|
«Суд над Иваном IV грозным» Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 962
Северо – Восточного административного округа г. Москвы
Урок истории
в 6 классе
Тема:
« Суд над Иваном IV Грозным»
Урок учителя
истории и
обществознания
Безиной И.П.
Москва 2009 г.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
На уроке используется традиционная технология, технология диспута, дискуссии. Цели урока:
1. Обучающий аспект:
а) Формирование специальных знаний, умений и навыков:
- усвоение знаний по теме «Суд над Иваном IV Грозным»;
- формирование знаний основных терминов: опричнина, земщина, террор, экономический упадок, разорение и пр.
б) развитие специальных знаний, умений и навыков:
- продолжить развитие умения работы с историческими документами, источниками.
- выработка умения анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы.
в) развитие общеучебных умений и навыков:
-развивать учебно-организационные умения и навыки (умение планировать ход выполнения задания; умение работать индивидуально) на этапе подготовки домашнее задания;
-развивать учебно-информационные умения и навыки (умения работать с текстом источника информации, учебником, дополнительной литературой) на этапе самостоятельного изучения нового материала.
-формирование научного мировоззрения.
-развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков при анализе исторического материала.
- развитие учебно-коммуникативных умений и навыков при коллективном обсуждении вопросов. 2. Развивающий аспект:
а) развитие речи:
- работа над понятиями опричнина, земщина, упадок на этапе проверки домашнего задания;
-работа над словосочетанием и предложением при устных ответах;
-работа над текстом на этапе домашней подготовки;
-работа над монологической устной речью в период защиты собственной позиции, точки зрения.
б) развитие мышления:
-развивать понятийные формы мышления при работе с историческими текстами;
-развивать логическое мышление в период подготовки и защиты собственного мнения;
-развивать гуманистического мышление при работе с научными фактами;
в) развитие сенсорной сферы:
-развивать зрительный анализатор при работе с текстом хрестоматии и историческими источниками;
г) развитие двигательной сферы:
-развивать двигательную сферу при работе в группах.
3. Воспитательный аспект:
а) отношение к другим людям и коллективу:
-учить быть приветливым, отзывчивым, учить, работая в группе уметь выслушивать мнение все;
б) отношение к себе:
-учить быть дисциплинированным, внимательным, аккуратным, усердным на всех этапах урока;
в) отношение к Родине:
-учиться уважать историческое наследие своей страны;
г) отношение к труду:
-учить быть трудолюбивым и ответственным.
Структура урока:
-
Структурные элементы учебного занятия (урока):
Этапы уроков
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| I/ Организация начала урока
(Традиционная технология)
| Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
Определить цели урока:
- усвоение знаний по теме «Россия при Иване IV Грозном»;
- продолжить развитие умения работы с историческим материалом, документами, публицистическими источниками.
- выработка умения анализировать и обобщать исторические документы, сравнивать, делать выводы.
|
| II -III/ Подготовка учащихся к вторичному осмыслению знаний
(традиционная технология)
| Вступительное слово учителя:
Личность первого русского царя Ивана Грозного долгое время рассматривалась как деспотическая, но современные историки считают, что без Ивана IV не было бы в России централизованного государства или процесс централизации мог еще затянуться на года, а может века. Как же нам оценить роль Ивана Грозного? Мы с вами сегодня попытаемся разобраться в этом в ходе судебного разбирательства над первым русским царем. Попробуем дать оценку его деятельности: оправдать его реформы или осудить их.
| Учащимся был заранее дан исторический материал для самостоятельного ознакомления и изучения (смотри приложение)
| VII/ Контроль и самопроверка
(дискуссия)
На проекторе смена слайдов с заданием
(смотри приложение)
| Учитель должен так организовать работу, чтобы учащиеся внимательно выслушали позицию противоположной стороны и сумели её опровергнуть своими доводами, чтоб диалог носил конструктивный характер – дискуссии.
| Учащиеся самостоятельно в группах работают с уже знакомыми источниками и находят ответы на поставленные учителем вопросы. Работа построена в группах, одна пытается «защитить» деятельность царя, другая пытается доказать противоположную точку зрения с опорой на текст документов и мнение историков.
| VIII/Подведение итогов и рефлексия
(традиционная технология)
| Подводя итоги, попытаемся сделать вывод «Как же можно оценить реформы Ивана Грозного?»; «Согласны ли вы с мнением тех историков, которые считают, что Иван IV – тиран?»; «Чем были обусловлены реформы царя?»
| Важно чтобы учащиеся задумались над вопросами, проанализировали изученный материал, сформулировали вывод с обоснованием своей точки зрения.
| IX/ Информация о домашнем задании
| Домашнее задание: «Подберите из дополнительных источников информацию о том, что в Европе число жертв, среди населения были ещё больше, чем за весь период правления Ивана Грозного».
|
|
|
|
|