|
Актуальность технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников Актуальность технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников Куришкина Л.А.,
Образовательная технология социально-контекстного обучения и воспитания школьников ориентирована на образование в условиях глобальных вызовов ХХI века. Этими условиями обусловлена социальная неопределенность и трансформации, связанные с преобразованиями ориентиров жизнедеятельности личности. Возникает проблема формирования и развития таких качеств личности, которые необходимы для адекватного выбора новых мировоззренческих принципов, способов достижения целей деятельности, соответствующих имеющейся социальной ситуации.
Главным теоретическим основанием для ее разработки является «Программа дня на ХХI век» (1998 г. Международная конференция глав правительств ООН), рассматривающая модель устойчивого развития, управляемой социоприродной эволюцией на основе общественного интеллекта и образовательного сообщества. Смыслообразование, Жизнь как собственное творение, Пространство развития во всех смыслах этого понятия – вот ориентир на опережающий характер образовательных результатов обучающихся. Представленная технология отражает авторский взгляд на сущность социально-контекстного образования в современной массовой школе, исходя из требований времени, с точки зрения социальных ситуаций, философии образования и педагогики XXI в., федеральных государственных образовательных стандартов. Она ориентирована на реализацию закона сферной организации социума. (5)
Согласно современной культурологии социум представляет собой взаимодействие и взаимоотношение основных 15 сфер деятельности, которые в достаточной степени автономны по законам функционирования и развития - это политика, философия, религия, наука, здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, технология, проектирование, армия, право, финансы, коммерция, материальное производство. Для формирования адекватного социотипа человека, его жизнедеятельности во всех сферах, необходимы все 15 сфер, так как они являются носителями культуры, проводниками знаний, опыта, традиций. Только полный учет этих полисферных связей и отношений в системе образования поможет сформировать личность адекватную развивающемуся социуму, человека без комплекса дезадаптаций. В данное время для успешной социальной адаптации человека является наличие у него таких качеств как: самостоятельность, творческая инициатива, гибкость мышления, высокая лабильность, адаптивность и др.
В этой связи, актуальность образовательной технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников объясняется субъективным характером жизнедеятельности, так как каждый человек находится в совокупности обстоятельств собственной повседневной жизни и действует в условиях имеющихся личных возможностей. Проблема формирования социальной адаптивности заключается в несоответствии требований преобразований, происходящих во всех сферах жизни человека и отсутствии соответствующей им системы социализирующих воздействий на личность. А сформированные социально-контекстные компетенции, образовательная компетентность (их реализующая) и структура индивидуального опыта обеспечивают безопасную и эффективную жизнедеятельность индивида. Осуществление социализации личности должно осуществляться на основе траекторий ее взаимодействия с современным обществом, условиями жизнедеятельности.
Известный финский психолог Тимо Ярвилехто писал, что «жизнь – это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни. Учение как раз и представляет собой постоянное изменение системы, состоящей из организма и среды… Жизнь – это рождение деятельностных единиц в системе организм – среда… Для того чтобы деятельность этой системы могла приносить результаты при постоянном изменении ситуации и поведенческих возможностей, системе организм – среда необходимо все время организовываться по-новому». (6)
Таким образом, образовательная технология социально-контекстного обучения и воспитания школьников направлена на формирование у обучающихся метапредметных умений социально-контекстного характера и осуществления продуктивной деятельности в условиях осуществления полисферных связей с позиции социоприродной сообразности деятельности человека в условиях различных ситуаций и активной деятельности, направленной на преобразование среды.
Ее концептуальной основой является теория контекстного обучения и воспитания, разработанная в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, отражающая особенности социально-контекстного образования в условиях вуза, получения студентами профессионального образования и адаптированная для школы. Система обучения и воспитания школьников, направленная на развитие социальной адаптивности, представляет образовательную модель, построенную на фактах реальной жизни и профессиональных проб (на старшей ступени), которую осуществляет субъект, чтобы усвоить это содержание. (1)
Мачехина О.Н. является автором технологии социально-контекстного образования, рассматривая ее в свете основных положений открытого образования. Она направлена на расширение векторов образования, например, антропологического. Главной составляющей данной технологии является ролево-игровое проектирование в различных ситуациях социального взаимодействия обучающихся, предполагающее моделирование ролевого поведения, основанного на знаниях, умениях, навыках и социально-личностных характеристиках, в той или иной степени сформированных у человека в зависимости от его возраста, и, соответственно, жизненного опыта. (4)
Представленная образовательная технология позволяет решать проблему формирования и повышения уровня развития адаптивных возможностей социализирующейся личности в неустойчивой социальной реальности.
Отметим, что технология социально-контекстного обучения и воспитания школьников трактуется с позиции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Она отражает сбалансированное сочетание процессов обучения, воспитания и развития личности ученика, целью которых является формирование системы разнообразных учебных результатов – универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы для формирования ключевых компетенций, которые носят социально-контекстный характер. Результативность использования образовательной технологии социально-контекстного обучения и воспитания складывается из единого комплекса показателей социально-контекстных компетенций и УУД, описывающих знаниевые, метапредметные, личностные достижения ребенка и возможности их продуктивного использования в различных ситуациях быстро меняющего мира. Основным подходом, реализуемым в ходе использования названной технологии, является контекстно-деятельностный подход, задающий контекстное содержание и собственно характер деятельности. Данный подход смещает акценты в системе образования на овладение не просто способами взаимодействия ученика с миром, но и его преобразование, что предполагает развитие творческого начала личности в любом виде деятельности, имеющей адаптивный характер. Социальная адаптивность рассматривается как свойство личности, определяющее успешность ее приспособления к социуму и умения выстраивать, творчески преобразовывать социальный опыт в соответствии с личностными потребностями, стремлениями, особенностями.
Формирование социальной адаптивности может быть достигнуто в ходе активного практического взаимодействия личности и социума, через реализацию соответствующих отношений между ними. Такие отношения выстраиваются в условиях использования социально-контекстных ситуаций на учебных занятиях и во внеклассной работе с обучающимися.
Особенности их проектирования учитывают методологическую идею о переходе ребенка из «зоны ближайшего развития» в «зону его актуального развития» при решении учебной ситуации.
Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к развитию: развитие происходит на основе овладения знаниями, способами деятельности, вхождения личности в контекст культуры. Согласно учению Л. С. Выготского, обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребёнка как основную цель.(2)
Автор научной идеи о развитии индивида М.К. Мамардашвили говорил: «Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий… То есть Человек есть существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме». И добавлял при этом: человек – уникальное существо, потому что он способен складываться, формироваться, развиваться вокруг чего-то внешнего, внечеловеческого. (3)
Образование как раз и есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром (т.е. процессов деятельности человека в мире). Вообще «в функциональном отношении человек и среда выступают всегда вместе, как единое целое».
Значит, развитие личности человека – это развитие системы «человек-мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе социальных отношений, формируется жизненное смыслообразование, изменяется сознание, происходит саморазвитие и самоактуализация личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Итак, необходимо отметить, что традиционная система образования в связи с новыми требованиями ХХI века, в том виде, в котором она до сих пор существует, себя исчерпала и естественным путем, в процессе внутреннего преобразования, должна перейти в новое качественное состояние, характеризующееся социально-контекстным образованием, отличающегося природосообразностью и естественностью в применении, жизненным смыслообразованием.
«Российскому образованию нужно такое обновление, которое приведет к новому качеству результатов — качеству, которое не достигалось советской и не достигается существующей российской школой… При этом речь не идет о революционных изменениях, которые должны потрясти всю систему образования в ближайшее время. Напротив, это означает построение такой последовательности шагов, в которой есть место аккуратному эксперименту, отработке идей и технологий и их эволюционному распространению» - это цитата из материалов «Стратегия модернизации содержания общего образования». Технология социально-контекстного обучения и воспитания школьников не разрушает традиционной системы, а преобразует ее и переводит в новое актуальное состояние.
Основной концептуальной идеей образовательной технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников определено следующее ее содержание.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и решает задачи развития личности. Государство, работодатели, современные родители хотят видеть ребенка – выпускника школы высокообразованным, воспитанным, здоровым, развитым, общительным, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации – иными словами, социально адаптированным. Ключевые направления национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и ФГОС являются основой для концептуальных идей развития социальной адаптивности личности (ориентир на формирование метапредметных умений и навыков, развитие творческого начала личности), которые заданы научно-обоснованными понятиями.
Реализация социально-контекстной образовательной технологии обучения и воспитания школьников в практической деятельности учителя обеспечивается следующей системой профессиональных принципов:
1) Принцип социально-контекстной деятельности – заключается в том, что учитель задает с помощью внешнего контекста образовательную ситуацию, создавая условия для возникновения интереса, мотивации и целеполагания учащихся, что способствует активному успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, функциональных умений и приобретению внутреннего контекста по отношению к социуму и действительности.
2) Принцип единства и непрерывности – означает преемственность между этапами обучения на уровне технологии, содержания социального контекста и педагогических техник с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип системности и целостности – предполагает формирование у субъектов образовательного процесса обобщенного системного представления о мире, его социально-контекстном характере (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук), а также способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
4) Принцип развития – заключается в создании условий для освоения учащимися содержания образования на максимальном для них уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечения при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (определяемого зоной актуального развития).
5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию учителя на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Преимуществом социально-контекстной образовательной технологии обучения и воспитания школьников является то, что она органично интегрируется с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровой, проектно-исследовательской технологиями, технологией развития критического мышления, технологиями ситуативного обучения, дифференцированного обучения, творческих мастерских и др.
Данная технология создает условия для реализации общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями, а значит, к приобретению компетентности;
- от внешнего контекста – к внутреннему, преобразующему не только реальную действительность, но и саму личность;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий, преобразующих социальный контекст;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей социально-контекстного обучения.
Таким образом, социально-контекстная образовательная технология обучения и воспитания школьников описывает основные психолого-педагогические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося общества.
Педагогическими предпосылками для реализации данной технологии, в условиях отдельно взятой образовательной организации, выступают: ориентация коллектива на формирование социально-контекстной личности; актуализация компетентностно-ориентированного соучастия и контекстно-деятельностного подхода, предполагающих особое взаимодействие субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителя); разработка и применение современного инструментария оценки образовательных достижений учащихся в свете требований ФГОС.
Таким образом, актуальность и практическое значение технологии социально-контекстного обучения и воспитания школьников заключается в том, что ее использование педагогами создает условия для деятельностной основы формирования социальной адаптивности личности. Она решает противоречия между стремлениями к успешной жизнедеятельности и особенностями социальной среды, расширяя при этом возможности обучающихся для успешного овладения методами освоения социальной действительности, обеспечивая развитие таких качеств и свойств человека (социально-контекстных компетенций), которые способствуют его становлению как субъекта образовательных отношений. Список литературы
1. Вербицкий А.А., Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М. - 1999. - с. 123
2. Выготский Л.С., Мышление и речь. – М.: Лабиринт. –1999. - с. 233
3. Мамардашвили М.К., Эстетика мышления. – М.: Московская школа политических исследований. – 2000. – с. 205
4. Мачехина О.Н. , Формирование социальных компетенций у старших школьников / Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы».– Воронеж, 2006.– 97 с.
5. Третьяков П.И. , Оперативное управление качеством образования в школе. – ООО «Издательство Скрипторий 2003», М., 2005. – с. 4.
6. Ярвилехто Т., Мозг и психика. Пер. с финского. - М.: Прогресс. - 1992. - 204 с.
|
|
|