|  | Статья Подготовка учащихся к егэ по химии подготовила Колобова Е. Н. 2009 год| 
 МОУ Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3
 
 Ютазинского муниципального района
 
 статья
 Подготовка учащихся к ЕГЭ
 
 по химии
 
 подготовила Колобова Е.Н.
 
 2009 год
 Единый государственный экзамен по химии проводится с 2003 года уже седьмой год. Такая форма итоговой аттестации позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов всех регионов России и участвовать в конкурсном приеме в высшие или средние специальные заведения без сдачи вступительных экзаменов.
 
 Участники ЕГЭ выполняют экзаменационную работу, которая включает задания, различные по форме и степени сложности. Задания ориентированы на проверку усвоения учебного материала, включенного в школьный курс химии. Основными его разделами являются:
 
 - Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома, химическая связь и строение вещества.
 
 - Классификация неорганических веществ, и их химические свойства.
 
 - Теория химического строения органических соединений. Строение и свойства органических соединений различных классов.
 
 - Химическая реакция. Классификация реакций, закономерности их протекания.
 
 - Проведение веществ в растворах. Электролитическая диссоциация.
 
 - Электролиз расплавов и растворов солей.
 
 - Методы познания веществ и химических реакций. Применение веществ.
 
 Участнику ЕГЭ необходимо показать, как он может применять полученные знания для того чтобы:
 
 Классифицировать изученные вещества и реакции;
 
 Определять степени окисления химических элементов по формулам их соединений;
 
 Объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязь состава, строения и свойств вещества, взаимного влияния атомов в молекулах;
 
 Обосновывать условия протекания реакций в схемах превращений веществ различных классов;
 
 Решать задачи нескольких типов.
 
 Самая многочисленная группа заданий с выбором ответа построена на материале всех важнейших разделов курсов химии и проверяет усвоение значительного количества элементов Обязательного Минимума Содержания Образования.
 
 Задания с кратким ответом имеют повышенный уровень сложности. В них требуется осуществление большого числа учебных действий, нежели в заданиях с выбором умений, самостоятельное формулирование и запись ответа.
 
 Задания с развернутым ответом предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких элементов содержания из различных разделов курса, а также проверку умений:
 
 -объяснять причины многообразия веществ и химических явлений, обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением; взаимосвязь органических и неорганических веществ; закономерности протекания реакций;
 
 -проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям и по определению молекулярной формулы вещества;
 
 -прогнозировать результаты проводимого химического эксперимента.
 Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ осуществляется в два этапа:
 
 -повторение теоретического материала по конкретной теме курса;
 
 -разбор заданий ЕГЭ за прошлые несколько лет по данной теме.
 
 Например: повторяем тему «виды химической связи и типы кристаллических решеток». А затем разбираем задания ЕГЭ по КИМам за все года проведения ЕГЭ, начиная с 2003-2004 годов.
 
 В настоящее время широко применяю тестовую систему проверки знаний учащихся по многим темам курса химии начиная с 8 класса. Но обычно тестовые задания выполняются учащимися хуже, чем стандартная письменная форма контроля.
 
 Причины невысоких баллов ЕГЭ по химии я вижу в следующем.
 
 Экзамен по химии включает темы за четыре года обучения. Настоящие образовательные программы, рассчитанные на 2-х часовое изучение химии в неделю (в профильных классах 1 час в неделю) включают в себя все основные темы курса. За это время возможно дать знания учащимся, но не привить им умения применять эти знания. Поэтому, для успешной сдачи экзамена ученику требуется серьезная длительная и дополнительная подготовка (как самостоятельная, так и консультации педагога).
 
 Химия - это одна из величайших наук, не отвлеченных от действительности, а прикладная. А это значит, что, избрав для себя эту область деятельности, ученик сможет в будущем не только приоткрыть для себя эту тайну науки, но и найти хорошую работу с достойной зарплатой. Причем нужно, чтобы ученик сам понял всю важность выбора, а не посторонние люди или родители. Тогда и на экзамен ученик пойдет как воин на сражение, а не как приговоренный на расстрел. Естественно, для успешной сдачи экзамена нужна отличная подготовка. Причем, чем больше самостоятельности проявит ученик, тем успешнее будут результаты. Роль учителя велика, он помогает приобретать знания и умения, направлять мысль ученика, но не может сам быть этой мыслью.
 
 Учитель химии Колобова Е.Н.
 | 
 |  |