|
В логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА БЫКОНЯ С.В.
2
Проведение работы по психо-речевой коррекции у детей с общим недоразвитием речи, формирование познавательных интересов, сообщение им разнообразных знаний способствует умственному развитию дошкольников.
Исходя из того, что основным содержанием, сутью умственного развития является развитие умственных способностей, мы должны придавать особое значение развитию этих способностей.
В дошкольном возрасте развитие умственных способностей достигается в процессе усвоения знаний. «Именно в этом и заключается смысл широко распространённого понятия «развивающее обучение» (Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко).
Мы стремимся в своей работе повышать развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Но многолетняя практика работы с детьми с ограниченными возможностями речевого развития подтверждает необходимость прямого управления развитием психологических качеств, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их широкого использования в самых разнообразных ситуациях.
Как показали результаты исследований Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говоровой, Л.И. Цеханской, ОСНОВОЙ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОВЛАДЕНИЕ РЕБЁНКОМ ДЕЙСТВИЯМИ ЗАМЕЩЕНИЯ И НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (Л.А. Венгер и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва, Просвещение, 1989г.).
Анализ собственной практической работы по коррекции речи позволяет сделать вывод, что именно наглядные модели являются той формой обозначения предметов и их отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста в силу того, что ведущими видами мышления у дошкольников выступают наглядно- действенное и наглядно- образное мышление.
3 Наглядным моделированием можно представить разнообразные компоненты языковой системы: фонетико - фонематические процессы, лексику пассивную и активную, грамматический строй, связную речь.
При исправлении и формировании фонетических умений целесообразно использовать:
1 – символы артикуляции звуков гласных и согласных: А- большой круг, У- маленький кружок, И- вытянутый по длине прямоугольник, О- овал, Ы- полукруг, Э- тонкий полукруг; Ш- кружок(символ губ), стрелка вверх( символ языка), С- дуга вниз( символ губ), стрелка вниз(символ языка)
2 – силуэты или картинки - звукоподражания (использование символов и силуэтов позволяет, опираясь на наглядно- образное мышление, более четко и полно представить детям особенности артикулирования и воспроизведения различных звуков, дать им образную характеристику).
3 – модели звуков, обозначенные фишками разного цвета (гласные - красным цветом, согласные твёрдые- синим цветом, согласные мягкие- зелёным цветом). В качестве фишек можно использовать кружки, квадраты, треугольники из пластика, картона, дерева, цветные магниты или рисовать цветными мелками на доске, асфальте.
АР(красный+синий) СУ(синий+ красный) МИ(зелёный+ красный) СОК (синий+зелёный+красный) ЛИСА(зелёный+красный+синий+красный)
4- сигналы для выделения звуков на слух из ряда изолированных звуков, из ряда слогов, слов, из фразы, они даются на каждого ребёнка, в начале обучения один сигнал, обозначающий гласный или согласный звук, затем два или три сигнала для развития фонематического восприятия(согласный мягкий и твёрдый- соответственно сигналы зелёного и синего цветов, гласный- сигнал красного цвета). Эффективным является использование фишек и сигналов в качестве составления звуковой схемы слога или слова с помощью модели звука (КИТ-соответственно зелёный+красный+ синий сигналы)
4
составление модели места звука в слове (слово обозначаем узкой полоской, звук обозначаем фишкой, или мелом, или деталями мозаики СОМ ОСА НОС ОКНА ДОМ ПАЛЬТО.
5- удобной моделью для слогового анализа или определения места звука в слове является обыкновенное наборное полотно:
слово из одного слога звук в начале слова слово из двух слогов звук в середине слова слово из трёх слогов звук в конце слова
Каждая полоса наборного полотна соответствует определённому количеству слогов или обозначает место звука в слове.
6- в качестве наглядной модели для автоматизации звука в слоге, слове, а в начале коррекции для произношения изолированного звука целесообразно использование палочек, полосок разных или одного цвета: сколько их выложит ребёнок по предложенной инструкции, столько раз нужно произнести звук, слог или слово:
I I I I – ш ш ш ш; ар ар ар ар; лук лук лук лук
7- эффективным является использование «пальчиковой модели» звуко- слогового анализа и синтеза:
- «пальчики шагают» или «пальчиковый человечек» - один шаг «человечка» обозначает один слог: ЛИ—СА (2 шага= 2 слога), МО—ЛО—КО(3 шага= 3 слога), - с помощью кистей рук - « ручеёк течёт и свистит-С-С-С; ручеёк широко разлился- С-С-Са (широко развести ладони рук), ручеёк протекает узкой струйкой- С-С-Су(ладони поставить близко друг к другу), ручеёк растёкся вокруг камня- С-С-Со(ладони округлить на расстоянии друг от друга), ручеёк наткнулся на скалу и откинулся назад- С-С-Сы(кисти рук на себя)», аналогично - со звуком Л (самолёт и парашютисты- гласные звуки), со звуком Р( машина и пассажиры- гласные звуки).Надо отметить, что наглядная модель- кисти рук и их движения +произношение удобна в отработке произношения слогов, т.е. на начальных этапах автоматизации звуков.
5
8- увлекательным для детей является объектная модель слога или короткого слова, когда каждый ребёнок обозначает один звук, становятся рядом друг с другом в заданной словом последовательности- «живые звуки», а остальные произносят, складывают слог или слово- этой формой работы мы упражняем детей в звуковом синтезе и анализе: АС СЫН
В этом случае звуковой анализ слога или слова является максимально
наглядным, заинтересовывает детей- участников и детей- зрителей.
9- наглядной моделью для произнесения и звукового анализа и синтеза выступает и игровая ситуация, в которой слог или слово синтезируется с помощью первых звуков из названий игрушек. Например, слово ЛУК можно представить моделью ряда игрушек: Лошадь + Утка+ Кошка. Дети упражняются в выделении первых звуков из представленных образов и синтезе этих звуков в слово.
10- вариантом наглядно- звуковой модели может служить игра «Пирамида» (предложена в сборнике Г. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» Москва, просвещение, 1988г.), с помощью которой дети проводят звуковой или слоговой анализ слова и упражняются в автоматизации звука в слове.
Исходя из перечисленных наглядных звуко-слоговых моделей, следует сказать, что наглядное моделирование в фонетико- фонематическом развитии может быть представлено:
1 картинками на звукоподражания, 2 символами артикуляции звуков, 3 сигналами, фишками, палочками, мозаикой, 4 схемами, 5 пальчиковыми моделями, 6 объектной моделью,
6 7 игрушками или образами (картинками), 8 дидактическими играми.
Использование этих разнообразных видов наглядных моделей позволит максимально эффективно проводить коррекционно- развивающий процесс при исправлении фонетико- фонематического недоразвития речи.
Лексико- грамматические компоненты языка и связные высказывания возможно и целесообразно так же формировать и развивать с широким применением метода наглядного моделирования.
При развитии лексического строя речи удобно представлять детям: 1-наглядную модель – группу предметов лексической темы на картинках, для называния каждого предмета, употребления обобщающего слова и соотнесения: предмет обобщающее понятие (груша, яблоко, слива… это фрукты; груша - это фрукт; слива- это фрукт; фрукты: груша, яблоко, слива). В этом случае активно развиваются компоненты мышления – обобщающие понятия, обобщающие процессы.
2- возможно предъявить модель лексической группы – один предмет (натуральный, или игрушку, или образ - картинку) и предложить ребёнку назвать из этой группы другие предметы (собака; это домашнее животное; каких домашних животных ты можешь посадить около собаки?). Такая минимизированная модель максимально активизирует процесс припоминания и упражняет в развитии долговременной памяти.
3- заинтересует ребёнка и такая ситуация, когда к предъявленным образам (предметам или картинкам) предложить разложить ряд подходящих картинок, предметов (что из этих картинок подойдёт к: юле? мотоциклу? платью?- разложить по лексическим группам: игрушки, транспорт, одежду). Эти варианты игровых ситуаций можно назвать предметным (образным) моделированием).
4- в коррекционном развитии дошкольника с общим недоразвитием речи имеет место и цветовая наглядная модель; в этом случае ребёнку предъявляется таблица цветов - основных и оттеночных и ряд изображений или игрушек, даётся образец- модель словосочетания, после чего он называет цвет и соответствующий предмет, проводя тем самым
7
дополнительную работу по классификации предметов по цвету (ярко-красная звезда, тёмно-зелёный горох).
5- широко применяется пальчиковая наглядная модель, когда при выполнении пальчиковых упражнений дети моделируют определённые предметы: явления природы, растения, животных, птиц, насекомых, сооружения и т.д. Целесообразно эти игровые упражнения группировать по лексическим темам.
6- лексика дошкольника обогащается и при использовании наглядного моделирования разных предметов с помощью счётных палочек, спичек, шнурков или верёвочек. Удачным здесь явится выполнение задания: построить соответствующее изображение найти в окружающем предмет или картинку выучить стишок об этом предмете (сложить лодочку - это водный транспорт; лодки найти на картинках, на участке детского сада, среди игрушек; выучить: «Я в лодочке сижу, я вёслами гребу, я быстро плыву, я вокруг на всё смотрю»).
7- значительно облегчает работу по формированию лексических средств языка способ наглядного моделирования предметов в клеточном пространстве, попутно с подготовкой руки к письму дети упражняются в систематическом изображении предметов по изучаемой лексической теме. Так, при ознакомлении с весенними природными явлениями возможным является моделирование - изображение в клеточном пространстве солнышка, сосульки, ручейка, лодочки в луже, скворечника, травы и других предметов. Каждую лексическую тему я представляю изображением моделей предметов, что, безусловно, упражняет детей в процессе абстрагирования.
При коррекции грамматического строя речи также целесообразно предлагать детям различные варианты наглядного моделирования.
Для упражнения в составлении словосочетания возможно использование следующих наглядных моделей:
1-таблица основных и оттеночных цветов + картинки предметов, дети упражняются в согласовании качественных прилагательных с
8
существительными в роде и числе (оранжевый апельсин, красная вишня, зелёное яблоко, синие сливы).
2- игра «Из чего сделано», в качестве наглядной модели даётся пластинка, изготовленная из определённого материала, и ряд картинок, дети упражняются в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными (гвоздь металлический, плита металлическая; стакан стеклянный, посуда стеклянная, окна стеклянные.
3- образная модель - картинки с изображением членов семьи + картинки предметов для образования притяжательных прилагательных и согласование их с существительными (мамин фартук, дядин стол, папина книга, бабушкины очки).
4- игра «Стакан сока» для образования относительных прилагательных от существительных, образования прилагательных путём сложения основ слов (апельсиновый сок; огуречный сок; лимонно - яблочный сок).
Для упражнения в составлении предложений используются наглядные модели:
1-даётся схема предлога, задаётся конкретный вопрос ( схема предлога В + «где лежит книга?»)
2-одна картинка + схема предлога с заданным словом(«мальчик» и предлог К со словом «дом»- «Мальчик подошёл к дому»)
3- две картинки + схема предлога («сойка», «сосна», схема предлога ОТ- « Сойка отлетела от сосны.»)
4- картинки предметов и устный вопрос (картинки «лодка», «девочка» и задаётся вопрос «Где сидела девочка? В чём плыла девочка? Что увидела девочка?»
5- картинки предметов, без вопроса, предлагается самостоятельно использовать слова на картинках и подходящий предлог ( картинки «стул», «стена», предлагается с разными словами – действиями составить предложение: Стул поставили к стене. Стул стоит около стены. Стул отодвинули от стены.)
9
Для упражнения в произношении связных текстов наглядные модели представляют значительную ценность и являются эффективным средством развития:
1 несколькими предметными картинками можно представить текст стихотворения (картинки: «сук, сосна, сова, лиса» смоделируют текст стиха: На суку сидит сова, Под сосной стоит лиса, На суку сова осталась, Под сосной лисы не стало.)
2- схематичное изображение содержания текста позволит быстрее его запомнить и воспроизвести (первый фрагмент схемы - изображение девочки и булавки, второй- изображение булавки под лавкой, третий- то же, что и второй и добавить перечёркнутую схему предлога ПОД, четвёртый- то же, что и второй и добавить схему солнышка: Алла искала булавку, А булавка упала под лавку, Под лавку залезть было лень, Искала булавку целый день.)
3- вместе с предметными картинками использовать схемы предлогов ( к картинкам по тексту «сова и лиса» добавить карточки-схемы предлогов НА и ПОД)
4- построение моделей связных текстов, потешек с помощью игрушек, или фигурок из настольного театра привлекает детей, вызывает яркий эмоциональный отклик и способствует развитию связных высказываний (потешка «Тень-тень-потетень» легко представляется игрушками: «плетень, лиса, медведь, зайка, ежи»)
5-карта- схема представляется возможной моделью обучения связной речи у детей подготовительной к школе группы, (текст «Мы ехали- ехали» можно изобразить моделью на доске - схемами дороги, речки, моста, горки, дома и в процессе рассказывания двигать игрушку- машинку по изображённой схеме)
6- пальчиковое наглядное моделирование заинтересовывает детей и делает процесс развития связной речи ненавязчивым и эффективным («Мы делили апельсин», «Пельмени» и многие другие тексты )
7-разнообразно используется модель – схема описательного рассказа по определённой лексической теме, здесь каждый фрагмент модели служит
10
опорой для составления одного предложения; эти предложения строятся в последовательности и образуют полный, связный, последовательный рассказ – описание предмета. Следует отметить, что это является наиболее сложной формой наглядного моделирования и предлагать её целесообразно только после усвоения детьми способов работы с такой моделью. Вначале необходимо разобрать с детьми фрагменты модели, выяснить, о чём можно говорить по каждому элементу; далее важным явится обучение составлению фразы: 1) с помощью образца, 2) по вопросам, 3) по опорным словам; только после этого возможно предложить составлять связный рассказ - описание, объединяя предложения по всем фрагментам наглядной модели.
8- сложной формой работы является пересказ, составление рассказа из личного опыта, придумывание сказки по наглядной модели, где вместе с сюжетом представлены предметные картинки персонажей этого сюжета или совершаемые ими действия. Развитие речи на такой модели эффективно и достигает максимальных результатов, но при условии большой предварительной подготовки.
Таким образом, наглядное моделирование лексико-грамматических средств языка и связной речи может быть представлено:
1 картинками одного или нескольких предметов из лексической темы,
2 предметами и игрушками по определённой лексической теме или сюжету,
3 движениями кистей рук,
4 схемой предлогов,
5 схемой цветового, материального обозначения предметов,
6 схемой фразы,
7 схемой рассказа - описания, пересказа.
Исходя из анализа видов наглядных моделей, используемых в коррекционном развитии всех компонентов языковой системы, можно выделить группы наглядного моделирования с учётом особенностей мышления детей дошкольного возраста:
11
--ПРЕДМЕТНОЕ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ,
--ОБРАЗНОЕ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ,
--СИМВОЛИЧЕСКОЕ ИЛИ СХЕМАТИЧЕСКОЕ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Для оптимального решения задач коррекционного развития детей-дошкольников с общим недоразвитием речи используется предметное и образное наглядное моделирование постоянно и разнообразно, а символическое наглядное моделирование применяется в специальном обучении, планомерной подготовке мыслительных процессов к усвоению способов работы со схематическими моделями.
Эта работа проводится многопланово и систематически в течение многолетней практики психо-речевой коррекции дошкольников и предполагает постоянный поиск новых форм и способов наглядного моделирования, что является неотъемлемым условием совершенствования развивающего обучения. |
|
|