№ п./п.
| Дата
| Тема
| Цели урока
| Основной материал
| д/з
| ЗУН
| Оборудование
| Межпредметные связи
| Контроль
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
|
«Введение». 2ч.
Цель изучения раздела: дать понятие о науке биология, отраслях научных знаний, входящих в данную науку.
Задачи изучения раздела: научить определять оболочки земли, различать их; обобщить знания детей о многообразии растительного мира, о приспособлении растений к различным внешним факторам среды. Дать первичное понятие о биологии, как науке о живой природе.
|
1.
|
| Биология – наука о живой природе. Царство бактерий, грибов, растений и животных.
| *Дать понятие о биологии, как о науке изучающей живую природу, объяснить понятия – биосфера, экология, фенология.
| Царство живой природы, основные свойства жизни, общие и отличительные черты растений и животных.
| С. 9-12
| Знать и уметь объяснять понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, живые организмы, признаки живого, значение растений.
| Опорная схема, таблицы, рисунки.
| История, химия, география.
|
|
2.
|
| Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
| *Дать понятие о связи организмов со средой обитания, их взаимосвязи в природе. Пояснить влияние деятельности человека на природу.
| Высшие растения, низшие растения, цветковые растения, цветковые растения, органы и жизненные формы растений.
| С. 9-12
| .
| Таблицы, гербарии, живые растения.
| География, физика, химия.
|
|
1. «Клеточное строение организмов» 4 ч.
Цель изучения раздела: дать понятие о строении растительной клетки, о процессах, происходящих в живой клетке.
Задачи изучения раздела: узнать о клетке, о жизненно важных процессах, об основных видах тканей и органах из которого состоит растение; научить готовить простейшие микропрепараты, работать с микроскопом, находить основные чисти растительной клетки по таблице и на микропрепарате, схематично изображать растительную клетку.
|
3.
|
| Устройство увеличительных приборов.
| *Познакомить с устройством микроскопа и лупы, научить пользоваться микроскопом.
| Устройство и правила пользования микроскопом.
| § 1.
| Знать строение микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объектив, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало. подставка, микропрепарат
| Лупы, микроскопы
| Физика, медицина.
| Л/р. №1. «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток при помощи лупы.
|
4
|
| Строение клетки.
( Клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, ядро.)
| *Дать понятие о растительной клетке и её строении.
*Отрабатывать умение работать с микроскопом и готовить простейший микропрепарат кожицы чешуи лука.
| Части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль.
| §2
| Знать части клетки, уметь объяснять их значение.
| Таблица «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы.
| Зоология, физика.
| Л/р. №2. «Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом», «Рассматривание пластид под микроскопом».
|
5.
|
| Жизнедеятельность клетки. Ткани.
| Сформировать представления о движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.
Дать понятие о тканевом строении растительных организмов.
| Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост и деление клеток.
Строение и функции растительных тканей, их разнообразие
| §3, §4
| Знать и уметь характеризовать основные функции растительной клетки, этапы и значение митоза.
Знать особенности строения и функции тканей6 образовательной, покровной, основной, механической, проводящей и выделительной.
| Таблица «Строение растительной клетки», таблицы или карточки с растительными тканями.
| Физика, химия, география.
|
|
6.
|
| Обобщающий урок по теме «Строение клетки».
| Обобщить знания детей по данной теме.
|
|
|
|
|
| К/р.
|
2. «Царство Бактерии и Грибы» 5 ч.
Цель изучения раздела: дать понятие об особенностях строения грибов и бактерий, их месте и роли в живой природе и жизни человека.
Задачи изучения раздела: научить распознавать представителей этих групп организмов, отличать их основные виды, отличать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.
|
7.
|
| Строение и жизнедеятельность бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека
| *Дать понятие о строении бактериальной клетки, видах и формах бактерий, их жизнедеятельностью, о роли бактерий в природе и жизни человека.
| Бактерии – древняя группа живых организмов.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
| §5,6
| Знать особенности строения, питания и распространения бактерий, бактерии – возбудителей болезней, меры профилактики инфекционных заболеваний, гигиенические нормы и правила в быту.
| Культура картофельной бактерии, микроскоп. Таблицы «Строение бактериальной клетки».
| Медицина, физика.
|
|
8.
|
| Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.
| *Дать понятие о строении, питании и размножении грибов, их роли в жизни человека, их многообразии.
| Характерные признаки грибов: шляпочных, плесневых, паразитических.
| §7 - 8
| Знать характерные признаки грибов.
| Таблица «Многообразие грибов», подвижная таблица «Размножение гриба».
| Физика, оптика.
| л/р. №3. «Строение плесневых грибов».
|
9..
|
| Роль грибов в природе
| *Дать понятие о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов, их многообразии и роли в жизни природы и человека.
| Характерные признаки шляпочных грибов.
| §8
| Знать и уметь определять пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и несъедобные грибы.
| Микроскоп, готовый микропрепарат шляпочного гриба, муляжи грибов, таблица «Многообразие грибов».
| Экология.
| л/р. №4. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
|
10.
|
| Лишайники.
| *Дать понятие о лишайниках, как об организмах – симбионтах, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
| Лишайники, строение, отличительные особенности, способы размножения
| §13
| Знать отличительные особенности лишайников, уметь их отличать, работать с гербарием и коллекцией.
| Гербарий «Видовое разнообразие лишайников», коллекция «Лишайники Севера», таблицы по теме, лупы.
| География.
|
|
11.
|
| Обобщение по теме «Бактерии, грибы и лишайники».
|
|
|
|
|
|
| К/р.
|
3. «Царство Растений». 5ч.
Цель изучения раздела: дать понятие о науке ботаника, о представителях различных отделов царства растений и особенностях их строения, об эволюции растений и приспособленности растений к различным средам обитания.
Задачи изучения раздела: научить распознавать растения различных отделов, сравнивать их, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания
|
12.
|
| Растения. Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений и их роль в биосфере. Охрана растений.
| *Дать понятие о многообразии растительного мира, распространении растений, их значении в биосфере и жизни человека. –
| Разнообразие растений, их распространение, значение. Ботаника как наука.
| §11
| Знать и уметь определять место произрастания растений в природе, их значение в природе и жизни человека.
| Рисунки, таблицы, карта.
| География.
|
|
13.
|
| Водоросли. Многообразие водорослей, их строение. Роль водорослей в природе и жизни человека..
| *Дать понятие о строении одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножении, их значении в природе и жизни человека.
| Одноклеточные водоросли, строение, отличительные особенности, способы размножения.
| §12.
| Знать отличительные особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей, уметь их отличать.
| Таблица «Строение хламидомонады и хлореллы».
| Физика.
| л\р. №5. «Изучение строение многоклеточных зелёных водорослей»
|
14.
|
| Мхи. Папоротники. Хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Охрана их.
| Дать понятие о мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, как о более сложных организмах, видовом разнообразии, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
| Мхи, папоротники, хвощи и плауны - строение, отличительные особенности, способы размножения
| §14 - 15
| Знать отличительные особенности мхов, папоротников, хвощей и плаунов, уметь их отличать.
| Гербарии.
| Физика.
|
|
15.
|
| Голосеменные растения.
| Дать понятие о голосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
| Голосеменные – высшие растения, их особенности, способы размножения, роль в природе и жизни человека.
| §16
| Знать и уметь отличать голосеменные растения, их способ размножения.
| Коллекция «Хвойные растения», хвоя лиственницы, сосны обыкновенной, сосны кедровой, ели.
| Физика, история.
|
|
16.
|
| Цветковые растения. Их строение и многообразие. Среда обитания. значение цветковых в природе и жизни человека
| Дать понятие о покрытосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
| Покрытосеменные – высшие семенные растения, их особенности, способы размножения, многообразие, роль в природе и жизни человека.
| §17
| Знать и уметь отличать цветковые растения, их способ размножения.
| Видеоматериалы, таблицы, иллюстративный материал, карточки.
| История.
|
|
4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 8 ч.
Цели изучения раздела: дать понятие о строении семян цветковых растений, о внешнем строении корня, листа, побега, об их видоизменениях; о зависимости строения цветкового растения и средой его обитания, о строении цветка и основных типах соцветий; о строении и классификации плодов, роли растений в жизни человека.
Задачи изучения раздела: научить распознавать органы цветковых растений и их видоизменений, устанавливать связь особенностей строения органа от среды обитания.
|
17.
|
| Строение семян двудольных и однодольных растений.
| *Дать понятие о строении семени двудольного и однодольного растения, о значении семени в распространении семенных растений на Земле.
| Распространение цветковых растений, семя двудольных растений, особенности его строения.
| §18
| Знать и уметь отличать семя двудольного растения по его строению.
| Проросшие семена гороха или бобов, лупа.
| Физика, химия.
|
|
18.
|
| Виды и типы корневой системы. Видоизменение корней.
| *Дать понятие о видах и типах корневых систем: стержневая, мочковатая, функциях корня
*Дать понятие о видоизменениях корней: корневище, корнеплод, клубень, воздушные корни, дыхательные корни, придаточные корни баньяна.
| Корневая система: мочковатая, стержневая, виды корней, видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные придаточные корни.
| §19 - 21
| Знать и уметь отличать мочковатую и стержневую корневые системы на натуральных объектах.
Знать и уметь отличать видоизменения корней на натуральных объектах.
| Коллекции. Рисунки, таблицы
| География.
| Тест
|
19.
|
| Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
| *Дать понятие о побеге и почке, их видах, строении, расположении на растении, росте и развитии побегов.
| Побег, листорасположение, почки: генеративные и вегетативные. Особенности строения и значение в природе.
| §22
| Знать и уметь различать различное листорасположение: супротивное очередное, мутовчатое, разные почки.
| Гербарий, коллекция почек.
| Физика.
| Работа с таблицей
|
20.
|
| Строение листа. Видоизменения листьев.
| *Дать понятие о внешнем строении листа, формах листовой пластинки, , видах жилкования, листовой мозаикой, внутреннем строении листа.
Дать понятие о видоизменениях листа, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды.
| Формы листьев, простые и сложные листья,, жилкование листа. Клеточное строение и видоизменения листьев
| §23 - 25
| Знать и уметь различать формы листовой пластинки, жилкования. Листорасположения. Клеточное строение и видоизменения листьев.
| Гербарий. Коллекция листьев.
| Физика.
|
|
21.
|
| Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.
| *Дать понятие о внутреннем строении стебля и его значении в жизни растений
*Дать понятие о видоизменениях побегов, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды.
| Наблюдать и распознавать ткани и клеточное строение стебля древесных растений, Наблюдать и распознавать видоизменения побегов, их функции, как органов вегетативного размножения и запасания питательных веществ.
| §26,27
| Знать и уметь распознавать внутреннее строение стебля.
Знать и уметь разновидности видоизменений побегов и их функций.
| Наглядный материал, поперечный срез дерева, коллекция, таблица
| География
|
|
22.
|
| Цветок и его строение
| *Дать понятие о цветке, как о главном органе семенного размножения у растений. рассмотреть строение цветка, с точки зрения эволюции побега, научить составлять формулу строения цветка.
| Формы и размеры цветка, его строение, знание терминов пестик, тычинка, лепесток, венчик, чашечка, чашелистик, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь, семязачаток.
| §28, таблица.
| Знать и уметь распознавать части цветка, знать их функции, уметь составлять формулу цветка и давать характеристику цветку по его формуле.
| Муляж цветка. Таблица «Многообразие цветковых растений».
|
| л\р №6. «Изучение строения цветка»
|
|
23
|
| Соцветия.
| *Дать понятие о соцветиях, их видах, строении, расположении на растении.
*Работать с понятиями: соцветие.
| Знание названий важнейших соцветий, наиболее чаще всего встречающихся в нашей местности.
| §29, таблица.
| Знать и уметь распознавать различные виды соцветий, знать и использовать важнейшие понятия темы.
| Живые цветы и гербарий «Соцветия».
|
| л\р №7. «Ознакомление с различными видами соцветий»
|
24.
|
| Плоды и их классификация.
| *Дать понятие о плодах, об их видах, строении, значении в жизни растения, природе и в хозяйственной деятельности человека.
| Знание важнейших видов плодов, их значение в семенном размножении растений.
| §30
| Знать и уметь распознавать различные виды плодов, знать и использовать важнейшие понятия темы.
| Коллекция « Типы плодов». Муляжи сочных плодов.
|
| л\р №8. «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
|
5. «Жизнь растений». 8ч.
Цель изучения раздела: изучить основные процессы жизнедеятельности растений, процесс фотосинтеза, роста и развития растений, размножение растений.
Задачи изучения раздела: научится определять всхожесть семян, правильно высевать семена, создавать необходимые условия для роста и развития растений, размножать растения вегетативным путём.
|
25.
|
| Минеральное питание растений.
| *Дать понятие о минеральном питании растений, о роли корня во всасывании минеральных веществ из почвы и о роли минеральных веществ в нормальном развитии растения.
*
| Знать основные понятия: минеральное питание, корневое давление. Почва, плодородие, удобрение.
| §33
| Знать о минеральном питании растений, уметь ставить опыты и делать выводы.
| Растения для опыта, резиновая трубка, вода.
| Физика.
| Опыт «Корневое давление».
|
26.
|
| Фотосинтез.
| *Дать понятие о фотосинтезе, как об основном свойстве зеленых растений, его значении в природе и жизни человека.
*Работать с понятием фотосинтез.
| Знать о воздушном питании растений, условия, необходимые для протекания фотосинтеза, результаты фотосинтеза.
| §34
| Знать о процессе фотосинтеза, его значении и космической роли зеленых растений.
| Растения для опыта, спирт, вода, раствор йода, пинцет, ножницы, чашки Петри.
| Химия, физика
| Опыт «Световая фотография».
|
27.
|
| Дыхание растений.
| *Дать понятие о дыхании растений, как ещё ободном из важнейших процессов жизнедеятельности растения, о том какими частями растение дышит, о взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.
| Знать о процессе дыхания у растений, его значении в жизни растений.
| §35
| Знать значение дыхания для растений, о роли межклетников в процессе дыхания и взаимосвязи его с процессом фотосинтеза.
| Емкости для опыта, части растений: корнеплод, клубень, листья.
| Физика.
| Опыт «Дыхание различными частями растения».
|
28.
|
| Испарение воды. Листопад. Передвижение веществ по растению.
| *Дать понятие о роли воды в жизни растений, её испарении и значении испарения в жизни растения. Рассказать о листопаде, как о приспособлении растения к утилизации вредных веществ из организма растения и приспособлении его к неблагоприятным внешним условиям среды.
| Работать с понятиями листопад, значением устиц в процессе испарения воды.
| §36, 37
| Знать о процессах листопад и испарения воды.. передвижение веществ.
| Таблица «Внутреннее строение листа», схема листопада., проблемные вопросы.
| География.
| Тестовая работа.
|
29.
|
| Рост растений.
| *Дать понятие о прорастании семян, условиях, необходимых для прорастания семян, их всхожести, глубине заделки семян, для благоприятного прорастания, фазах развития растений
| Работать с понятиями условия хранения семян, условия прорастания семян, зависимость глубины заделки семян от их величины.
| §38, 39
| Уметь создавать необходимые условия для прорастания семян и определять их всхожесть, фазы развития растений
| Таблицы по прорастанию семян.
| Агрономия.
| Опрос.
|
30, 31
|
| Размножение растений.
| *Дать понятие о способах размножения растений: половом и бесполом, вегетативном
| *Работать с понятиями: размножение, половое, бесполое, вегетативное. Размножение, гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота.
| §40, 42, 43, 44.
| Знать и уметь распознавать способы размножения растений, оперировать важнейшими понятиями темы.
| Таблицы, видеофрагмент.
| Экология.
| Работа с таблицей
|
32
|
| Обобщение по теме « Жизнь растений»
| Обобщить знания по теме.
|
|
|
|
|
| к/р
|
Раздел VI «Природные сообщества» 3ч.
Цель изучения раздела: дать понятия о том, какие основные факторы среды оказывает влияние на растения, какие основные экологические группы растений выделяют; что такое природное сообщество, о типах природных сообществ, их особенностях, особенностях растений их населяющих.
Задачи изучения раздела: научится объяснять взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания, раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе, научно обосновывать обусловленность биологических явлений; обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранение и умножении растительного мира.
|
33.
|
| Основные экологические факторы и их влияние на растение.
| *Дать понятие об биотических и абиотических факторах среды, влияющих на развитие растений.
| Работать с понятиями: экологические факторы, экологические группы растений. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, растения избыточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания, растения, живущие при достаточных условиях увлажнения.
| §54
| Уметь распознавать различные экологические группы растений и их приспособления к разным условиям обитания.
| Таблицы по теме.
| Экология.
| Беседа.
|
34.
|
| Характеристика основных экологических групп растений.
| *Дать понятие об основных экологических группах растений, особенностях их внешнего и внутреннего строения, условиях их обитания.
| *Работать с понятиями: воздухоносная ткань, гидатоды.
| §55.
| Знать основные экологические группы растений и уметь их распознавать по внешним признакам.
| Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме.
| Экология.
| л\р №9. «Изучение особенностей строения различных экологических групп».
|
35.
|
| Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека
| *Дать понятие о растительных сообществах, их особенностях, типы растительности в данных сообществах, ярусности леса и водоема, смене растительных сообществ.
| Работать с понятиями: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ, паразитизм.
| §56,57.
| Знать что такое растительное сообщество, уметь их характеризовать и устанавливать связи между различными субъектами сообществ.
| Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме.
| Экология.
| Летнее задание
|