Главная страница

Тема Цели урока



Скачать 226.04 Kb.
НазваниеТема Цели урока
Дата25.02.2016
Размер226.04 Kb.
ТипДокументы

п./п.

Дата

Тема

Цели урока

Основной материал

д/з

ЗУН

Оборудование

Межпредметные связи

Контроль

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Введение». 2ч.

Цель изучения раздела: дать понятие о науке биология, отраслях научных знаний, входящих в данную науку.

Задачи изучения раздела: научить определять оболочки земли, различать их; обобщить знания детей о многообразии растительного мира, о приспособлении растений к различным внешним факторам среды. Дать первичное понятие о биологии, как науке о живой природе.

1.




Биология – наука о живой природе. Царство бактерий, грибов, растений и животных.

*Дать понятие о биологии, как о науке изучающей живую природу, объяснить понятия – биосфера, экология, фенология.

Царство живой природы, основные свойства жизни, общие и отличительные черты растений и животных.

С. 9-12

Знать и уметь объяснять понятия и термины: биология, ботаника, зоология, микология, живые организмы, признаки живого, значение растений.

Опорная схема, таблицы, рисунки.

История, химия, география.




2.




Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

*Дать понятие о связи организмов со средой обитания, их взаимосвязи в природе. Пояснить влияние деятельности человека на природу.

Высшие растения, низшие растения, цветковые растения, цветковые растения, органы и жизненные формы растений.

С. 9-12

.

Таблицы, гербарии, живые растения.

География, физика, химия.




1. «Клеточное строение организмов» 4 ч.

Цель изучения раздела: дать понятие о строении растительной клетки, о процессах, происходящих в живой клетке.

Задачи изучения раздела: узнать о клетке, о жизненно важных процессах, об основных видах тканей и органах из которого состоит растение; научить готовить простейшие микропрепараты, работать с микроскопом, находить основные чисти растительной клетки по таблице и на микропрепарате, схематично изображать растительную клетку.

3.




Устройство увеличительных приборов.

*Познакомить с устройством микроскопа и лупы, научить пользоваться микроскопом.


Устройство и правила пользования микроскопом.

§ 1.

Знать строение микроскопа: штатив, тубус, окуляр, объектив, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, зеркало. подставка, микропрепарат

Лупы, микроскопы

Физика, медицина.

Л/р. №1. «Устройство лупы и микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток при помощи лупы.

4




Строение клетки.

( Клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль, ядро.)

*Дать понятие о растительной клетке и её строении.

*Отрабатывать умение работать с микроскопом и готовить простейший микропрепарат кожицы чешуи лука.

Части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль.

§2

Знать части клетки, уметь объяснять их значение.

Таблица «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы.

Зоология, физика.

Л/р. №2. «Приготовление препарата кожицы лука, рассматривание его под микроскопом», «Рассматривание пластид под микроскопом».

5.




Жизнедеятельность клетки. Ткани.

Сформировать представления о движении, дыхании, питании, обмене веществ, росте и размножении растительных клеток.

Дать понятие о тканевом строении растительных организмов.

Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост и деление клеток.

Строение и функции растительных тканей, их разнообразие

§3, §4

Знать и уметь характеризовать основные функции растительной клетки, этапы и значение митоза.

Знать особенности строения и функции тканей6 образовательной, покровной, основной, механической, проводящей и выделительной.

Таблица «Строение растительной клетки», таблицы или карточки с растительными тканями.

Физика, химия, география.




6.




Обобщающий урок по теме «Строение клетки».

Обобщить знания детей по данной теме.
















К/р.

2. «Царство Бактерии и Грибы» 5 ч.

Цель изучения раздела: дать понятие об особенностях строения грибов и бактерий, их месте и роли в живой природе и жизни человека.

Задачи изучения раздела: научить распознавать представителей этих групп организмов, отличать их основные виды, отличать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

7.




Строение и жизнедеятельность бактерии. Роль бактерий в природе и жизни человека

*Дать понятие о строении бактериальной клетки, видах и формах бактерий, их жизнедеятельностью, о роли бактерий в природе и жизни человека.


Бактерии – древняя группа живых организмов.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

§5,6

Знать особенности строения, питания и распространения бактерий, бактерии – возбудителей болезней, меры профилактики инфекционных заболеваний, гигиенические нормы и правила в быту.

Культура картофельной бактерии, микроскоп. Таблицы «Строение бактериальной клетки».

Медицина, физика.




8.




Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

*Дать понятие о строении, питании и размножении грибов, их роли в жизни человека, их многообразии.

Характерные признаки грибов: шляпочных, плесневых, паразитических.

§7 - 8

Знать характерные признаки грибов.

Таблица «Многообразие грибов», подвижная таблица «Размножение гриба».

Физика, оптика.

л/р. №3. «Строение плесневых грибов».

9..




Роль грибов в природе

*Дать понятие о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов, их многообразии и роли в жизни природы и человека.

Характерные признаки шляпочных грибов.

§8

Знать и уметь определять пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и несъедобные грибы.

Микроскоп, готовый микропрепарат шляпочного гриба, муляжи грибов, таблица «Многообразие грибов».

Экология.

л/р. №4. «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

10.




Лишайники.

*Дать понятие о лишайниках, как об организмах – симбионтах, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

Лишайники, строение, отличительные особенности, способы размножения

§13

Знать отличительные особенности лишайников, уметь их отличать, работать с гербарием и коллекцией.

Гербарий «Видовое разнообразие лишайников», коллекция «Лишайники Севера», таблицы по теме, лупы.

География.




11.




Обобщение по теме «Бактерии, грибы и лишайники».



















К/р.

3. «Царство Растений». 5ч.

Цель изучения раздела: дать понятие о науке ботаника, о представителях различных отделов царства растений и особенностях их строения, об эволюции растений и приспособленности растений к различным средам обитания.

Задачи изучения раздела: научить распознавать растения различных отделов, сравнивать их, находить черты усложнения, устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания

12.




Растения. Ботаника - наука о растениях. Многообразие растений и их роль в биосфере. Охрана растений.

*Дать понятие о многообразии растительного мира, распространении растений, их значении в биосфере и жизни человека. –

Разнообразие растений, их распространение, значение. Ботаника как наука.

§11

Знать и уметь определять место произрастания растений в природе, их значение в природе и жизни человека.

Рисунки, таблицы, карта.

География.




13.




Водоросли. Многообразие водорослей, их строение. Роль водорослей в природе и жизни человека..

*Дать понятие о строении одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножении, их значении в природе и жизни человека.

Одноклеточные водоросли, строение, отличительные особенности, способы размножения.

§12.

Знать отличительные особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей, уметь их отличать.

Таблица «Строение хламидомонады и хлореллы».

Физика.

л\р. №5. «Изучение строение многоклеточных зелёных водорослей»

14.




Мхи. Папоротники. Хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека. Охрана их.

Дать понятие о мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, как о более сложных организмах, видовом разнообразии, их строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

Мхи, папоротники, хвощи и плауны - строение, отличительные особенности, способы размножения

§14 - 15

Знать отличительные особенности мхов, папоротников, хвощей и плаунов, уметь их отличать.

Гербарии.

Физика.




15.




Голосеменные растения.

Дать понятие о голосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

Голосеменные – высшие растения, их особенности, способы размножения, роль в природе и жизни человека.

§16

Знать и уметь отличать голосеменные растения, их способ размножения.

Коллекция «Хвойные растения», хвоя лиственницы, сосны обыкновенной, сосны кедровой, ели.

Физика, история.




16.




Цветковые растения. Их строение и многообразие. Среда обитания. значение цветковых в природе и жизни человека

Дать понятие о покрытосеменных, как о высших семенных растениях, их более высоком аксонометрическом положении, строении, способах размножения и значении в природе и хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные – высшие семенные растения, их особенности, способы размножения, многообразие, роль в природе и жизни человека.

§17

Знать и уметь отличать цветковые растения, их способ размножения.

Видеоматериалы, таблицы, иллюстративный материал, карточки.

История.




4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений». 8 ч.

Цели изучения раздела: дать понятие о строении семян цветковых растений, о внешнем строении корня, листа, побега, об их видоизменениях; о зависимости строения цветкового растения и средой его обитания, о строении цветка и основных типах соцветий; о строении и классификации плодов, роли растений в жизни человека.

Задачи изучения раздела: научить распознавать органы цветковых растений и их видоизменений, устанавливать связь особенностей строения органа от среды обитания.

17.




Строение семян двудольных и однодольных растений.

*Дать понятие о строении семени двудольного и однодольного растения, о значении семени в распространении семенных растений на Земле.

Распространение цветковых растений, семя двудольных растений, особенности его строения.

§18

Знать и уметь отличать семя двудольного растения по его строению.

Проросшие семена гороха или бобов, лупа.

Физика, химия.




18.




Виды и типы корневой системы. Видоизменение корней.

*Дать понятие о видах и типах корневых систем: стержневая, мочковатая, функциях корня

*Дать понятие о видоизменениях корней: корневище, корнеплод, клубень, воздушные корни, дыхательные корни, придаточные корни баньяна.

Корневая система: мочковатая, стержневая, виды корней, видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные придаточные корни.

§19 - 21

Знать и уметь отличать мочковатую и стержневую корневые системы на натуральных объектах.

Знать и уметь отличать видоизменения корней на натуральных объектах.

Коллекции. Рисунки, таблицы

География.

Тест

19.




Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

*Дать понятие о побеге и почке, их видах, строении, расположении на растении, росте и развитии побегов.


Побег, листорасположение, почки: генеративные и вегетативные. Особенности строения и значение в природе.

§22

Знать и уметь различать различное листорасположение: супротивное очередное, мутовчатое, разные почки.

Гербарий, коллекция почек.

Физика.

Работа с таблицей

20.




Строение листа. Видоизменения листьев.

*Дать понятие о внешнем строении листа, формах листовой пластинки, , видах жилкования, листовой мозаикой, внутреннем строении листа.

Дать понятие о видоизменениях листа, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды.


Формы листьев, простые и сложные листья,, жилкование листа. Клеточное строение и видоизменения листьев

§23 - 25

Знать и уметь различать формы листовой пластинки, жилкования. Листорасположения. Клеточное строение и видоизменения листьев.

Гербарий. Коллекция листьев.

Физика.




21.




Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

*Дать понятие о внутреннем строении стебля и его значении в жизни растений

*Дать понятие о видоизменениях побегов, как о приспособлении к внешним климатическим условиям среды.

Наблюдать и распознавать ткани и клеточное строение стебля древесных растений, Наблюдать и распознавать видоизменения побегов, их функции, как органов вегетативного размножения и запасания питательных веществ.

§26,27

Знать и уметь распознавать внутреннее строение стебля.

Знать и уметь разновидности видоизменений побегов и их функций.

Наглядный материал, поперечный срез дерева, коллекция, таблица

География




22.




Цветок и его строение

*Дать понятие о цветке, как о главном органе семенного размножения у растений. рассмотреть строение цветка, с точки зрения эволюции побега, научить составлять формулу строения цветка.

Формы и размеры цветка, его строение, знание терминов пестик, тычинка, лепесток, венчик, чашечка, чашелистик, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь, семязачаток.

§28, таблица.

Знать и уметь распознавать части цветка, знать их функции, уметь составлять формулу цветка и давать характеристику цветку по его формуле.

Муляж цветка. Таблица «Многообразие цветковых растений».




л\р №6. «Изучение строения цветка»




23




Соцветия.

*Дать понятие о соцветиях, их видах, строении, расположении на растении.

*Работать с понятиями: соцветие.

Знание названий важнейших соцветий, наиболее чаще всего встречающихся в нашей местности.

§29, таблица.

Знать и уметь распознавать различные виды соцветий, знать и использовать важнейшие понятия темы.

Живые цветы и гербарий «Соцветия».




л\р №7. «Ознакомление с различными видами соцветий»

24.




Плоды и их классификация.

*Дать понятие о плодах, об их видах, строении, значении в жизни растения, природе и в хозяйственной деятельности человека.

Знание важнейших видов плодов, их значение в семенном размножении растений.

§30

Знать и уметь распознавать различные виды плодов, знать и использовать важнейшие понятия темы.

Коллекция « Типы плодов». Муляжи сочных плодов.




л\р №8. «Ознакомление с сухими и сочными плодами»

5. «Жизнь растений». 8ч.

Цель изучения раздела: изучить основные процессы жизнедеятельности растений, процесс фотосинтеза, роста и развития растений, размножение растений.

Задачи изучения раздела: научится определять всхожесть семян, правильно высевать семена, создавать необходимые условия для роста и развития растений, размножать растения вегетативным путём.

25.




Минеральное питание растений.

*Дать понятие о минеральном питании растений, о роли корня во всасывании минеральных веществ из почвы и о роли минеральных веществ в нормальном развитии растения.

*

Знать основные понятия: минеральное питание, корневое давление. Почва, плодородие, удобрение.

§33

Знать о минеральном питании растений, уметь ставить опыты и делать выводы.

Растения для опыта, резиновая трубка, вода.

Физика.

Опыт «Корневое давление».

26.




Фотосинтез.

*Дать понятие о фотосинтезе, как об основном свойстве зеленых растений, его значении в природе и жизни человека.

*Работать с понятием фотосинтез.

Знать о воздушном питании растений, условия, необходимые для протекания фотосинтеза, результаты фотосинтеза.

§34

Знать о процессе фотосинтеза, его значении и космической роли зеленых растений.

Растения для опыта, спирт, вода, раствор йода, пинцет, ножницы, чашки Петри.

Химия, физика

Опыт «Световая фотография».

27.




Дыхание растений.

*Дать понятие о дыхании растений, как ещё ободном из важнейших процессов жизнедеятельности растения, о том какими частями растение дышит, о взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.

Знать о процессе дыхания у растений, его значении в жизни растений.

§35

Знать значение дыхания для растений, о роли межклетников в процессе дыхания и взаимосвязи его с процессом фотосинтеза.

Емкости для опыта, части растений: корнеплод, клубень, листья.

Физика.

Опыт «Дыхание различными частями растения».

28.




Испарение воды. Листопад. Передвижение веществ по растению.

*Дать понятие о роли воды в жизни растений, её испарении и значении испарения в жизни растения. Рассказать о листопаде, как о приспособлении растения к утилизации вредных веществ из организма растения и приспособлении его к неблагоприятным внешним условиям среды.

Работать с понятиями листопад, значением устиц в процессе испарения воды.

§36, 37

Знать о процессах листопад и испарения воды.. передвижение веществ.

Таблица «Внутреннее строение листа», схема листопада., проблемные вопросы.

География.

Тестовая работа.

29.




Рост растений.

*Дать понятие о прорастании семян, условиях, необходимых для прорастания семян, их всхожести, глубине заделки семян, для благоприятного прорастания, фазах развития растений

Работать с понятиями условия хранения семян, условия прорастания семян, зависимость глубины заделки семян от их величины.

§38, 39

Уметь создавать необходимые условия для прорастания семян и определять их всхожесть, фазы развития растений

Таблицы по прорастанию семян.

Агрономия.

Опрос.

30, 31




Размножение растений.

*Дать понятие о способах размножения растений: половом и бесполом, вегетативном


*Работать с понятиями: размножение, половое, бесполое, вегетативное. Размножение, гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота.

§40, 42, 43, 44.

Знать и уметь распознавать способы размножения растений, оперировать важнейшими понятиями темы.

Таблицы, видеофрагмент.

Экология.

Работа с таблицей

32




Обобщение по теме « Жизнь растений»

Обобщить знания по теме.
















к/р

Раздел VI «Природные сообщества» 3ч.

Цель изучения раздела: дать понятия о том, какие основные факторы среды оказывает влияние на растения, какие основные экологические группы растений выделяют; что такое природное сообщество, о типах природных сообществ, их особенностях, особенностях растений их населяющих.

Задачи изучения раздела: научится объяснять взаимосвязь строения растений с условиями среды обитания, раскрывать взаимосвязь организмов в сообществе, научно обосновывать обусловленность биологических явлений; обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранение и умножении растительного мира.

33.




Основные экологические факторы и их влияние на растение.

*Дать понятие об биотических и абиотических факторах среды, влияющих на развитие растений.


Работать с понятиями: экологические факторы, экологические группы растений. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые, растения избыточно увлажненных мест обитания, растения сухих мест обитания, растения, живущие при достаточных условиях увлажнения.

§54

Уметь распознавать различные экологические группы растений и их приспособления к разным условиям обитания.

Таблицы по теме.

Экология.

Беседа.

34.




Характеристика основных экологических групп растений.

*Дать понятие об основных экологических группах растений, особенностях их внешнего и внутреннего строения, условиях их обитания.


*Работать с понятиями: воздухоносная ткань, гидатоды.

§55.

Знать основные экологические группы растений и уметь их распознавать по внешним признакам.

Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме.

Экология.

л\р №9. «Изучение особенностей строения различных экологических групп».

35.




Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека

*Дать понятие о растительных сообществах, их особенностях, типы растительности в данных сообществах, ярусности леса и водоема, смене растительных сообществ.


Работать с понятиями: растительное сообщество, типы растительных сообществ, растительность, типы растительности, ярусность, смена сообществ, паразитизм.

§56,57.

Знать что такое растительное сообщество, уметь их характеризовать и устанавливать связи между различными субъектами сообществ.

Дополнительный материал по теме, карточки, таблицы по теме.

Экология.

Летнее задание