Главная страница

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»



НазваниеРабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
страница1/3
Дата14.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено на заседании: «Утверждаю»

педагогического совета Директор МОУ «СОШ № 6»

(протокол от __.__.20__года № _) __________ К. Н. Селезнев

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

по спортивно – оздоровительному направлению
«Путешествие по тропе здоровья»

Срок реализации программы - 4 года

Количество часов по программе – 135 ч., в неделю – 1 ч.

Класс – 1 -4

Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет

Учитель: Кротенко И.Л.

г. о. Жуковский

Содержание

Введение 3

Пояснительная записка 5

Цели и задачи программы 6

Основные направления реализации программы 7

Планируемые результаты 9

Формы учета знаний и умений 15

Содержание программы 16

Тематическое планирование 18

Список литературы 27

Приложение 28

Введение

Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.

Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.

Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Пояснительная записка.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.

Цели программы:

  • Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.

  2. Профилактика вредных привычек.

  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.

  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Основные направления реализации программы:

– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

– организация питания учащихся;

– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

– организация и проведение профилактической работы с родителями;

Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.

Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Планируемые результаты

После окончания I года обучения учащиеся должны

Знать:

  • задачи общей физической подготовки;

  • правила подвижных игр.

  • правила игры в шашки, шахматы;

  • цели и задачи упражнений с мячом;

  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;

  • основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;

  • историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;

  • гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;

  • основы здорового образа жизни;


Уметь:

  • играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.

  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;


Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;

  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;

  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.


Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;

  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;

  • использовать дополнительные средства получения информации;

  • уметь оценивать себя.

  1. Познавательные УУД:

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;

  • понимать позиции других.



После окончания II года обучения учащиеся должны

Знать:

  • упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);

  • правила игры в шашки, в шахматы;

  • историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;

  • факторы сохранения и укрепления здоровья;

  • основные правила соревнований и подвижных игр;

  • строение тела человека, его привычки;

  • основы здорового образа жизни;


Уметь:

  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).

  • выполнять упражнения на расслабление во время занятий;

  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий,

  • соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;

  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;

  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.

  • определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.


Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • использовать дополнительные средства получения информации;

  • уметь оценивать себя, правильно оценивать позицию других.

  1. Познавательные УУД:

  • делать предварительный отбор источников информации;

  • уметь перерабатывать полученную информацию;

  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;

  • делать выводы в результате совместной работы в группе;

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;

  • понимать позиции других;

  • совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.



После окончания III года обучения учащиеся должны

Знать:

  • специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;

  • правила спортивных игр (футбол);

  • правила игры в шашки, шахматы;

  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;

  • значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.

  • меры личной и общественной профилактики болезней;

  • значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  • играть по правилам в спортивные игры (футбол);

  • соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;

  • соблюдать экологическую чистоту;

  • вести здоровый образ жизни.



Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;

  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;

  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

  • осуществлять добрые дела полезные другим людям.


Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

  • использовать дополнительные средства получения информации;

  • уметь оценивать себя.

2. Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;

  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;

  • понимать позиции других;

  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.



После окончания IV года обучения учащиеся должны

Знать:

  • правила соревнований по спортивным играм;

  • меры личной и общественной профилактики болезней;

  • правила спортивных игр (футбол, волейбол);

  • правила игры в шашки, шахматы;

  • правила катания на санках, лыжах, коньках;

  • основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;

  • значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;

  • значение экологии для окружающей среды.

Уметь:

  • подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;

  • играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);

  • соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;

  • соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;

  • соблюдать экологическую чистоту;

  • вести здоровый образ жизни.

Личностные результаты:

  • видеть важность в здоровом образе жизни;

  • бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

  • прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;

  • учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

  • осуществлять добрые дела полезные другим людям;

  • объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

  • работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)

  • использовать дополнительные средства получения информации;

  • уметь оценивать себя.

  • уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

2. Познавательные УУД:

  • уметь перерабатывать полученную информацию;

  • выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

3. Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;

  • понимать позиции других;

  • учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;

  • учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.



Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:


  • Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.

  • Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.

  • Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.

  • Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.

  • Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.

  • Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.

  • Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.

  • 90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.

Предполагаемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Формы учета знаний и умений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
  1   2   3