_- Что это за чудо?
- О чем мы говорили на пред. уроке?
- А вам хотелось бы заглянуть в тайну, узнать, как происходит чудо? Сегодня мы узнаем, как
происходит развитие растений, что происходит с семенем во время прорастания, что
помогает растению питаться, проанализируем результаты эксперимент. исследований и сами проведем опыты.
II. Этап проверки домашнего задания и актуализации знаний.
Итак, на пред. ур. мы начали изучать разнообразие растений.
–Почему растения считают живым организмом?
- Что необходимо растению для жизни ? Какими опытами это можно подтвердить?( ответы уч-ся на основе матер. Стр. 22-23 в тетр)
Вода, тепло и свет, почва, воздух
Вспомним, (решим тесты из ЦОР - фронтально)
Тест на местах (один чел работает с ЦОРом «Значение растений для жизни на земле»)
Ученик с ЦОРом коротко рассказывает по заданию.
Посмотрите на рисунок? Какие органы имеет цветковое растение? (собирают на доске из карточек одуванчик)
Каковы их функции ? (дыхание, питание, размножение)
III. Работа над новым материалом.1. -Что же будет на месте соцветия-корзинки? (созреют семена)
- Из чего состоит семя? Как прорастает семя? Что нужно семенам для произрастания? Это мы сегодня и узнаем.
Итак, развитие растения начинается с семени. А из чего же оно состоит?
2. Рассмотрите семена (на партах семена гороха, фасоли, пшеницы, овса) Чем покрыто семя? А что нах. под кожурой? Что еще видите?
-Итак, семена
цветковых растений покрыты семенной кожурой, под кожурой находятся семядоли и зародыш.
- Как же происходит развитие? Что способствует этому ? (внеш. условия и то, что заложено внутри в семени)
3. Практ. работа
- растолочь семена - пятно - жиры
- мешочек с мукой в стакан – клейкая масса – клейковина – раст. белок
- Йод в стакан –
синий цвет - крахмал-Что еще может входить в состав? (по стр. стр 81) (мин. вещества)
Вывод: что входит в состав семени?
4
. Физминутка 4. - Вы дома провели опыты. Скажите, каковы условия прорастания семени? (наличие влаги, тепла и света)
А как вы думаете, что еще может повлиять на быстрое и эффективное прорастание?
Девочки подготовили исследовательский проект по этой теме
5. Детский проект
-Итак, что же может повлиять на эффект. произрастание? А где эти знания можно применить?
6. Только ли из семени можно вырастить растение? (из листка, черенка)
Инд. работа «Выращиваем фиалку из листа» по ЦОРу
- Что же появляется первым? (корень) Это неспроста.
7.Самост. работа (чтение стр. 82-83, вопросы)
-Что вы узнали о корнях?
- Какими бывают корневые системы?
- Каково главное значение корневой системы? (питание: вода, мин. вещества)
-Дайте полные ответы на вопросы задания №4
Проверка слайда по матер. ЦОРа
IV. Закрепление изученного.1 вариант №21,22 (т)
2 вариант №23
- Дайте полные ответы на вопросы-стрелки стр. 24 (т)
(За что корни могли бы сказать «спасибо» микроорг., червям, воде, человеку?)
№24 -2 человека – работа в паре
V. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия._Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Оценки за урок..
О каком же чуде говорилось в стих-и? А легко ли ростку пробиваться сквозь асфальт? Почему? Какие условия ему и его корневой системе необходимы для полноценного развития? (влага, наличие почвы, рыхление- воздух, пит вещества, .)
Продолжите фразы:
Для прорастания семени необходимы …..
Первым появляется…
Корни добывают из почвы….
Для дыхания им нужен …
А для чего каждому из нас нужно знать эти сведения? (чтобы помочь выращ. культ. раст и сохран. Эколог. Равновесие в растит мире)
VI. Инструктаж домашнего задания.-Хотите и дальше исследовать жив. организмы- растения?
1. С. 81-83, прочит, придумать вопросы для творч. проекта- викторины
2. №25 (т) прорастить луковицу, понаблюдать за корнев.
системой или прорастить веточку тополя, понаблюдать за изменениями
Тест
Все растения можно разделить на группы:
А) хвойные, лиственные, водоросли, кустарники.
Б) хвойные, цветковые, водоросли, мхи, папоротники.
В) хвойные, цветковые, покрытосеменные, теплолюбивые.
2. Отличительные черты папоротников:
А)
отсутствие цветов и плодов,
Б) отсутствие листьев,
В)отсутствие цветов и корней.
3. Отличительные особенности мхов:
А) нет корней и листьев,
Б) нет листьев,
В) нет цветов и корней.
4. Дополни:
На развитие растения влияют свет и ________ , _______, _______ .
У растений есть следующие органы: плоды и семена, ________, ________, ________ .
Тест
Все растения можно разделить на группы:
А) хвойные, лиственные, водоросли, кустарники.
Б) хвойные, цветковые, водоросли, мхи, папоротники.
В) хвойные, цветковые, покрытосеменные, теплолюбивые.
2. Отличительные черты папоротников:
А) отсутствие цветов и плодов,
Б) отсутствие листьев,
В)отсутствие цветов и корней.
3. Отличительные особенности мхов:
А) нет корней и листьев,
Б) нет листьев,
В) нет цветов и корней.
4. Дополни:
На развитие растения влияют свет и ________ , _______, _______ .
У растений есть следующие органы: плоды и семена, ________, ________, ________ .
Тест
Все растения можно разделить на группы:
А) хвойные, лиственные, водоросли, кустарники.
Б) хвойные, цветковые, водоросли, мхи, папоротники.
В) хвойные, цветковые, покрытосеменные, теплолюбивые.
2. Отличительные черты папоротников:
А) отсутствие цветов и плодов,
Б) отсутствие листьев,
В)отсутствие цветов и корней.
3. Отличительные особенности мхов:
А) нет корней и листьев,
Б) нет листьев,
В) нет цветов и корней.
4. Дополни:
На развитие растения влияют свет и ________ , _______, _______ .
У растений есть следующие органы: плоды и семена, ________, ________, ________ .