованиях и спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Старты здоровья.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время (систематически).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Организация работы спецгруппы.
Октябрь
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки (ежедневно).
Подвижные игры на переменах (ежедневно).
Ноябрь
Проведение мероприятий, приуроченных к празднику « День спорта».
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме « Курение - вред». Итог: выпуск плакатов, посвященных борьбе с курением и наркотиками.
Совещание актива по проведению физкультурных праздников, игр на местности.
Физкультминутки и динамические паузы (систематически)
Отчёты о проделанной работе по здоровье сбережению.
Декабрь
Первенство школы по баскетболу.
Проведение конкурсов «Папа, мама, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи.
Физкультминутки и динамические паузы (ежедневно).
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь
Открытые воспитательные часы «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физкультминутки и динамические паузы.
Февраль
Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
День защитника Отечества.
Соревнования «А НУ-КА ПАРНИ!».
Физкультминутки и динамические паузы.
Март
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Подготовка ко Дню здоровья.
Физкультминутки и динамические паузы.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель
Всемирный день здоровья.
Первенство школы по кроссу.
День здоровья.
Динамические паузы, физкультминутки.
Май
Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний
период(детские загородные лагеря).
День здоровья.
«Весёлые старты».
Проведение экскурсий на природу.
Презентация уроков чистоты.
Июнь
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
Работа по плану летних каникул.
Блок «Информационный» - ознакомление детей с данной программой; - беседа о правилах безопасности на занятиях по физической культуре;
- оформление информационных уголков: по технике безопасности на занятиях;
- оформление информационных уголков: по формированию здорового образа жизни;
- поиск совместно с детьми информации о инновационных здоровьесберегающих технологиях;
Ожидаемые результаты и основные средства их достижения
Ожидаемые результаты
| Основные средства достижения ожидаемых результатов
| 1. Снижение уровня заболеваемости детей
| - проведение занятий по физической культуре с учётом выбора детей (и как следствие увеличения интереса к урокам физической культуры );
| 2. Рост уровня физического развития
| - обеспечение оптимальности нагрузок на уроках физической культуры и во внеклассной работе в соответствии с возрастными нормами и индивидуальными особенностями детей;
| 3. Повышение функциональных возможностей организма учащихся
| - применение на уроках физической культуры и во внеклассных занятиях упражнений на развитие дыхательной, сердечнососудистой и нервной систем;
| 4. Улучшение физической подготовленности на основе развития основных физических качеств
| - приоритетная направленность развития гибкости, ловкости, быстроты, координации движений (баскетбол, волейбол);
| 5. Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности
| - беседы, методические занятия, «Уроки здоровья», применение в учебном процессе учебников по физической культуре для учащихся 1-11 классов
| 6. Рост уровня умений в сфере физической культуры и переход их в устойчивые навыки
| - тренировочная направленность внеурочных занятий по физической культуре;
| 7. Повышение уровня активности и самостоятельности детей в деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья
| - комплексы домашних заданий и вовлечение детей в поиск, разработку и организацию внеклассных мероприятий;
| 8. Повышение заинтересованности родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и их содействие школе в этом процессе
| - проведение родительских собраний и внеклассных мероприятий с родителями, привлечение их к совершенствованию физкультурной материально-технической базы класса и школы.
|
Цели, содействующие формированию потребности к здоровому образу жизни, задают критерии отбора идей необходимых для построения территории здоровья. Причем, степень актуальности предлагаемых идей будет определяться значимостью той проблемы, снятию которой может способствовать ее реализация. Таким образом, наличие актуальной проблемы, которая может быть решена полностью или частично за счет предлагаемой идеи – необходимое условие ее выбора.
|
|
|