№ п/п
| Содержание
(тема урока)
| Кол.
час.
| Тип
урока
| Вид деятельности учащихся
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Форма контроля, измерители
| Оборудование
| Домашнее
задание
| дата
|
Планир.
|
9 А
| 9Б
|
| 9Б
|
| Раздел 1. Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса. (5 часов)
Цель: Дать план общей характеристики элемента по его положению в Периодической системе и научить девятиклассников использовать его для составления характеристики элемента-металла, неметалла. Повторить на основании этого сведения по курсу 8 класса о строении атома, о типах химической связи, о классификации неорганических веществ и их свойствах в свете ТЭД и ОВР, о генетической связи между классами соединений. Дать понятие об амфотерности. Раскрыть научное и мировоззренческое значение Периодического закона. Познакомить с решением задач на долю выхода продукта реакции. ( ценностно-ориентационная, смысло - поисковая компетенции).
|
1
| Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева
| 1ч.
| Ввод
ный
| Индиви-
дуальная
| Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системе Д. И. Менделеева. План характеристики химического элемента.
| Знать:
- важнейшие химические понятия: хим. элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы.
Уметь: объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера группы и периода, к которым элемент принадлежит в П.С.Х.Э. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в группах и периодах
| По учебнику стр. 8 №1
| ПСХЭ. План характеристики химического элемента.
Презентация «Периодический закон и Периодическая система»
| § 1, упр. 1-3
|
|
|
|
|
2
| Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете ТЭД и ОВР. Амфотерные оксиды и гидроксиды
| 1ч
| КУ
| Работа в группах переменного состава
| Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления
| Знать: определения кислот щелочей и солей с позиции ТЭД( Р ). Уметь: записывать ур-ния реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для ОВР( П ).
| Работа по сборнику «Контрольные и провер. работы » к учебнику Габриеляна стр. 8 №1,2,3,4
| Таблица « Механизм диссоциации в-в» Карточки –задания разного уровня сложности
| §2,упр1-4
Блок-схемы ( по 8 кл.)
|
|
|
|
|
3
| Генетические ряды металлов и неметаллов. ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева
| 1ч
| КУ
| Групповая
| Генетические ряды металлов и неметаллов. Формулировки ПЗ, закономерности ПС.
| Знать: положение металлов и неметаллов в ПСХЭ. Формулировки ПЗ. Отличие физических свойств Ме и НеМе.
Уметь: составлять генетические ряды металлов и неметаллов, писать уравнения реакций, отражающие химические свойства Ме и НеМе. Работать по ПС.
| По учебнику стр. 19 №2
| ПСХЭ, таблица «Генетические связи неорганических веществ»
| § 3 упр. 1-11
§ 36с.267, повт.табл. V хим.р-и
|
|
|
|
|
4
| Скорость химической реакции. Катализ.
| 1 ч
| КУ
| Групповая
| Понятие скорости, факторы, влияющие на скорость химической реакции
| Знать: правило Вант-Гоффа, закон действующих масс, концентрация, скорость.
Уметь: Скорость химической реакции.
| Работа по сборнику «Контроль-ные и провероч-ные работы. Химия -9»
| ПСХЭ
| § 38,
стр. 279
§ 5-6, упр. 1-8
|
|
|
|
|
5
| Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 кл.
Входная контрольная работа(тест)
| 1ч
| К
| Индивидуальная
| Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 кл.
|
| Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна
| ПСХЭ
| Подг со-общения «Металлы»
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Металлы (17ч)
Цель: Повторить с учащимися положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов(металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку). Обобщить и расширить сведения учащихся о физических свойствах металлов и их классификации. Развивать логические операции мышления при обобщении знаний и конкретизации общих свойств металлов для отдельных представителей этого класса простых веществ. (Рефлексивная, коммуникативная, смыслопоисковая компетенции, профессионально - трудовой выбор).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
| Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.
| 1ч
| КУ
| Групповая
| Характеристика химических элементов-металлов в П.С.Х.Э. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решётки. Металлическая химическая связь. Лёгкие и тяжёлые металлы. Чёрные и цветные металлы. Драгоценные металлы.
| Знать: положение элементов в ПС. Физические свойства Ме: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твёрдость, плотность.
Уметь: характеризовать Ме на основе положения элементов-металлов в ПС и особенностей строения их атомов. Использовать приобретённые знания и умения в практической жизни:
- для безопасного обращения с металлами,
- экологически грамотного поведения в окружающей среде,
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
| Тетрадь на печатной основе стр.24 №2,4, стр.25 №1,2,3,5
(Ким. №1 (1) в А7№1 (4) в А7)
| ПСХЭ, сборник «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна.
Л. Знакомство с образцами Ме и сплавов (по коллекции), таблицы: «Относительная твёрдость некоторых металлов», «Плотность некоторых металлов», «Температура плавления некоторых металлов».
| § 7-9 . упр. 1-6,
|
|
|
|
|
7
| Сплавы. Решение задач на избыток одного из реагирующих в-в, выход продукта р-и от теоретически возможного
| 1ч
| УОНМ
| Групповая
| Сплавы и их классификация. Чёрная металлургия: чугуны и стали. Цветные сплавы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. Характеристика сплавов, их свойства.
| Знать: классификацию сплавов на чёрные (чугун и сталь) и цветные.
Уметь: описывать свойства и области применения различных сплавов.
| Текущий контроль.
Тетрадь на печатной основе стр.28 №1,3, стр.38
| Л. Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям). Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов.
| § 10 упр. 1-4.
|
|
|
|
|
8
| Химические свойства металлов. Ряд активности металлов.
| 1ч
| КУ
| Групповая
| Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислотами и другими неметаллами. Правила применения электрохимического ряда напряжений металлов.
| Уметь записывать уравнения р. (ок-вос) металлов с водой, солями, кислотами, уметь пользоваться рядом активности(П).
| (Ким. №2 (1) в А10№2 (3) в А10 №2(5) А10)
| Д: Взаимодействие металлов с неМе, H2O, кислотами, солями
| § 11 упр. 1- 7
|
|
|
|
|
9
| Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и её виды: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов.
| Знать основные способы получения металлов в промышленности( П).
Уметь: характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.
| Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна
| Л. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. (коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, магния и алюминия).
Д. металлотермия. (термитная смесь алюминия и оксида железа, спички, кристаллизатор с песком)
| § 12
упр. 1-6
|
|
|
|
|
10
| Понятие о коррозии металлов.
| 1ч.
| УПЗУ
| Групповая
| Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии.
| Знать: причины и виды коррозии металлов.
Уметь: объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту.
| Текущий контроль –опрос.
| Ряд активности металлов. Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии.
| § 13 упр. 1-6.
|
|
|
|
|
11
| Общая характеристика элементов I A группы. Щелочные металлы.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Строение атомов главной подгруппы первой группы.
Щелочные металлы- простые вещества. Общие физические и химические свойства, взаимодействие с простыми веществами, водой. Природные соединения, способы получения.
| Уметь давать характеристику щелочного металла по плану. Записывать ур-р. (ок-вос) химических свойств. в сравнении (в группе) с другими металлами( П ).
| Текущий контроль –опрос.
(Ким. №1 (4) в А9стр. 56, №2 (2) в А7 стр.20)
| Образцы щелочных металлов.
Д. взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий)
| § 14, с86-89 упр. 1-2
|
|
|
|
|
12
| Соединения щелочных металлов.
| 1ч.
| УПЗУ
| Групповая
| Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щёлочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов.
| Знать важнейших представителей соединений щелочных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов( П ).
| (Ким. №1 (2) в В6)
| Л. Распознавание катионов натрия и калия по окраске пламени.
| §14 (до конца) упр 3-5
|
|
|
|
|
13
| Общая характеристика элементов IIA группы.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Строение атомов главной подгруппы второй группы.
Общие физические и химические свойства, взаимодействие с простыми веществами, водой. Природные соединения, способы получения
| Уметь давать характеристику щелочноземельных металлов по плану, уметь записывать ур-р (ок-вос) Хим. св-ва кальция, магния( П ).
| Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна
| Образцы щелочноземельных Ме, взаимод с H2O, O2, неметаллами.
| § 15 (до соединений, с.99) упр 1-4,6
|
|
|
|
|
14
| Соединения щелочноземельных Металлов. Решение задач на определение выхода продукта реакции.
| 1ч.
| УПЗУ
| Групповая
| Важнейшие соединения щелочноземельных металлов: оксид кальция – негашёная известь, оксид магния – жжёная магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.) применение важнейших соединений.
| Знать важнейших представителей соединений щелочноземельных Ме, уметь, на основании знаний их хим св-в осуществлять цепочки превращений. Знать способы смягчения воды Уметь решать задачи на проценты( П )
| (Ким. №2 (5) в А16стр. 52, №1 (4) в А11 стр.56)
| Образцы природных соединений кальция. Свойства негашеной извести Карточки, задания.
| § 15(до конца) упр 5,7
|
|
|
|
|
15
| Алюминий, его физические и химические свойства.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Строение атомов алюминия.
Общие физические и химические свойства, взаимодействие с простыми веществами, кислотой. Природные соединения, способы получения. Области применения.
| Уметь давать характеристику элемента алюминия, объяснять наличие переходных свойств Уметь записывать уравнения реакций алюминия с H2O, NaOH, кислотой( П)
| Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна
| Коллекция изделий из алюминия и его сплавов Взаимодействие алюминия с различными кислотами, щелочами и солями
| § 16( до соед,стр. 111) упр 1,4,7
|
|
|
|
|
16
| Соединения алюминия.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Области применения
| Уметь записывать ур-р алюминия, оксида и гидроксида с кислотой и щелочью(П)
| (Ким. №2 (4) в А16 стр.42)
| Д: Получение AL(OH)3 и его амфотерность Карточки, задания
| §16( до конца) упр 2,6
|
|
|
|
|
17
| Железо, его физические и химические свойства
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Строение атомов железа.
Общие физические и химические свойства, взаимодействие с простыми веществами, кислотой. Природные соединения, способы получения. Области применения.
| Уметь объяснять строение атома железа ,уметь записывать уравнения реакции хим. свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа( П )
| Работа по сборнику «Контрольные и проверочные работы. Химия -9» к учебнику Габриеляна
| Л. Знакомство с образцами руд и сплавов железа (коллекции). Растворение железа в соляной кислоте (пробирка, железные опилки, соляная кислота). Вытеснение одного металла другим из раствора соли (раствор медного купороса, железная скрепка или кнопка).
| § 17 до с.119 упр 4-6
|
|
|
|
|