|
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Рассмотрено на заседании: «Утверждаю»
педагогического совета Директор МОУ «СОШ № 6»
(протокол от __.__.20__года № _) __________ К. Н. Селезнев
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»
Срок реализации программы - 4 года
Количество часов по программе – 135 ч., в неделю – 1 ч.
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель: Кротенко И.Л.
г. о. Жуковский
Содержание
Введение 3
Пояснительная записка 5
Цели и задачи программы 6
Основные направления реализации программы 7
Планируемые результаты 9
Формы учета знаний и умений 15
Содержание программы 16
Тематическое планирование 18
Список литературы 27
Приложение 28
Введение
Современная школа стоит на пороге разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Предполагается, что занятия будут происходить в форме круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых научных исследований и т.п. И если внеурочная деятельность определена образовательным планом, то школа должна заняться тем, как организовать эту деятельность, предоставляя ребёнку выбор, чем он хотел бы и мог заниматься.
Нововведение будет способствовать сохранению здоровья наших детей. В проекте «Гигиенических требований к условиям реализации в начальной школе» уже есть чётко сформулированный тезис: Организация занятий разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения должна отличаться от урочной системы обучения.
Спортивно-оздоровительное направление внеучебной деятельности занимает 30% отведённого оплачиваемого времени. Приобретаемые на уроках физической культуры знания умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Формы организации внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры, прогулки, спортивно-оздоровительные часы, эстафеты, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.
Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение профилактической работы с родителями;
Программа «Путешествие по тропе здоровья» рассчитана на 1 учебный час в неделю: I класс – 33 часа, II – IV классы – 34 часа.
Место реализации программы: спортивный зал, спортивная площадка, кабинет начальных классов, школа, территория и окрестности вокруг школы.
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Планируемые результаты
После окончания I года обучения учащиеся должны
Знать:
задачи общей физической подготовки;
правила подвижных игр.
правила игры в шашки, шахматы;
цели и задачи упражнений с мячом;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
основы техники безопасности во время катания на санках, коньках, лыжах;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде;
основы здорового образа жизни;
Уметь:
играть в подвижные игры для развития выносливости, быстроты.
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
Познавательные УУД:
3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других.
После окончания II года обучения учащиеся должны
Знать:
упрощенные правила спортивных игр (футбол, волейбол);
правила игры в шашки, в шахматы;
историю возникновения и развития подвижных и спортивных игр;
факторы сохранения и укрепления здоровья;
основные правила соревнований и подвижных игр;
строение тела человека, его привычки;
основы здорового образа жизни;
Уметь:
играть по правилам в спортивные игры (футбол, волейбол).
выполнять упражнения на расслабление во время занятий;
соблюдать правила техники безопасности во время занятий,
соблюдать правила безопасности жизнедеятельности и ЗОЖ
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
искать свою позицию в многообразии культурных, спортивных, оздоровительных предпочтений;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
определять самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя, правильно оценивать позицию других.
Познавательные УУД:
делать предварительный отбор источников информации;
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
делать выводы в результате совместной работы в группе;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет;
3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
совместно договариваться о правилах общения, поведения и следовать им.
После окончания III года обучения учащиеся должны
Знать:
специфические особенности подвижных и спортивных игр направленных на развитие физических качеств;
правила спортивных игр (футбол);
правила игры в шашки, шахматы;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
значение ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
меры личной и общественной профилактики болезней;
значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
играть по правилам в спортивные игры (футбол);
соблюдать правила техники безопасности во время занятий, в пути следования на занятия и по дороге домой;
соблюдать экологическую чистоту;
вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
осуществлять добрые дела полезные другим людям.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
2. Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей.
3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя.
После окончания IV года обучения учащиеся должны
Знать:
правила соревнований по спортивным играм;
меры личной и общественной профилактики болезней;
правила спортивных игр (футбол, волейбол);
правила игры в шашки, шахматы;
правила катания на санках, лыжах, коньках;
основы техники безопасности во время занятий в пути следования на занятия и по дороге домой;
значение питания, ЗОЖ, как фактора сохранения и укрепления здоровья;
значение экологии для окружающей среды.
Уметь:
подбирать и проводить спортивные и подвижные игры;
играть по правилам в спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол);
соблюдать меры личной и общественной профилактики болезней;
соблюдать правила катания на санках, лыжах, коньках;
соблюдать экологическую чистоту;
вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
видеть важность в здоровом образе жизни;
бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиции разных людей;
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
осуществлять добрые дела полезные другим людям;
объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
составлять план выполняемой задачи совместно с учителем;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;
работая по составленному плану использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ)
использовать дополнительные средства получения информации;
уметь оценивать себя.
уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
2. Познавательные УУД:
уметь перерабатывать полученную информацию;
выбирать наиболее удобную для себя форму получения информации;
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов сети Интернет.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей, рисунков, схем.
извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
3. Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию в отношении здорового образа жизни до других;
понимать позиции других;
учиться выполнять различные роли в группах: лидера, исполнителя, критика;
учиться предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Результатом практической деятельности по программе «Путешествие по тропе здоровья» можно считать следующее:
Высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Среди учащихся начальных классов нет курящих детей.
Повышается активность учащихся в мероприятиях школы, класса, города.
Класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и вовлечения в здоровый образ жизни, приглашают их на уроки здоровья, сценические выступления.
Классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную сбор и оформление информации по темам укрепления здоровья. Результаты представляем на классных часах и внеклассных мероприятиях начальных классов школы.
Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья.
Намечены преемственные связи в содержании и методах воспитания в начальной школе и первого этапа воспитания в основной школе.
90% учащихся класса посещают кружки дополнительного образования.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Формы учета знаний и умений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предполагает вовлечение обучающихся в здоровьесберегающие практики. Контроль и оценка результатов освоения программы будет продуктивным в процессе организации следующих форм деятельности: спортивные эстафеты, турниры и соревнования, внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
|
|
|