Главная страница


Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий



Скачать 117.34 Kb.
НазваниеТехнология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Дата18.04.2016
Размер117.34 Kb.
ТипОбразовательный стандарт

Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 (научный руководитель А.М. Кондаков) . Он является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Что такое стандарт?

Это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Они рассматриваются как конституция школьной жизни.

Это общественный договор – социальный запрос семьи, общества, государства - новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством (на принципе взаимного согласия) .

Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования

Цели ФГОС

ФГОС обеспечивает:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;

  • преемственность основных образовательных программ

  • сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Поколения государственных образовательных стандартов общего образования

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами) в них детально описывалось содержание образования, темы, дидактические единицы;

  • стандарты второго поколения (были приняты — для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года), содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);

  • метапредметные (умение учиться, универсальные способы учебных действий);

  • предметные умения (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях).

Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что цель   обучения - не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий .Овладение ууд позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться.

Одной из технологий по формированию ууд является технология формирования самостоятельной работы учащихся на уроке.

Самостоятельная работа - один из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.

Между тем преподаватели мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей .

Понятие о самостоятельной работе ученика


Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельная работа учащихся является средством формировнаия самоорганизаторской компетентности.

Уровни самостоятельной деятельности школьников


Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1. Репродуктивная деятельность- педагог ставит цели, задачи, а учащиеся пользуются тем планом деятельности, который предлагает педагог. Работа проводится по схеме: показали – повторили – объяснили. Выполненная работа ученика оценивается педагогом или самостоятельно по предложенным преподавателем эталонам ответов.

Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

  1. Продуктивная деятельность - учащийся работает по инструкционной карте, самостоятельно ставит цель, выполняет какое-то задание. Выполнение заданий происходит от простого к сложному (с помощью педагога). Учащийся может проанализировать, сравнить, сделать анализ своих ошибок, тоже с помощью педагога или иногда самостоятельно.

  2. Творческая деятельность- учащийся самостоятельно работает, планирует, ставит задачи. Учащийся использует свои знания в нестандартных ситуациях, осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, сравнивает работу. Проводит самоанализ и корректирует собственную деятельность.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до третьего уровня самостоятельности. Однако путь к нему лежит только через два предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.


Требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке


Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой.

Содержание работы, форма ее выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые.


Типы самостоятельных работ


В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие по образцу

ситуациях(признаков понятий, фактов и определений),

  • формируют умения и навыки и их прочное закрепление

  • Деятельность учеников ограничивается простым

воспроизведением, повторением действий по образцу.

Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент

самостоятельной деятельности ученика.

Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить

оптимальный объем работы. Задержка на работах по образцу порождающая скуку и безделье.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа

  • приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты,

  • формируют приемы и методы познавательной деятельности,

  • способствуют развитию внутренних мотивов к познанию,

  • создают условия для развития мыслительной активности школьников.



  • Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические

  • формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко.

  • На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.


Творческие

  • являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников

  • позволяют учащимся получать принципиально новые для них знания

  • закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

Психологи считают, что умственная деятельность учащихся при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Виды самостоятельных работ в обучении


В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

  1. Работа с книгой : пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

  2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

  3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

  4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

  5. Подготовка докладов и рефератов.

  6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

  7. Техническое моделирование и конструирование.


Огромен арсенал разнообразных самостоятельных работ для самых разных дидактических целей, имеющийся в распоряжении творчески работающего учителя.
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы. На уроках больших мастеров ученики значительную часть урока выполняют разнообразную самостоятельную работу.
Наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ позволяют выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:

  • нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

  • уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика;

  • слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

  • самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.


Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

  • четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;

  • предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;

  • дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

  • определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.


Приведу некоторые примеры.
Допустим, что после знакомства на уроках истории с понятием «война» в общем виде ученикам предстоит дать развернутое описание одной из конкретных войн эпохи рабовладения. Тогда, поставив перед ними задачу на развернутое описание, учитель:

  • дает краткую справку, в которой указывает годы войны, ее участников, их силы, основные этапы, сражения, результаты;

  • прочитывает некоторые выдержки из исторических документов, художественной литературы, если возможно, показывает фрагменты из учебных и художественных фильмов;

  • предъявляет перечень опорных понятий, имен исторических деятелей, военачальников, названий городов, мест сражений и т.д.;

  • указывает границы поиска существенных признаков сходства изучаемой войны с ранее изученными, а также существенные признаки отличия — характер войны, масштабность, время, особенности сражений.

При подготовке учащихся по выполнению задания на уроке истории к объяснению войны в эпоху рабовладения это может иметь следующий вид. Учитель:

  • ставит задачу объяснить характер и причины войны, а также причины поражения или победы воюющих стран;

  • указывает ориентиры для распознавания связи между общественным строем воюющих стран и характером войн; ориентиры для распознавания причин войны, а также причин поражения или победы;

  • напоминает, по каким признакам устанавливается справедливый или несправедливый характер войны, и дает задание соотнести эти признаки с изучаемой войной; указывает типичные причины войн вообще и типичные причины поражения или победы воюющих сторон в принципе и предлагает соотнести их с теми причинами, которые характерны для данного случая;

  • дает логические схемы предложений, отражающих найденные закономерности: «...носила ... характер (справедливый, несправедливый)»; «Основные(ая) цель войны — ...(захват чужих территорий, рабов и пленных, богатств, сокрушение торгового конкурента и т.д.»; «Основные причины победы... (слабость и разобщенность противника, в том числе политическая, военная, экономическая)»; «Основные причины поражения...»;

  • дает опорные понятия и аксиологические положения для доказательства.

Обозначенный круг вопросов, составляющих содержание самостоятельной работы учащихся на уроке, могут успешно решаться, когда ученики подготовлены к высшему уровню познавательной самостоятельности. Но к нему можно прийти через промежуточные шаги, каждый из которых будет поднимать учеников с одной ступеньки на другую.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

  • постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

  • обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

  • разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

  • подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

  • ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

  • оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

  • обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

  • обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся

Список используемой литературы

1.Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. – М.: Учпедгиз, 1961.

2.Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.

3.И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс “Дельта”, 2003.

4.С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

5.Коджаспирова Г. М.,Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- M.: Изд. центр «Академия»,2001г.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

7.Столяренко Л.Д.  “Педагогика” - Ростов, 2000.