Раздел 4. Первоначальные представления об органических веществах (13 часов)
Цель: Дать понятие о предмете органической химии. Показать особенности органических веществ в сравнении с неорганическими. Сформировать понятие о валентности в сравнении со степенью окисления. Раскрыть основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Сравнить её значение для органической химии с теорией периодичности Д.И.Менделеева для неорганической химии. Познакомить с гомологическими рядами органических веществ, их свойствами и строением. Показать их биологическую роль и народнохозяйственное значение. ( Ценностно-ориентационная, смыслопоисковая компетенции).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 50
| Предмет
органической
химии.
Особенности
органических
веществ.
| 1ч.
| УОНМ
| Групповая
| Первоначальные сведения о строении органических веществ. Теория витализма. Учёные, работы которых опровергли теорию витализма. Понятие об изомерии и гомологичском ряде.
| Знать особенности органических соединений, валентность и степень окисления элементов в соединениях. Уметь определять изомеры и гомологи.
| •
| Д. слайд-презентация, проектор, ноутбук. Модели молекул органических соединений. Портреты Бутлерова, Велера.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
51
| Предельные углеводороды
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Строение алканов. Номенклатура алканов. Углеводороды: метан, этан, особенности физических и химических свойств.
| Знать понятия «предельные углеводороды», «гомологический ряд предельных углеводородов», «изомерия». Уметь записывать
структурные формулы изомеров и гомологов, давать названия изученным веществам.
| Текущий опрос + индив. Работа по карточкам. Стр. 205 №2
| Д. образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Видеоэксперимент.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
52
| Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Непредельные углеводороды: этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой.
Полимеризация. Полиэтилен и его значение.
| Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений.
| Текущий опрос + индив. Работа по карточкам, стр. 210, №1-3 (устно)
| Д. Образцы изделий из полиэтилена, качественные реакции на этилен. Видеоэксперимент.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
53
| Непредельные углеводороды.Ацетилен и его гомологи. .Лабораторная работа «Изготовление моделей углеводородов»
| 1ч.
| КУ
| Групповая, парная
| Непредельные углеводороды: ацетилен. Химическое строение молекулы ацетилена. тройная связь. Взаимодействие ацетилена с водой.
Тримеризация..
| Уметь называть изученные вещества, уметь характеризовать химические свойства органических соединений.
| Текущий опрос + индив. Работа по карточкам.
| Д Качественные реакции на ацетилен. Видеоэксперимент.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
54
| Решение задач и упражнений.
| 1ч.
| УПЗУ
| Групповая
| Решение упражнений и задач по теме «Углеводороды»
| Уметь применять навыки решения расчётных задач,
| Текущ. Работа по ДМ.
| ДМ Задачники
| Зад. в тетр.
ь.
|
|
|
|
|
55
| Спирты.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Спирты и их атомность. Метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин — важнейшие представители класса спиртов, их строение и свойства. Понятие о карбонильной группе и альдегидах.
| Уметь описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта.
| Текущий опрос. Для закреплени я стр. 216
№1-3
| Д. Видеофрагмент.
Образцы
спиртов, (этанол,
глицерин).
СБ. Открытая химия.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
56
| Предельные
одноосновные
карбоновые кислоты. Сложные эфиры.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Уметь характеризовать типичные свойства уксусной кислоты. Знать реакцию этерификации и формулы сложных эфиров.
|
| Текущий опрос + индив. Работа по карточкам,
| Д. Образцы кислот (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Лакмус, гранулы цинка, раствор гидроксида натрия, оксид магния, свежеприготовленный гидроксид меди (II)
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
57
| Жиры.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как эфиры. Растительные и животные жиры, их применение. Понятие о мылах, синтетических моющих средствах.
| Иметь представление о биологически важных органических веществах: жирах как сложных эфирах глицерина и жирных кислот.
| Текущий опрос. Тетрадь на печатной основе стр. 151 №3
| Д. Образцы жиров. Таблицы.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
58
| Аминокислоты. Белки.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Аминокислоты. Получение и свойства аминокислот. Биологическая роль аминокислот. Пептидная связь и полипептиды. Уровни организации белка. Свойства белков и их биологические функции. Качественные реакции.
| Иметь
первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роль в живом организме.
| Фронтальн ый опрос. Для
закреплени я стр. 231 № 1 -3 устно
| Д. качественные реакции на белки. Видеофрагмент.
•
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
59
| Углеводы.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Глюкоза и фруктоза. Сахароза, крахмал, целлюлоза.
| Иметь
первоначальные представления о строении углеводов. Глюкоза, её свойства и значение.
| Текущий опрос
| Д. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата). Коллекции.
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
60
| Полимеры.
| 1ч.
| КУ
| Групповая
| Основные понятия химии ВМС: «полимер», «мономер», «структурное звено», «степень полимеризации», «средняя молекулярная масса полимера». Краткий обзор важнейших полимеров.
| Иметь
первоначальные сведения о полимерах на примере полиэтилена.
| Текущий опрос
| Д. образцы изделий из полиэтилена. Коллекция «Пластмассы»
| Лекц. зад.в тетради
|
|
|
|
|
61
| Решение задач и упражнений.
| 1ч.
| УПЗУ
| Групповая
| Решение упражнений и задач по теме «Первоначальные представления об органических веществах». Повторение.
| Уметь писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений. Уметь вычислять массы, объёмы, количества по формулам органических соединений и уравнениям реакций
| Фронтальный опрос. Работа с
| ДМ. Задачники.
| Зад. в тетр.
|
|
|
|
|
62
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соединения»
| 1ч.
| УПЗУ
|
| Отработка теоретического материала в рамках данной темы.
| Знать формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов. Уметь писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений. Уметь вычислять массы, объёмы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций.
| Текущий опрос.
| ДМ. Задачники.
| Зад. в тетр.
|
|
|
|
|
| Раздел 6. Повторение основных вопросов курса химии 9 класса (6 часов), подготовка к ОГЭ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63-64
| Классификация и свойства неорганических и органических веществ.
| 2ч.
| КУ
| Групповая
| Простые и сложные вещества, металлы, неметаллы, оксиды, кислоты, основания, соли. Строение номенклатура органических веществ. Обобщение и систематизация знаний.
| Знать: важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, периодический закон, качественные реакции.
Уметь: характеризовать хим. элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов, составлять формулы неорганических веществ, писать уравнения ОВР и в ионном виде.
| Опрос
| ПСХЭ, таблица растворимости
| §4 1-42, с.296-305
|
|
|
|
|
65-66
| Окислительно-восстановительные реакции
| 2ч.
| КУ
| Групповая
| Окислитель. Восстановитель.Электронный баланс. Обобщение
| Знать: понятия окислитель, восстановитель .электронный баланс.
Уметь: составлять электронный баланс.
| Опрос
| ПСХЭ, таблица растворимости, презентация «ОВР»
| §4 0, с.289
|
|
|
|
|
67-68
| Теория электролитической диссоциации. Строение вещества
| 2ч.
| КУ
| Групповая
| ЭО, степень окисления, типы хим. связи, виды кристаллических решеток, электролиты, диссоциация, ионные уравнения.
| Знать: ЭО, степень окисления, типы хим. связи, виды кристаллических решеток, электролиты, диссоциация, ионные уравнения.
Уметь: рассчитывать степень окисления, определять вид связи. записывать ионные уравнения.
| Опрос , тест.
| ПСХЭ, таблица растворимости.
| § 37, 39
|
|
|
|
|