|  | «Суд над Иваном IV грозным»| 
 Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 962
 
 Северо – Восточного административного округа г. Москвы
 
 
 Урок истории
 
 в 6 классе
 
 Тема:
 
 « Суд над Иваном IV Грозным»
 
 
 Урок учителя
 
 истории и
 
 обществознания
 
 Безиной И.П.
 
 
 Москва 2009 г.
 
 Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
 
 На уроке используется традиционная технология, технология диспута, дискуссии.
 Цели урока:
 
 1. Обучающий аспект:
 
 а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
 
 - усвоение знаний по теме «Суд над Иваном IV Грозным»;
 
 - формирование знаний основных терминов: опричнина, земщина, террор, экономический упадок, разорение и пр.
 
 б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
 
 - продолжить развитие умения работы с историческими документами, источниками.
 
 - выработка умения анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.
 
 в) развитие общеучебных умений и навыков:
 
 -развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать индивидуально) на этапе подготовки домашнее задания;
 
 -развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе самостоятельного изучения нового материала.
 
 -формирование научного мировоззрения.
 
 -развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе исторического материала.
 
 - развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при коллективном обсуждении вопросов.
 2. Развивающий аспект:
 
 а) развитие речи:
 
 - работа над понятиями опричнина, земщина, упадок на этапе проверки домашнего задания;
 
 -работа над словосочетанием и предложением при устных ответах;
 
 -работа над текстом на этапе домашней подготовки;
 
 -работа над монологической устной речью в период защиты собственной позиции, точки зрения.
 
 б) развитие мышления:
 
 -развивать понятийные формы мышления при работе с историческими текстами;
 
 -развивать логическое мышление в период подготовки и защиты собственного мнения;
 
 -развивать гуманистического мышление при работе с научными фактами;
 
 в) развитие сенсорной сферы:
 
 -развивать зрительный анализатор при работе с текстом хрестоматии и историческими источниками;
 
 г) развитие двигательной сферы:
 
 -развивать двигательную сферу при работе в группах.
 
 3. Воспитательный аспект:
 
 а) отношение к другим людям и коллективу:
 
 -учить быть приветливым, отзывчивым, учить, работая в группе уметь выслушивать мнение все;
 
 б) отношение к себе:
 
 -учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
 
 в) отношение к Родине:
 
 -учиться уважать историческое наследие своей страны;
 
 г) отношение к труду:
 
 -учить быть трудолюбивым и ответственным.
 
 Структура урока:
 
          
 Структурные элементы учебного занятия (урока):
 
      | Этапы уроков
 
 | Деятельность учителя
 
 | Деятельность ученика
 
 |   | I/ Организация начала урока
 
 (Традиционная технология)
 
 | Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
 
 Определить цели урока:
 
 - усвоение знаний по теме «Россия при Иване IV Грозном»;
 
 - продолжить развитие умения работы с историческим материалом, документами, публицистическими источниками.
 
 - выработка умения анализировать и обобщать исторические документы, сравнивать, делать выводы.
 
 | 
 
 
 |   | II -III/ Подготовка учащихся к вторичному осмыслению знаний
 
 (традиционная технология)
 
 | Вступительное слово учителя:
 
 Личность первого русского царя Ивана Грозного долгое время рассматривалась как деспотическая, но современные историки считают, что без Ивана IV не было бы в России централизованного государства или процесс централизации мог еще затянуться на года, а может века. Как же нам оценить роль Ивана Грозного? Мы с вами сегодня попытаемся разобраться в этом в ходе судебного разбирательства над первым русским царем. Попробуем дать оценку его деятельности: оправдать его реформы или осудить их.
 
 | Учащимся был заранее дан исторический материал для самостоятельного ознакомления и изучения (смотри приложение)
 
 |   | VII/ Контроль и самопроверка
 
 (дискуссия)
 
 На проекторе смена слайдов с заданием
 
 (смотри приложение)
 
 | Учитель должен так организовать работу, чтобы учащиеся внимательно выслушали позицию противоположной стороны и сумели её опровергнуть своими доводами, чтоб диалог носил конструктивный характер – дискуссии.
 
 | Учащиеся самостоятельно в группах работают с уже знакомыми источниками и находят ответы на поставленные учителем вопросы. Работа построена в группах, одна пытается «защитить» деятельность царя, другая пытается доказать противоположную точку зрения с опорой на текст документов и мнение историков.
 
 |   | VIII/Подведение итогов и рефлексия
 
 (традиционная технология)
 
 | Подводя итоги, попытаемся сделать вывод «Как же можно оценить реформы Ивана Грозного?»; «Согласны ли вы с мнением тех историков, которые считают, что Иван IV – тиран?»; «Чем были обусловлены реформы царя?»
 
 | Важно чтобы учащиеся задумались над вопросами, проанализировали изученный материал, сформулировали вывод с обоснованием своей точки зрения.
 
 |   | IX/ Информация о домашнем задании
 
 | Домашнее задание: «Подберите из дополнительных источников информацию о том, что в Европе число жертв, среди населения были ещё больше, чем за весь период правления Ивана Грозного».
 
 | 
 
 
 |  
 
 
 | 
 |  |