Главная страница

Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал»



Скачать 86.01 Kb.
НазваниеИз опыта работы. Работа с одарёнными детьми «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал»
Дата16.04.2016
Размер86.01 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми

«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал».

Р.Н. Бунеев

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса.

Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Живое слово учителя, эмоциональное и образное, высокая культура общения, умение каждому этапу работы придать смысл делают задания. Учитель должен любить и знать искусство и до каждого ученика стараться донести не только знания, умения, навыки по русскому языку, но и красоту звучащего слова, неразрывную связь слова с музыкой, живописью, скульптурой. Задача учителя – заметить вовремя одаренного ребенка.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа с группой одарённых учащихся:

-повышает познавательный интерес школьников к предмету;

-развивает творческую инициативу, исследовательскую активность и интеллектуальные способности учеников;

-учит принимать нестандартные решения и прогнозировать результат;

-развивает коммуникативные возможности учащихся для формирования их речевой компетентности.
Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (районным и областным), а также поступлению и обучению в вузах.

Одаренные дети отличаются:

- способностью быстро схватывать смысл понятий, принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;

- необычайной познавательной активностью;

- потребностью в деятельности;

- увлечением определенными видами деятельности;

- творческими достижениями в раннем возрасте;

- получением удовольствия от деятельности.

Чему и как учить детей с незаурядными умственными возможностями, как способствовать их оптимальному развитию? Как организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации учебно-воспитательного процесса для одаренного ребенка?

При планировании занятий с одаренными детьми учитель разбивает их на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Кроме того, выделен особый цикл занятий. Это обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.

Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: элективные и факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

1) Творческих. Например:

- Написать стихотворение, используя имена существительные общего рода.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

2) Исследовательских. Например:

- Выяснить роль Н.Н.Гончаровой в жизни и творчестве А.С.Пушкина.

- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.

- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

3) Информационных. Например:

- Подготовить информацию: “Какой корень у местоимения “я”?”

- Подготовить доклад о русских лингвистах.

- Подготовить проект на тему “Достопримечательность моего города”, используя архивные документы.

4) Игровых. Например:

- Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.

5) Практико-ориентированных. Например:

- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ГИА, ЕГЭ.

- Выпустить «Словарь диалектных слов, встречающихся в романе Шолохова «Тихий Дон».

- Подготовить альманах “Кубанские писатели и поэты”.

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Лингвистический (языковой) анализ текста.

6. Литературоведческий анализ текста.

7. Работа по карточкам, с перфокартами.

8. Конкурсные работы.
На занятиях школьникам дается как теоретический, так и практический материал. Причем, в каждой теме акцентируется внимание на тех аспектах, которые слабо освещены или совсем отсутствуют в школьном курсе русского языка. Так в разделе «Фонетика и орфоэпия» рассматриваются фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения, определяются фонетические средства, используемые для создания художественного образа, т. е. обслуживаются вопросы, лежащие за пределами чисто лингвистических знаний. В разделе «Лексикология и этимология» учитель дает обширный материал по таким понятиям, как омонимия и её виды, синонимия, антонимия, архаизмы и историзмы, неологизмы, иноязычная лексика, а также рассматривает стилистические приемы, основанные на их применении. На занятиях по морфологии уделяет внимание словам категории состояния, лишь недавно введённым в школьную программу, историческую морфологию. В разделе «Синтаксис» большое внимание уделяет разбору сложных синтаксических конструкций. На занятиях по комплексному анализу текста наиболее активно осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя. Практически на каждом занятии даются задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся, безусловно, требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.

В качестве материала для занятий использует олимпиадные задания прошлых лет, а так же теоретический и практический материал, собранный из самых различных источников: словарей, учебников, учебных пособий, журнальных публикаций (журнал «Русский язык в школе»), текстов художественной литературы.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание.

Для того, чтобы дети достигли высоких результатов, необходимо развивать их умение мыслить: находить информацию, обобщать, систематизировать, выяснять причинно-следственные процессы. Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить. Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах.

Развитие творческих способностей учеников средних классов стоит в тесной связи с их общим литературным образованием и начитанностью. Поэтому, прежде всего, стремлюсь к созданию у детей, особенно одарённых, богатого читательского опыта, опыта правильного и достаточно глубокого восприятия художественной литературы. Это касается и поэзии. Чтение стихов, беседы о прочитанном, наблюдения над поэтической речью, выразительное чтение учащихся- всё это создает ту литературную и языковую культуру, без которой невозможно детское творчество.

Мини-курсы, кружки, факультативы. Программа обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на расширение кругозора, увеличение объема знаний в конкретной области, развитие мышления, самопознание.

Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимость каждого человека и постепенно отказываться от унификации личности в сфере образования. Один из основных вариантов качественного образования одаренных – индивидуализация обучения, или индивидуализированные задания. Они могут быть четырех видов: обязательные, альтернативные (выборочные), дополнительные задания, предложенные учителем, и задания, тему которых предлагают сами ученики. В процессе выбора ученик взвешивает предпочтительные и второстепенные варианты желаемого, что повышает мотивацию выполнения заданий. Применение индивидуализированных заданий в процессе обучения должно носить системный характер в плане объема, сложности, обратной связи. (Например, при изучении лирики А.А. Блока разбираем цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Можно предложить следующие варианты заданий: 1) обязательное: чтение стихотворений цикла; ответы на вопросы: какой предстает лирическая героиня? Какое место в книге занимает лирический герой? 2) выборочное: основные положения философии В. Соловьева, воспринятые Блоком; «биографический контекст» цикла. 3) дополнительное: связь цикла с традициями русской романтической лирики. 4) задания, тему которых предлагают сами ученики: иллюстрирование цикла; чтение стихов наизусть).

Стратегия «исследовательское обучение». Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ученику инициативу в организации своего развития. Самостоятельная исследовательская практика детей традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Подобная модель организации учебного процесса будет воспитывать у учащихся исследовательские компетенции.

Стратегия «проблематизации». Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем.

Содержание образования, смоделированное по этой стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых – найти способы решения и наконец решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Развитию одаренности учащихся способствует создание проблемной ситуации. Проблемно-диалогический метод обучения должен являться основным в процессе обучения одаренных учащихся, он обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся. Задания при применении этого метода просты по конструкции. Например, серия вопросов, строчка из стихотворения, высказывания известных людей служат импульсом к творческой работе. Выделенная учителем совокупность проблем должна органически входить в систему уроков по художественному произведению и в систему подготовки по предмету. Иллюстрацией этого положения может быть серия вопросов (например, по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»: 1) В какой семье: Ростовых, Болконских или Курагиных – ты хотел бы жить? 2) Какая она – счастливая семья? 3) Лиза и Андрей Болконские. Почему они несчастливы? 4) Наташа Ростова и Андрей Болконский могут создать счастливую семью? 5) В чем истинная красота человека? и пр.).

Развитие творческих умений всегда сопровождается сильными эмоциями, которые выступают как необходимое условие совершенствования этих умений. В самостоятельном поиске учащихся, организованном преподавателем, формируется познавательный интерес, высокая активность подростков. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у школьников необходимое языковое чутьё и вырабатывает приёмы творческой деятельности. В классе появляются «поэты» и «прозаики».