Главная страница


Конспект урока в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»



Скачать 74.44 Kb.
НазваниеКонспект урока в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
М.Т. Баранова
Дата18.04.2016
Размер74.44 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока в 5 классе по теме

«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Выполнила

Галимова Ласмина Джамбуловна,

учитель МКОУ «Ромашковская СОШ»

2012

По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского

Класс 5

Планируемые результаты

Личностные:

Метапредметные:

  • уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.

Предметные:

  • учащиеся должны знать морфемный состав слова;

  • уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.

Методы: продуктивный.

Приемы: слово учителя, беседа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока

  1. Орг. момент.

  • Здравствуйте, дети! Садитесь.




  1. Сообщение целей и задач урока.

  • Ребята, представьте себе, что мы – на вокзале, и наш поезд называется «Лингвистика». Мы с вами отправимся по одной из железнодорожных веток, которая называется «Морфемикой». А чтобы наша поездка прошла благополучно, вы должны будете применить свои знания. А именно, будем выделять морфемы в словах, находить орфограммы в них и применять ранее изученные вами правила орфографии. Но сначала в тетрадях запишем число, классная работа и тему урока «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»




  1. Актуализация общих знаний.

Ответы учащихся.

  • Нужно купить билет.

  • Верно. Билет – документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь. В железнодорожной кассе его покупают за деньги, а нашими деньгами будут ваши знания. Я задаю вопросы1, вы же отвечаете на них и получаете билет, в котором указан номер вашего вагона. Итак, приступим.


Нумерация билетов №1, №2, №3 (Приложение 1). В дальнейшем по ним соответственно организованы 3 группы.

  1. Что изучается в морфемике?

  2. Что такое морфема?

  3. Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

  4. Как найти окончание и основу слова?

  5. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?

  6. Какие морфемы называются словообразовательными?

  7. А какие формообразующими?

  8. Что такое чередование звуков?

  9. Какие гласные называются беглыми?

  10. Что называется вариантами морфем?




  1. Задания обобщающего и систематизирующего характера.

  • Граждане пассажиры, прошу вас занять места согласно вашим посадочным номерам.

  • Итак, наш поезд в пути. И первая станция «Морфемная». Здесь вы должны выполнить несколько заданий для того, чтобы продолжить свой путь.


Индивидуальная работа

Выполните морфемный разбор данных слов:

Прибежал, солнышко, учебник, светленький, расположилось, подорожник (по представителю от каждой группы за доской).

Работа с группами

1) Докажите, что по морфеме можно определить часть речи:

  • его, ит, ет, ишь (окончания);

  • -а-, -л-, -ся, -ск- (суффиксы).

Ответ групп.

2) Образуйте слова с данными морфемами

1


. –˄ся, -ближ-, ¬ при-, ˄-а-, ˄-л-.


ый

2. –˄ост-, -жал-, ¬ без-, ˄-н-.
3
о
. –˄сь, -каз-, ˄-а-,¬ по-,˄ -л-,
3) Выпишите слова в две колонки. Первая и третья группы – с приставкой, вторая – без приставки

Раствор, растение, растаял, расписать, расчет, рассвет; отдалить, отцовский, отдать; история, исчерпать.

После выполнения задания 2 ученика зачитывают ответы в колонках.

Проверка выполнения морфемного разбора.

  • Молодцы! Ну а сейчас наш состав отправляется дальше.




  • А эта станция «Орфографическая». Ребята в данном разделе вы изучили орфограммы, связанные со знанием морфем. Поэтому вашему вниманию предлагается таблица «Гласные и согласные в приставках и корне слов». Как видите ее необходимо заполнить. При заполнении ориентируйтесь на следующий план ответа:

  1. правило;

  2. примеры;

  3. слова исключения (если есть).




Правописание гласных и согласных в приставках

(1 группа)

Правописание гласных в корне

Чередующиеся гласные

(2 группа)

После шипящих и Ц

(3 группа)

1.

1.

1.

2.


2.

2.


Учащиеся заполняют таблицу. Представитель группы зачитывает ответ. Потом дети проверяют себя по таблице, спроецированной на экране.


Правописание гласных и согласных в приставках


Правописание гласных в корне

Чередующиеся гласные


После шипящих и Ц


1. Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково (кроме приставок пре-, при-, и на ..-з, ..-с).
Сделать, накрыть, побежать, загадка и др.

1. Буквы а-о в корнях лаг – лож.

Изложение, предлагать.

1. Буквы ё-о после шипящих.

Шёпот, чёлка, жёлудь, щётка.
Исключение: шорох, шов, капюшон, крыжовник, шоколад, жокей, жонглер и др.

2. Буквы з-с в приставках.
Разглядеть, воспеть.


2. Буквы а-о в корнях раст – ращ – рос.

Растение, выращенный, заросли.
Исключение: росток.

2. Буквы и-ы после Ц.

Цирк, акация (на –ция).
Исключение: цыган, цыпленок, цыкнул, на цыпочках, «Цыц!»



Физминутка

  • Ребята, а вы не устали в дороге? Тогда давайте сделаем короткую остановку – физминутку. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.


  • Хорошо отдохнули?

  • Тогда продолжим наш путь. А сейчас станция «Объяснительный диктант». Ваша задача: написать диктант, графически обозначить орфограммы и условия их выбора.

Жёлудь.

У дороги лежал толстый крепкий жёлудь, а рядом с ним уютно расположилось в ямке семечко. После первого теплого дождя семечко проросло. Тоненький росток тянулся все выше, чтобы любопытное семечко могло все видеть. А жёлудь не прорастал, только сильнее бурел.

«Почему ты не растешь? Ты не хочешь посмотреть, что делается вокруг?» - спросило семечко. Жёлудь ответил: «Я расту пока вниз, чтобы крепко врасти в землю, набраться сил. Так учил меня дуб, на котором я вырос». Удивилось семечко, посмеялось над глупым жёлудем.

Но вот начался ураган. Сильный ветер поднимал с земли все, что было на его пути. Когда все стихло, жёлудь хотел продолжить разговор, но семечка уже не было. Его унес ветер.
После написания диктанта и выполнения задания 3 ученика (3 абзаца) читают текст и комментируют постановку знаков препинания, орфограммы и условия их выбора.


  1. Домашнее задание

- Ребята, мы практически приехали к месту назначения. Мы находимся на станции «Домашнее задание». Давайте запишем домашнее задание, которое поможет применить ваши знания. Ваша задача: написать сочинение-миниатюру на тему «Утро в саду» по опорным словам.

Ж..лтые ромашки, ещё, р..стения, р..сточек; тяж..лые, крыж..вник, ч..рная смородина, ш..рохи, пч..лы, ж…лоб, реш…тка, акац..я, ц..ыплята.

Опорные слова раздаются учащимся в виде памятки.
VI. Рефлексия

  • Наш урок подошел к своему финалу. И я предлагаю вам прикоснуться к цветку знаний, который я держу в руках. Каждый, кто берет в руки цветок знаний, должен сказать, что нового он узнал для себя на уроке, какими знаниями он хочет поделиться со своими товарищами.

  • Урок окончен! Спасибо за внимание! До новых встреч!



Вывод

На данном уроке формировались следующие универсальные учебные действия:

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа (выполнение морфемного разбора слова);

  • применять знания и умения по морфемике в практике правописания (составление таблицы, объяснительный диктант, написание сочинения-миниатюры).



1 В классе всего 10 человек, поэтому 10 вопросов.