Главная страница

Подготовила: Володина И. Г, учитель-логопед мкдоу «црр-д/с№4»



Скачать 94.51 Kb.
НазваниеПодготовила: Володина И. Г, учитель-логопед мкдоу «црр-д/с№4»
Дата14.04.2016
Размер94.51 Kb.
ТипДокументы

Координация взаимосвязей учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в работе по развитию речи дошкольников.

Подготовила:

Володина И.Г, учитель-логопед МКДОУ «ЦРР-д/с№4»

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру речевых нарушений и систему коррекционного воздействия.

В переводе с греческого означает « воспитание правильной речи».

Что же такое речь? Это использование знаковой системы языка в процессе общения. Единица речи – предложение, т.к. именно предложение, а не отдельные звуки, слова, имеет смысловую организацию и несёт в себе некую информацию, которой мы обмениваемся в процессе общения.

Поэтому работа учителя–логопеда заключается не только в постановке правильного звукопроизношения, как это принято считать, а в коррекции речевого развития детей в целом.

Выделяют несколько компонентов речи: звукопроизношение, слоговая структура слов, фонематический слух, грамматический строй, словарный запас. Именно владение всеми всех этими компонентами в полном объёме и в соответствии с возрастной нормой является нормой речевого развития.

Вот этой сложной системой, которая является продуктом длительного общественного и исторического развития, ребёнок овладевает в сравнительно короткие сроки. По целому ряду причин процесс становления речи у детей может нарушаться. И в таких случаях необходима специально организованная коррекционная работа логопеда.

В нашей стране логопедическая помощь оказывается в системе здравоохранения и в системе образования. Работа логопеда поликлиники и учителя-логопеда образовательного учреждения ни в коем случае не подменяет друг друга, а взаимно дополняет, т.к. деятельность каждого из них имеет свою специфику.

В системе образования существует различные формы организации логопедической помощи детям разного возраста:

Детям дошкольного возраста

  • Специализированные ДОУ для детей с нарушениями речи

  • Логопедические группы для детей с ФФНР, ОНР, заиканием при ДОУ комбинированного вида

  • Дошкольные логопедические пункты при массовых ДОУ

  • Консультативные центры коррекционного обучения детей с нарушениями речи

Детям школьного возраста

  • Специализированные речевые школы-интернаты

  • Школьные логопедические пункты

Логопедическая работа с дошкольниками нацелена на коррекцию недостатков устной речи, а с детьми школьного возраста (1-4 классы) на преодоление нарушений процессов письма и чтения.

Конечно, логопедическую помощь должен оказывать специалист. Особенно это относится к коррекции звукопроизношения, при недоразвитии других компонентов речи - фонематического слуха, словарного запаса, грамматического строя - помощь могут оказать воспитатели и даже родители, используя рекомендации учителя-логопеда.

Есть существенное различие в занятиях воспитателей и учителей-логопедов по развитию речи: воспитатели работают сразу со всеми детьми группы, ориентируясь на нормальное речевое развитие детей, а учитель-логопед использует особые приёмы и методы, нацеленные на преодоление каких-либо трудностей в развитии речи дошкольников.

Такие особые приёмы и методы учителя-логопеды используют при восполнении пробелов в развитии всех компонентов речи. Выделим их.

Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия- одна из важнейших задач при подготовке детей к обучению в школе, т.к. именно полноценное развитие этих двух компонентов речи обеспечивает нормальное становление процессов письма и чтения.

ФС даётся нам от природы, это часть физиологического слуха, это способность слышать и различать фонемы родного языка.

ФВ – способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Этой способностью ребёнок овладевает в процессе специального обучения.

Особенностью логопедических занятий по развитию ФВ и обучению грамоте является привлечение максимально возможного количества анализаторов во время занятий: зрительного, слухового, тактильного, что позволяет добиться наилучшего результата.

Приведём пример. Изучение звука и буквы «С».

  1. знакомство с артикуляцией и характеристикой звука (губы улыбаются, зубы сомкнуты, между ними небольшая щель, язык упирается в бугорки за нижними резцами, воздушная струя холодная).

  2. распознавание звука на слух : среди других звуков, в слогах, в словах.

  3. введение образа буквы «С» и его закрепление.

    • на что похожа буква

    • выкладывание из спичек, счётных палочек, ниток и др.

    • прорисовывание буквы указательным пальцем в воздухе, на столе

    • трансформация буквы

    • узнавание буквы в разных геометрических фигурах

    • узнавание буквы в разных положениях

Таким образом, образ буквы изучается и закрепляется с привлечением максимального количества анализаторов.

Следующая особенность – порядок изучения букв. Воспитатели изучают буквы с детьми в следующем порядке:

А, У, О, Э, Ы – Л, М, Н, Р – И, Е, Ё, Ю, Я – Г-К, Т-Д, В-Ф, С-З, П-Б, Х, Ш-Ж - Ч, Щ, Ц – Й – Ь - Ъ

Учителя-логопеды:

А, У, И – П, Т, К – О – Х – Ы – М – С – И – Б – В – Д – Г –Э – Е – Ё –Л – Ш – Я –Р – Ж – Ц – Ч – Ю – Ф – В – Щ – Й – Ь

Задача воспитателя познакомить детей со всеми буквами родного языка, задача учителя –логопеда отработать звуки и буквы, которые вызывают наибольшие трудности у дошкольников либо в различении, либо в произношении.

Именно по этой причине в дошкольной логопедии соноры, шипящие, свистящие и аффрикаты, звуки наиболее трудные в произносительном плане, изучаются позже. Первыми вводятся сохранные звуки, и на материале этих звуков и букв дети учатся читать, как бы создаётся ситуация успеха.

Следующая особенность - специфика обучения чтению. Воспитатели учат читать сначала прямые слоги (МА, МИ, МУ и т.д.). На логопедических занятиях- сначала обратные слоги ( АТ, ОК, АП и т.д.), а затем уже прямые. Такой порядок обучения чтению не случаен, т.к. именно обратный слог даёт возможность ребёнку услышать все звуки слога.

Можно выделить несколько специальных упражнений и заданий, применяемых при обучении грамоте:

  • трансформация слогов и слов

  • чтение слов с пропущенными согласными ( парные согласные)

  • работа с изографами

  • чтение слов по полубуковке

  • логопедические пазлы для составления и чтения слов

развитие грамматической стороны речи имеет огромное значение для дошкольников, т.к. аграмматизмы устной речи проявятся впоследствии на письме и при чтении.

Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи

  • на образование форм множественного числа существительных:

игры «2 и 5», «Один-много»

  • на употребление существительных в косвенных падежах с предлогами:

игры «Я люблю», «Пары», «Кто с кем?», «Что из чего?», «Угощения животным»

  • на употребление предлогов и закрепление их значений:

выполнение действий с предметами, построение друг за другом по указанию педагога, определение местоположения предметов

  • на употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

игра «Большой-маленький»

  • на образование притяжательных прилагательных:

игра «Прятки», работа со сказкой « Заячьи мечты»

Словарный запас ребёнка развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами, явлениями, признаками предметов и действий и зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребёнка. А темп развития словаря зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребёнком, организации развивающей среды. Таким образом, можно выделить несколько общих рекомендаций по развитию словарного запаса детей:

  • развивать мышление ребёнка

  • активно знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями

  • обязательно сопровождать любые действия с ребёнком речью, называя предметы, их признаки, объясняя явления

Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько направлений развития словаря:

    1. Расширение объёма и уточнение значений

    2. Формирование семантических полей и лексической системности

    3. Расширение связи между словами в лексиконе

Расширение объёма и уточнение значений слов:

Практика показывает, что у детей бедный глагольный словарь, словарь прилагательных, есть пробелы в словаре существительных. Специально организованные игры и упражнения помогут детям обогатить словарный запас разными частями речи.

Глагольный словарь.

Как правило, глагольный словарь детей часто ограничивается обиходно-бытовыми глаголами. Расширить глагольный словарь помогут очень простые игры с мячом типа «Что делает….?», «Что можно делать с ….?». Кроме того, дети часто допускают ошибки при образовании приставочных глаголов. В такой ситуации можно рекомендовать работу со сказками

  • «О торопливой белочке и терпеливой курочке»

  • «Где мой домик?»

Словарь прилагательных.

При употреблении прилагательных дети чаще всего допускают ошибки при образовании антонимов и относительных прилагательных. Следующие игры могут их преодолеть:

  • Игра «Скажи наоборот»

  • Игры « Назови блюдо», «Назови одежду»

Словарь существительных

Воспитатели работают очень активно в этом направлении, используя множество разнообразных игр. Однако диагностика свидетельствует о том, что у дошкольников нередко бывают пробелы в знании названий частей целого. В данном случае рекомендуется игра « Что без чего?», причём её можно использовать при изучении всех лексических тем. Большие трудности у старших дошкольников вызывает образование сложных слов путём сложения основ, типа овощерезка, ледокол, пароварка и т.д. Работа со сказкой «Спор машин» поможет научить детей образовывать сложные слова.

Формирование семантических полей и лексической системности.

В процессе развития словарь не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля – группы слов, связанные по смыслу. Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счёт укрепления родовых отношений между словами одного поля.

Диагностика речевого развития дошкольников нередко выявляет пробелы в знании обобщающих понятий. Для их восполнения рекомендуются следующие игры и задания:

  • «Классификация» - для старших дошкольников есть усложнённый вариант игры. Картинки для классификации должны быть близкими по смыслу:

Ботинки, тапки, носки, туфли, гольфы, колготки, сапоги

Кастрюля, тарелка, сковорода, стакан, ложка, сито, тёрка, вилка

Табурет, шкаф, обеденный стол, кровать, книжный шкаф, буфет, комод

  • «Четвёртый лишний» - для старших дошкольников без опоры на картинки

Расширением семантических полей в лексиконе детей являются игры на обогащение словаря синонимов:

  • «Назови другим словом»

Погасить свет – потушить свет

Спешить в детский сад – торопиться

Глядеть в окно – смотреть

Грустные глаза – печальные

Более сложным является подбор синонимов из других частей речи:

Ленивый человек – лентяй, лодырь

Громадный человек – великан

Мчаться – быстро бежать

Храбрый человек – храбрец

Кроме того, работа по расширению словаря антонимов также является формированием семантических полей:

  • «Скажи наоборот», «Сделай наоборот»

  • «Исправь ошибку»

Мы замёрзли у костра

Весной грачи улетают в тёплые края

На плите замораживают продукты, а в холодильнике разогревают

За ночь снегу намело, и улица почернела

Мой папа ниже меня, потому что я ещё маленький

  • «Два из трёх»

Выбрать два слова «неприятеля»

Взлёт - падение - высота

Веселье – грусть – музыка

Весна – осень – год

Свет – фонари – темнота

Широкий – узкий – маленький

Светло – ярко – темно

Расширение связей между словами в лексиконе.

По мере развития словаря ребёнок усваивает многочисленные связи слова с другими словами. Слово может иметь одну или более возможность сочетаться с другим словом предложения.

Например, слово ДАЛ, требует уточнения словами кто, что и кому. (Отец дал книгу сыну). С целью развития связей между словами рекомендуются следующие игры и задания :

  • Подбор слов к названию действия

Краснеет (Кто? Что?) – помидор, яблоко, клубника, человек, лист, небо

Пахнет ( как?) – ароматно, вкусно, сладко, нежно

  • Подбор слов к признаку

Горький…., кислый …, сладкое…, круглая …, зелёные … и т.д.

  • Составление предложений с парой слов ( по всем темам)

Земляника - лес, малина – куст, бабочка – шиповник и т.д.

  • Подбор названия жилища животного

У лисы, мыши – норка, у волка – логово, у медведя – берлога, у белки – дупло, у птиц - гнездо, у коровы – хлев, у лошади – конюшня и т.д.

  • « Собери семью» подбор наименований животных и их детёнышей.

Лиса – лис – лисёнок, волк – волчица – волчонок, медведь, медведица – медвежонок, ёж – ежиха – ежонок, заяц – зайчиха - зайчонок, слон – слониха – слонёнок и т.д.

  • Дополнение предложений словами

( по всем темам)

Осенью птицы улетают на … . Кружится и тихо падает на землю … . дети собирали в парке … . и т.д.