|
РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
На первом этапе исследования были изучены литературные источники по влиянию лыжного спорта на организм подростков. Результаты и выводы были отражены в первом разделе данной работы.
Второй этап включал проведение педагогического тестирования с участием двух исследуемых групп (из СОШ №59 и из ДЮСШ – 4-5 года обучения). Возраст исследуемых в группах 15-17 лет.
Для определения физических качеств были отобраны следующие упражнения:
1) бег 30 метров (с высокого старта);
2) челночный бег 4*10 метров;
3) прыжки в длину с места;
4) 6-минутный бег (м);
5) наклон вперед из положения сидя (см);
6) подтягивания на перекладине (девочки на низкой).
Данные упражнения позволяют выявить физические способности, такие как: скорость, координация, скоростно-силовые качества, сила, выносливость и гибкость. Полученные результаты смогут подтвердить или опровергнуть данные, полученные на начальных стадиях нашего исследования.
Третий этап включал в себя проведение повторного тестирования для обеих исследуемых групп и оценка результатов, проведенного исследования. После этого были сделаны выводы по проведенной работе.
2.2 Результаты исследования
В ходе проведения нашего исследования у исследуемых групп были проведены три среза, на которых были отобраны результаты выполнения предложенных упражнений. Данные результаты будут использованы для оценки влияния лыжной подготовки на организм подростков.
Скорость (бег 30 м).
У школьников наилучший результат прослеживался весной 2007 года и был равен 4,7. Средний результат скорости осенью 2007 года (4,9 с) улучшился по сравнению с осенью 2006 года (5,1 с), но ухудшился по сравнению с результатом весной 2007 года (4,7 с). На графике 1 прослеживается некоторое улучшение скорости у школьников, не занимающихся спортом и затем некоторое ее ухудшение. У лыжников скорость осенью 2006 года и весной 2006 года бала на одном уровне (4,2 с), а осенью 2007 года незначительно повысилась. По данным школьной программы (табл.8) результат школьников находится на среднем уровне, а результат лыжников превышает высокий уровень физической подготовленности. Группы по развитию скорости существенно отличаются друг от друга.
· Координация (челночный бег).
У школьников результат изменялся таким образом, что результат, полученный осенью 2007 года (10,3 с) был лучше, чем осенью 2006 года (10,4 с), но хуже чем весной 2007 года (10,1 с). У лыжников результаты весной и осенью 2007 года (9,2 с) улучшились, по сравнению с осенью 2006 года (9,4 с). В целом у школьников и у лыжников результаты выросли в среднем на 0,1 с и на 0,2 с соответственно. На графике 2 видны незначительные улучшения координации у школьников и стабилизации у лыжников.
Уровень развития координации у школьников средний, а у лыжников превышает высокий. Группы по развитию координации существенно отличаются друг от друга.
Выносливость (6 – минутный бег).
Развивается у школьников и у лыжников. На графике 3 видно увеличение среднего результата школьников весной 2007 года, затем небольшое снижение осенью 2007 года. У лыжников прослеживается равномерный рост результатов.
У школьников уровень развития выносливости на среднем уровне, а у лыжников превышает высокий. Группы по развитию выносливости существенно отличаются друг от друга.
Гибкость (наклон вперед из положения сидя)
И у школьников, и у лыжников результаты не изменились, что прослеживается на графике 4. По данным литературных источников увеличение показателей гибкости наблюдается до 13 – 14 лет, после этого начинается окостенение опорно-двигательного аппарата, что не позволяет развивать данный показатель. Проведенные исследования подтверждают данные литературных источников.
Степень развития гибкости и у школьников, и у лыжников находятся на среднем уровне. Результаты практически не отличаются друг от друга.
. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места).
У школьников и у лыжников результаты улучшились. У школьников средний результат осенью 2006 года и весной 2007 года был равен соответственно 178 см и 179 см, а осенью 2007 года – 184 см, что свидетельствует о незначительном приросте результата. У лыжников осенью 2006 года результат был 207 см, а весной и осенью 2007 года незначительно увеличился – 210 см.
На графике 5 прослеживаются данные изменения результатов, как у лыжников, так и у школьников.
Таким образом, скоростно-силовые качества продолжают развиваться и у школьников, и у лыжников. Данные обеих групп находятся на среднем уровне развития скоростно-силовых качеств, но у лыжников заметно некоторое превосходство.
· Сила (подтягивание на перекладине).
Также развивается и у школьников, и у лыжников. У школьников наблюдается значительный прирост результата весной 2007 года (11 раз), а осенью 2007 года небольшое снижение (9 раз). У лыжников средний результат осенью 2006 года – 17 раз, затем происходит незначительное увеличение. Данные изменения можно проследить на графике 6.
По данным литературных источников наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте. Проведенные исследования подтверждают данные литературных источников. Уровень развития силы у школьников средний, а у лыжников высокий. Результаты существенно отличаются друг от друга.
Выводы. Наше исследование включало в себя три этапа, проведение которых позволило прийти нам к намеченному результату, то есть доказать необходимость занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой.
Полученные данные показали, что результаты лыжников – гонщиков превышают среднестатистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости и скоростно-силовых качеств (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне. (табл. 1)
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15 – 17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжается развиваться скорость и скоростно-силовые качества. И в большей степени развиваются сила и выносливость.
Таблица 1: Средние результаты уровня физической подготовленности лыжников – гонщиков и школьников, не занимающихся спортом
| Бег
30 м
| Челночный бег
| Прыжки в длину с места
| 6 – минутный бег
| Наклон вперед из положения сидя
| Подтягивания
| Лыжники
| 4,2
| 9,4
| 207
| 1687
| 12
| 17
| Школьники
| 5,1
| 10,4
| 178
| 1128
| 10
| 10
| Весна 2013 года
| Бег
30 м
| Челночный бег
| Прыжки в длину с места
| 6 – минутный бег
| Наклон вперед из положения сидя
| Подтягивания
| Лыжники
| 4,2
| 9,2
| 210
| 1706
| 12
| 18
| Школьники
| 4,7
| 10,1
| 179
| 1396
| 10
| 11
| Осень 2013 года
| Бег
30 м
| Челночный бег
| Прыжки в длину с места
| 6 – минутный бег
| Наклон вперед из положения сидя
| Подтягивания
| Лыжники
| 4,1
| 9,2
| 210
| 1718
| 12
| 19
| Школьники
| 4,9
| 10,3
| 184
| 1300
| 10
| 9
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе нашего исследования была проделана необходимая работа для получения положительных результатов по исследуемой нами проблеме.
На первом этапе исследования были изучены литературные источники по исследуемой проблеме, что позволило нам сделать следующие выводы: развитие физических качеств лыжников – гонщиков и школьников, не занимающихся спортом, 15-17 лет существенно отличаются друг от друга. Данные литературных источников говорят о том, что физические качества развиваются гетерохронно. К 15-17 годам заканчивается развитие гибкости и координации. В незначительной степени продолжает развиваться скорость и в большей степени – сила, скоростно-силовые качества и выносливость.
На втором этапе нашего исследования были проведены педагогические тестирования с участием двух исследуемых групп, возраст в группах 15-17 лет. Для качественного проведения тестирования были отобраны наиболее точные упражнения, позволяющие выявить физические способности (скорость, координацию, силу, выносливость, гибкость и скоростно-силовые качества) подростков.
На третьем этапе мы провели повторное тестирование для обеих исследуемых групп, которое позволило сравнить нам полученные результаты на каждом проведенном этапе исследования.
В ходе проведения исследования мы также проследили, как проходит развитие физических качеств отобранных нами на втором этапе исследования, как у лыжников-гонщиков, так и у школьников, не занимающихся спортом. Полученные данные показали, что результаты лыжников-гонщиков превышают среднестатистический уровень физической подготовленности, кроме показателей гибкости и скоростно-силовых качеств (средний уровень), а результаты школьников, не занимающихся спортом, находятся на среднем уровне.
Таким образом, для подростков доступны занятия большинством видов спорта. Учет положительных особенностей этого возраста при рациональной системе обучения, эффективном использовании новых средств тренировки позволяет в этом возрасте достигнуть весьма высоких спортивных результатов.
Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.
Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость.
При занятии данным видом спорта испытывают нагрузку и развиваются группы мышц - ног, плечевого пояса, пресса и всего туловища в целом. Также ЦНС получает сигнал от глазных нервов, суставов, вестибулярного аппарата, координирует их групповую работу. При регулярных занятиях налаживается "совместная" фазовая работа дыхательной и мышечной систем, а легочная вентиляция и жизненная емкость легких заметно увеличиваются.
При передвижении огромную нагрузку и укрепляющий эффект получает позвоночник. Лыжники практически не знают травм спины - растяжек, смещения межпозвоночных дисков, вывихов и прочих видов. А также они защищены от развития остеохондроза, и поэтому лыжный спорт является одним их лучших способов укрепления позвоночника и мышечного корсета.
Ходьба на лыжах оказывает благотворное влияние на сердечнососудистую и кровеносную системы. Венозная кровь к сердцу поступает больше, следовательно, минутный объем его увеличен, и сердце работает в "экономном" режиме. Расход энергии также немалый: 500-900 ккал в час в зависимости от местности (рельефа), подготовленности организма, снежного покрова, погодных условий. Также подсчитано, что на дистанции 10 км лыжник совершает каждой ногой и рукой от 2 до 2,5 тысяч отталкиваний.
В процессе нашего исследования необходимые нам результаты подтвердились, что лишний раз доказывает важность занятий физической культурой и спортом, а в частности лыжной подготовкой в условиях современного недостатка физической активности и массовым развитием гиподинамии подростков.
Используемая литература:
1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.- 368 с.
2. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта. – М., 1981
Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для сред и высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп.- М.: ВЛАДОС, 2002.- 512 с.
3. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре.- М.: ВЛАДОС, 2005.- 462 с.
4. Кузнецов В.С. Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка: 10-11 кл.: Учеб.- метод. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
5. Настольная книга учителя физической культуры/ Под. общ. ред. Л.Б. Кофмана.- М., 1998
6. Обреимова Н.И. Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков ; учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
7. Определение физической подготовленности школьников/ Под. общ. ред. Б.В. Сермеева.- М., 1973
8. Сапин М.Р. Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
9. Сирис П.З. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: 10-11 кл.: Учеб. – метод. пособие. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
10. Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе// Педагогика, 2003
11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 Список литературы:
12. И.М. Бутин. «Лыжный спорт», Москва «ACADEMA», 2000 г. |
|
|