№
| Наименование разделов и тем программы
| Коли
чест
во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты обучения
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне
| Виды и формы контроля
| Сроки
|
Освоение предметными знаниями (базовые понятия)
| УУД
| план
| факт
|
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА 7 часов
|
1.
| 1. Биология – наука о живой природе.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
| Науки биологии
Биология, ботаника
Биосфера
|
| Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).
Характеризовать причины многообразия живых организмов (П).
Объяснять причины приспособленности живых организмов (М).
Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) основных царств живой природы.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей (Н).
Характеризовать (Н) и применять на практике (П) научные методы для решения биологических задач.
Сравнивать живые организмы и обнаруживать их сходство и отличия (П).
Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).
| Запись терминов.
Презентация.
|
|
|
2
| 2. Методы изучения биологии.
| 1
| Комбинированный урок.
| Наблюдение, эксперимент, измерение.
Метод. Фенология.
| Работа с рабочей тетрадью, запись терминов.
|
|
|
3
| 3. Как работают в лаборатории.
| 1
| Комбинированный урок.
| Лабораторное оборудование.
| Демонстрация опытов.
Презентация.
|
|
|
4
| 4. Царства живой природы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Царства: Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы.
Обмен веществ, раздражимость, размножение.
| Запись терминов.
Презентация.
|
|
|
5
| 5. Среды обитания организмов.
| 1
| Комбинированный урок.
| Среда обитания, виды сред: наземно – воздушная, почвенная, водная, организменная.
| Заполнение таблицы, работа с терминами.
Работа с рисунками, их анализ.
|
|
|
6
| 6. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
| 1
| Комбинированный урок.
| Экологический фактор, виды факторов: биотический, абиотический, антропогенный.
| Запись терминов, заполнение таблицы.
Самостоятельная работа по теме: «Среды обитания организмов».
|
|
|
7
| 7. Обобщение темы:
« Биология как наука».
| 1
| Урок контроля и оценки знаний.
|
| Решение кроссворда, тест по главе 1.
|
|
|
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. 7 часов.
|
8
| 1. Устройство увеличительных приборов. ( Л.Р №1)
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
| Увеличительные приборы: лупа ручная, лупа штативная, микроскоп и его части.
Знать правила работы с микроскопом.
|
| Знать: основные увеличительные приборы, их строение и правила работы с ними.
применять на практике полученные знания.
| Работа с рабочей тетрадью. Презентация.
Видеоролик.
|
|
|
9
| 2. Строение клетки
| 1
| Комбинированный урок.
| Клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат, ядро, хромосомы, пластиды, вакуоли.
|
| Выделять существенные признаки строения клеток организмов (П).
| Заполнение таблицы.
|
|
|
10
| 3. Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука под микроскопом».
| 1
| Комбинированный урок.
| Повторение: Строение микроскопа, правила работы с ним. Строение клетки.
|
| Уметь: применять полученные раннее знания на уроке, во время проведения лабораторной работы.
| Отчёт по лабораторной работе.
|
|
|
11
| 4. Химический состав клетки. ( Л.Р №3)
| 1
| Комбинированный урок.
| Неорганические вещества. Органические вещества: белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты.
|
| Лабораторная работа №2 « Химический состав растений».
| Опыты.
Презентация.
|
|
|
12
| 5. Жизнедеятельность клетки.
| 1
| Комбинированный урок.
| Раздражимость, деление и рост клетки.
|
|
| Задания в рабочей тетради стр.22-24.
|
|
|
13
| 6. Ткани растений.
( Л.Р №4)
| 1
| Комбинированный урок.
| Ткань, виды тканей: основная, проводящая, покровная, запасающая, механическая, образовательная.
|
| Знать: основные виды тканей; Уметь: характеризовать каждую ткань, узнавать по рисункам.
| Заполнение таблицы.
Демонстрационная лабораторная работа №3 «Строение тканей растительного организма»
|
|
|
14
| 7. Обобщение по теме:
« Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов».
| 1
| Урок контроля и оценки знаний.
|
|
| Выделять существенные признаки строения клеток организмов (П).
| Тест. Решение кроссворда.
|
|
|
Царство Бактерии. 4 часа.
|
15
| 1. Классификация организмов.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Ядерные организмы ( эукариоты)
Безъядерные организм ( прокариоты)
Бактерии
Растения
Животные
Вирусы
|
| Выделять существенные признаки строения (Н) и жизнедеятельности (П) бактерий.
Характеризовать наследственность как важнейшее свойство живого организма (П).
Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека (Н).
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).
Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями (П).
Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).
| Запись терминов, схемы.
Презентация.
|
|
|
16
| 2.Строение и жизнедеятельность бактерий.
| 1
| Комбинированный урок.
| Наследственность, изменчивость, ДНК, деление клетки
Бактериология, колония, диффузия, строение бактериальной клетки, спора
|
| Работа с рисунками, плакатом.
Задания в рабочей тетради.
|
|
|
17
18
| 3. Роль бактерий в природе. 4. Роль бактерий в жизни человека.
| 1
1
| Комбинированный урок
Комбинированный урок.
| Эпидемия, микроб,
симбиоз
|
| Сообщения
Работа с заданиями в рабочей тетради.
|
|
|
ГРИБЫ 3 часа
|
19
| 1. Общая характеристика грибов.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Гифы, споры, шляпка, ножка, плодовое тело.
Грибы пластинчатые и трубчатые, съедобные и ядовитые. Симбиоз, микориза
|
| Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов (Н).
Определять основные части клетки(П).
Давать сравнительную характеристику бактерий и грибов (П).
Объяснять роль грибов в природе и жизни человека (Н).
Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы (Н).
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).
Аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики отравлений грибами (Н), осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлениях (Н).
| Демонстрационная лабораторная работа «Шляпочные грибы». Вырастить плесневый гриб мукор. Сообщения.
|
|
|
20
| 2. Плесневые грибы и дрожжи. (Л.Р №5)
| 1
| Комбинированный урок
| Спорангии, мицелий, бесполое и вегетативное размножение, плодовое тело
|
| Демонстрационная лабораторная работа «Дрожжи и плесневые грибы». Сообщения.
|
|
|
21
| 3. Грибы – паразиты.
| 1
| Комбинированный урок
| Микориза, симбиоз
|
| Мини конференция.
Кроссворды, чайнворды, интересны факты о грибах.
|
|
|
РАСТЕНИЯ 11 часов
|
22
| 1. Разнообразие, распространение, значение растений.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, клеточная стенка, вакуоль
|
| Определять основные части клетки (Н).
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей и лишайников (Н).
Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П).
Объяснять роль водорослей и лишайников в природе и жизни человека (Н).
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).
Характеризовать группы водорослей (М).
Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).
| Тестирование по теме: «Грибы».
|
|
|
23
| 2. Характеристика одноклеточных водорослей. (Л/Р №6)
| 1
| Комбинированный урок
| Слоевище, планктон, бентос, таллом
|
| Демонстрационная лабораторная работа «Строение водорослей»
|
|
|
24
| 3. Характеристика многоклеточных водорослей.
| 1
| Комбинированный урок
| Хроматофор
|
| Заполнение схем, таблиц.
Интересные факты по теме.
|
|
|
25
| 4. Значение водорослей.
| 1
| Комбинированный урок
| Основные производители в водной экосистеме
|
| Тестирование
|
|
|
26
| 5. Лишайники. (Л/Р №7)
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Симбиотическое растение
|
| Демонстрационная лабораторная работа «Строение лишайника»
|
|
|
27
| 6. Мхи . (Л/Р№8)
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Высшие споровые растения, торф, спорофит, гаметофит
|
| Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп (Н).
Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые (Н).
Определять основные органы растений (Н).
Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками (Н), и давать им эволюционное объяснение (П).
Сравнивать различные способы размножения (Н) и объяснять их биологический смысл (П).
Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов (П).
Объяснять роль высших растений различных систематических групп в природе и жизни человека (Н).
Использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены (Н).
Пользоваться увеличительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов (П).
Проводить биологические опыты и эксперименты (Н) и объяснять их результаты (П).
Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете (Н), анализировать и оценивать её (П).
| Демонстрационная лабораторная работа «Строение листостебельного мха»
|
|
|
28
| 7. Плауны, хвощи, папоротники. (Л/Р№9)
| 1
| Комбинированный урок
| Устьица, ксилема, флоэма
|
| Демонстрация гербария.
Жизненный цикл папоротникооб-
разных (схема).
|
|
|
29
| 8. Голосеменные растения.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| семенные растения, зародыш, семя, семязачаток, пыльцевой мешок
|
| Изучение хвои и шишек хвойных.
|
|
|
30
| 9. Многообразие голосеменных растений.
(Л/Р№ 10)
| 1
| Комбинированный урок
| Кора, древесина, камбий, пробка, годичные кольца, эпидермис, ситовидные клетки, кутикула
|
| Мини конференция.
Сообщения.
Л/Р «Изучение хвои и шишек хвойных»
|
|
|
31
| 10. Покрытосеменные, или Цветковые растения.
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Опыление, цветок, плод, покрытосемен-
ные растения
|
| Выполнение заданий в рабочей тетради.
|
|
|
32
33
34
| 11. Обобщение по теме: «Высшие растения». (тест) Обобщение по курсу. (своя игра) Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.
| 1
1
1
| Урок контроля и оценки знаний. Урок контроля и оценки знаний.
|
|
|
| Тест.
|
|
|
35
| Летние задания.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|