Май (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «Л».
Цели:
Образовательная: Закреплять правильное произношение звуков Л, ЛЬ, уметь выделять их из слов.. Учить дифференцировать твердый и мягкий звуки Л. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, Определение позиции звуков.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия
1.. Организационный момент.
Послушайте стихотворение, какой звук повторяется чаще других?
Лежала скакалка
Хозяйку ждала, –
А девочка Алка
Какао пила.
Скакалка терпела,
Скакалка ждала,
Скучала скакалка,
Хозяйку звала.
Гулять без хозяйки
Скакалка ушла.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Для начала настроим язычок на работу.
«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки».
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука.
Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя. Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)
4. Произношение звука в изолированном виде. Л-Л-Л-Л
5. Акустическая характеристика звука.
- звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)
– Соединим его с гласными. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.) Синий цвет
-Признесем Ля, лю, ли, ле, лё. (звучит мягко, зеленый цвет)
6. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай слово со звуком «л».
– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].
Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.
7 Физминутка.
Прыгало, прыгало
пугало, пугало
на одной ножке
в лес по дорожке,
Не доскакало — ворон увидало,
Испугалось, растерялось,
да так стоять и осталось
8. Чистоговорки.
лы-лы-лы, лы-лы-лы
забивали мы голы,
лу-лу-лу, лу-лу-лу
возле окон на полу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
не заметили стекла.
лу-лу-лу, лу-лу-лу
мы не били по стеклу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
только нет в окне стекла.
9. «Закончи предложение».
Дети должны добавить слово со звуком [л]:
— Женя катается на ... лыжах.
— Ночью в небе светит ... луна.
— На грядке растет зеленый ... лук.
— По реке плывет ... лодка.
10. Выдели лишнее слово.
Тарелка, вилка, лопата, кастрюля (посуда – инструмент)
Ластик, стол, пенал, альбом (учебные принадлежности – мебель)
Стол, стул, полка, игла (мебель – инструменты)
Молоток, вилы, игла, голубь (инструменты – птица)
Голубь, долгоносик, соловей, ласточка (перелетные – зимующие)
Орел, сокол, кузнечик, беркут (хищные птицы – насекомые)
Голова, шерсть, крышка, лапа (части тела птиц – признак млекопитающего).
11. Знакомство с буквой л
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой л, учат стихотворение:
Алфавит продолжит ваш
Буква Л— лесной шалаш.
12. Работа в прописях. Дети обводят трафарет буквы л, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы л в тетради по образцу. Работа по плакату , профилактика дисграфии буква л.
13. Итог. |