Конспект урока в 5 классе по теме
«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Выполнила
Галимова Ласмина Джамбуловна,
учитель МКОУ «Ромашковская СОШ»
2012
По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Класс 5
Планируемые результаты
Личностные: Метапредметные:
уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.
Предметные:
учащиеся должны знать морфемный состав слова;
уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Методы: продуктивный.
Приемы: слово учителя, беседа.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, карточки с заданиями. Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь.
Сообщение целей и задач урока.
Ребята, представьте себе, что мы – на вокзале, и наш поезд называется «Лингвистика». Мы с вами отправимся по одной из железнодорожных веток, которая называется «Морфемикой». А чтобы наша поездка прошла благополучно, вы должны будете применить свои знания. А именно, будем выделять морфемы в словах, находить орфограммы в них и применять ранее изученные вами правила орфографии. Но сначала в тетрадях запишем число, классная работа и тему урока «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Актуализация общих знаний.
Ответы учащихся.
Нужно купить билет.
Верно. Билет – документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь. В железнодорожной кассе его покупают за деньги, а нашими деньгами будут ваши знания. Я задаю вопросы1, вы же отвечаете на них и получаете билет, в котором указан номер вашего вагона. Итак, приступим.
Нумерация билетов №1, №2, №3 (Приложение 1). В дальнейшем по ним соответственно организованы 3 группы.
Что изучается в морфемике?
Что такое морфема?
Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
Как найти окончание и основу слова?
Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?
Какие морфемы называются словообразовательными?
А какие формообразующими?
Что такое чередование звуков?
Какие гласные называются беглыми?
Что называется вариантами морфем?
Задания обобщающего и систематизирующего характера.
Граждане пассажиры, прошу вас занять места согласно вашим посадочным номерам.
Итак, наш поезд в пути. И первая станция «Морфемная». Здесь вы должны выполнить несколько заданий для того, чтобы продолжить свой путь.
Индивидуальная работа
Выполните морфемный разбор данных слов:
Прибежал, солнышко, учебник, светленький, расположилось, подорожник (по представителю от каждой группы за доской).
Работа с группами
1) Докажите, что по морфеме можно определить часть речи:
его, ит, ет, ишь (окончания);
-а-, -л-, -ся, -ск- (суффиксы).
Ответ групп.
2) Образуйте слова с данными морфемами
1
. –˄ся, -ближ-, ¬ при-, ˄-а-, ˄-л-.
ый
2. –˄ост-, -жал-, ¬ без-, ˄-н-. 3 о . –˄сь, -каз-, ˄-а-,¬ по-,˄ -л-, 3) Выпишите слова в две колонки. Первая и третья группы – с приставкой, вторая – без приставки
Раствор, растение, растаял, расписать, расчет, рассвет; отдалить, отцовский, отдать; история, исчерпать.
После выполнения задания 2 ученика зачитывают ответы в колонках.
Проверка выполнения морфемного разбора.
Молодцы! Ну а сейчас наш состав отправляется дальше.
А эта станция «Орфографическая». Ребята в данном разделе вы изучили орфограммы, связанные со знанием морфем. Поэтому вашему вниманию предлагается таблица «Гласные и согласные в приставках и корне слов». Как видите ее необходимо заполнить. При заполнении ориентируйтесь на следующий план ответа:
правило;
примеры;
слова исключения (если есть).
Правописание гласных и согласных в приставках
(1 группа)
| Правописание гласных в корне
| Чередующиеся гласные
(2 группа)
| После шипящих и Ц
(3 группа)
| 1.
| 1.
| 1.
| 2.
| 2.
| 2.
|
Учащиеся заполняют таблицу. Представитель группы зачитывает ответ. Потом дети проверяют себя по таблице, спроецированной на экране.
Правописание гласных и согласных в приставках
| Правописание гласных в корне
| Чередующиеся гласные
| После шипящих и Ц
| 1. Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково (кроме приставок пре-, при-, и на ..-з, ..-с). Сделать, накрыть, побежать, загадка и др.
| 1. Буквы а-о в корнях лаг – лож.
Изложение, предлагать.
| 1. Буквы ё-о после шипящих.
Шёпот, чёлка, жёлудь, щётка. Исключение: шорох, шов, капюшон, крыжовник, шоколад, жокей, жонглер и др.
| 2. Буквы з-с в приставках. Разглядеть, воспеть.
| 2. Буквы а-о в корнях раст – ращ – рос.
Растение, выращенный, заросли. Исключение: росток.
| 2. Буквы и-ы после Ц.
Цирк, акация (на –ция). Исключение: цыган, цыпленок, цыкнул, на цыпочках, «Цыц!»
|
Физминутка
Ребята, а вы не устали в дороге? Тогда давайте сделаем короткую остановку – физминутку. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Хорошо отдохнули?
Тогда продолжим наш путь. А сейчас станция «Объяснительный диктант». Ваша задача: написать диктант, графически обозначить орфограммы и условия их выбора.
Жёлудь.
У дороги лежал толстый крепкий жёлудь, а рядом с ним уютно расположилось в ямке семечко. После первого теплого дождя семечко проросло. Тоненький росток тянулся все выше, чтобы любопытное семечко могло все видеть. А жёлудь не прорастал, только сильнее бурел.
«Почему ты не растешь? Ты не хочешь посмотреть, что делается вокруг?» - спросило семечко. Жёлудь ответил: «Я расту пока вниз, чтобы крепко врасти в землю, набраться сил. Так учил меня дуб, на котором я вырос». Удивилось семечко, посмеялось над глупым жёлудем.
Но вот начался ураган. Сильный ветер поднимал с земли все, что было на его пути. Когда все стихло, жёлудь хотел продолжить разговор, но семечка уже не было. Его унес ветер. После написания диктанта и выполнения задания 3 ученика (3 абзаца) читают текст и комментируют постановку знаков препинания, орфограммы и условия их выбора.
Домашнее задание
- Ребята, мы практически приехали к месту назначения. Мы находимся на станции «Домашнее задание». Давайте запишем домашнее задание, которое поможет применить ваши знания. Ваша задача: написать сочинение-миниатюру на тему «Утро в саду» по опорным словам.
Ж..лтые ромашки, ещё, р..стения, р..сточек; тяж..лые, крыж..вник, ч..рная смородина, ш..рохи, пч..лы, ж…лоб, реш…тка, акац..я, ц..ыплята.
Опорные слова раздаются учащимся в виде памятки. VI. Рефлексия
Наш урок подошел к своему финалу. И я предлагаю вам прикоснуться к цветку знаний, который я держу в руках. Каждый, кто берет в руки цветок знаний, должен сказать, что нового он узнал для себя на уроке, какими знаниями он хочет поделиться со своими товарищами.
Урок окончен! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Вывод
На данном уроке формировались следующие универсальные учебные действия:
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа (выполнение морфемного разбора слова);
применять знания и умения по морфемике в практике правописания (составление таблицы, объяснительный диктант, написание сочинения-миниатюры).
|