Главная страница

Статья: Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции



Скачать 45.08 Kb.
НазваниеСтатья: Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции
Дата16.04.2016
Размер45.08 Kb.
ТипДокументы

СТАТЬЯ: Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции Кучерова Юлия Викторовна учитель-логопед МБДОУ (муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) №156 г.Тулы – детский сад комбинированного вида Значение развитой речи в воспитании и обучении ребёнка общеизвестно: главная суть речи – осуществлять у ребёнка функцию общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. А чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Мы изучали взаимосвязь общей и речевой моторики и нашли её подтверждение в исследованиях многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Нами было отмечено, что при овладении детьми двигательными умениями и навыками, развивается координация движений, а формирование движений происходит при непосредственном участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений ног, туловища, рук, головы подготавливает артикуляционный аппарат к выработке правильных артикуляционных укладов, а как следствие – правильное звукопроизношение. В ходе наших наблюдений за детьми в ДОУ была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие; общая моторика при этом может быть нормальной. Исходя из опыта работы с детьми с ОНР, следует отметить, что детям с общим недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Нами были отмечены трудности у детей в выполнении движений по словесной инструкции , отставание от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушение последовательности элементов действия. Например, дети испытывают затруднения в упражнениях с мячом, при передаче его с небольшого расстояния, во время ударов мячом об пол с попеременным чередованием. Также затруднительны: прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. В ходе наших наблюдений за детьми с ОНР в ДОУ мы выделили ряд особенностей в формировании мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.). Движения детей с общим недоразвитием речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Мы считаем, что это является основной причиной, затрудняющей овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В ДОУ многие дети с ОНР, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи, особую сложность для них представляет застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников с ОНР обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи сказывается и на других видах деятельности, например, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Нами отмечено, что слабо развитая моторика, свойственная детям с общим недоразвитием речи является причиной нарушений произносительной стороны речи, так как фонетически правильно оформленная речь предполагает точную координацию движений артикуляционного аппарата. А нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. В трудах многих известных учёных мы нашли доказательства того, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития навыков ручной умелости. Мы считаем, что работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. На коррекционных занятиях в ДОУ нами широко используется один из самых известных и популярных методов коррекционного воздействия - пальчиковая гимнастика. Практикование нами тренингов мелкой моторики рук, координирующих органы речи, способствует расширению лексического запаса детей, формированию у них правильного произношения. А потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковую гимнастику, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счёт удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковой гимнастикой. Стихи, сопровождающие действия, привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Сопровождая пальчиковые действия прибаутками и потешками, мы тренируем память детей, так как в процессе гимнастики они запоминают стихотворные тексты. Ритм, неизменный порядок слов и рифма стихов и потешек обогащают речь ребёнка разными интонациями, делают речь более выразительной. С целью развития мелкой моторики на коррекционных занятиях в ДОУ нами используются и другие виды деятельности: рисование (штриховка, закрашивание, дорисовывание деталей рисунка, обводка деталей картинки по пунктирным линиям и т.д.), аппликация, лепка, шнуровки, игры с крупой, выкладывание букв из различных материалов и многое другое. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям, направленным на развитие моторики и координации движения рук, мы решаем сразу две задачи: развитие речи и развитие мелкой моторики. Изученный нами теоретический материал и опыт работы позволили нам сделать следующий вывод: если развитие мелкой моторики соответствует норме, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же мелкая моторика слабо развита, то страдает и речь ребёнка. Литература 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 200с. 2. Гаврина С.Е. Развиваем мелкую моторику руки у детей. Пальчиковая гимнастика, рисование по контуру, раскрашивание / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова, С.В.Щербинина; худож. Г.В.Соколов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 64с.: ил. (Уроки для дошколят). 3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005. 4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999. 5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006. 6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., «Просвещение», 1989.