Главная страница

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»



Скачать 94.71 Kb.
НазваниеОбобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»
Дата18.04.2016
Размер94.71 Kb.
ТипУрок


План - конспект урока русского языка
общеметодологической направленности
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Учитель русского языка и литературы

Трухова Марина Семеновна


Предмет русский язык

Класс 5 В

Тема урока Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Тип урока Обобщение и систематизация знаний /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Содержательная цель выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

Формирование УУД личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы), регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).

Цели урока:

Образовательные: обобщить, систематизировать и структурировать знания о глаголе как части речи

Развивающие: развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитание интереса к русскому языку и потребности в получении новых знаний и умений.
Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Что это за страна и кто в ней живет?

- Мы отправимся в гости к Глаголу, он  настоящий богач среди других частей речи. Никакая другая часть речи не имеет столько морфологических признаков, сколько глагол.

- А почему у глагола столько морфологических признаков?

- Что произойдет, если из языка убрать все глаголы?



Приветствие учащихся.

Ученик:

   Что без меня предметы?

    А я приду – все в действие придет.

    Летит ракета. Люди строят зданья.

   Цветут сады, и хлеб в полях цветет.


2.Актуализация

знаний


У: Представьте, что вы господа глаголы.

Господа глаголы, позвольте задать вам несколько вопросов?

  • Каково ваше общее грамматическое значение?

  • Перечислите ваши морфологические признаки?

  • Будьте любезны, сообщите нам какова ваша начальная форма?

  • Господа глаголы, каких вопросов о себе вы не услышали?

  • О чем вы сами бы спросили себя?

Учащиеся начинают игровой диалог.

3. Постановка учебной задачи.


У: Сколько всего мы уже знаем о глаголе. Но чтобы эти знания приобрели стройную систему, четко отложились в наших головах навсегда, что мы должны сделать?

Цель урока: обобщить, систематизировать знания, привести в порядок.

? – Для того чтобы обобщить и систематизировать свои знания, какие задачи мы перед собой поставим? (Что мы должны сделать? Что нам поможет очень емко, зрительно представить глагол как часть речи?)

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки и синтаксическую роль глаголов.

  2. Закрепить умение определять эти признаки у глаголов в предложении.

  3. Составить опорную схему (кластер) по теме.

(на доске вывешивается начало схемы: Глагол)

Предполагаемый ответ: обобщить, систематизировать.

Предполагаемый ответ:

  1. Повторить признаки глагола.

  2. Закрепить умение определять эти признаки у глаголов.

  3. Составить опорную схему по теме.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

У: 1 задание. Составим таблицу постоянных признаков глагола.

ГЛАГОЛ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ВИД

ПЕРЕХОДОСТЬ

ВОЗВРАТНОСТЬ

СПРЯЖЕНИЕ

купить

что сделать?

сов. В.

кого? что?

доброту +

Нет –ся, -сь

невозвр.

-ишь, -ят

II спр.

занять

что сделать?

сов. В.

кого? что?

искренность +

Нет –ся, -сь

невозвр.

ёшь, ут

I спр.

приходить

 

 

 

 

постигать

 

 

 

 

тронуть

 

 

 

 

хватает

 

 

 

 

изучать

 

 

 

 



У: Перед вами на партах лежит стихотворение А. Дементьева. Прочитайте его, вставьте пропущенные буквы, определите идею стихотворения, выпишите глаголы, запишите эти глаголы в инфинитиве в первую колонку таблицы

Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу

Не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

У: К нам снова гости!

У: Спасибо вам, дядюшки глаголы.

? – Какую букву любит глагол совершенного вида?

У: Заполняем вторую колонку: вид глагола.


Учащиеся выписывают глаголы из стихотворения, затем записывают их в первый столбик таблицы.

Обучающиеся разыгрывают сценку о видах глагола.

Ответы детей.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

2 задание.

У: Расскажите друг другу о других постоянных признаках, с которыми будем работать, заполняя оставшиеся колонки, поставьте оценки друг другу за знание теории в оценочный лист.

1 ученик начинает, другой продолжает, и т.д.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  2. Включение в систему знаний и повторение.

Заполните колонки.

У: Проверим.


ГЛАГОЛ

ПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ

 

ВИД

ПЕРЕХОДОСТЬ

ВОЗВРАТНОСТЬ

СПРЯЖЕНИЕ

купить

что сделать?

сов. В.

кого? что?

доброту +

Нет –ся, -сь

невозвр.

-ишь, -ят

II спр.

занять

что сделать?

сов. В.

кого? что?

искренность +

Нет –ся, -сь

невозвр.

ёшь, ут

I спр.

приходить

 -

 -

 -

  II спр.

постигать

 -

 +

 -

  I спр.

тронуть

 +

 +

 -

  I спр.

хватает

 -

 -

 -

  I спр.

изучать

 -

 +

 -

 




Физминутка. «Хлопаем в ладоши»

У: Я называю глаголы,1спр – выполняем наклоны, 2 спр.-хлопаем. брить полоть в)носить

стелить вертеть решать

гонишь молоть верить, темнеть, выбелить мешать, запретить

купить, бросить говорить, петь

простить, решать

3 задание.

У: Повторим непостоянные признаки глагола.

Перед вами рисунок: на диване лежит Петя, рядом с ним стоит Вася.

Вася говорит:

- Петя, сходи в магазин, купи хлеба и молока.

Петя отвечает:

- Сходил бы, принес бы и молока, и хлеба, если бы нога перестала болеть.

? Что происходит у нас на глазах?

? Что произошло бы при условии…?

? Что желательно, чтобы произошло «по повелению» Васи?

4 задание.

У: Повторим по таблице непостоянные признаки глагола и выполним тест


Ответы учащихся:

- Вася стоит, говорит.

Петя лежит, отвечает.

-Петя сходил бы…, принес бы

- Сходи, купи.

  1. Рефлексия деятельности.

- Итак, ребята, мы побывали в гостях у Глагола. Что мы повторили? Какой морфологический признак мы не успели повторить?                                                                                                                           - Что бы вы хотели закрепить?

- Какие трудности вы испытывали во время урока?

 -  Все ли довольны своей работой?



9. Домашнее задание.

Упр. 660.

Послушайте стихотворение:

Есть на свете дети,

Есть мечты на свете.

Дети подрастают –

Мечтают о большом.

                   (С.Баруздин)

- А у вас есть мечты? Расскажите о них, употребив в своем рассказе глаголы сослагательного наклонения. Если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали для своих близких? Расскажите об этом в своих сочинениях.

Наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество.




Число