|
«Типы речи. Стили речи» А29 Проверочная работа по теме «Типы речи. Стили речи»
1. Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию. Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
2. Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем. Тип речи _______________ Стиль речи _____________________
3. Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
4. При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
5. Термин (от лат. terminus 'граница, предел') - слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства. Каждая отрасль науки располагает своей терминологией, объединенной в одну терминосистему (терминология медицинская, математическая, физическая, философская, лингвистическая, литературоведческая и др.). Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Тип речи _______________ Стиль речи _____________________
6. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
7. Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»
Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.
Тип(ы) речи __________________________________________________ Стиль речи ____________________________
8. Все чаще в наше время люди начинают задумываться о нравственном возрождении российского народа. Все актуальнее становятся для нас проблемы культуры, гуманизма, духовного развития личности. Почему? Может быть, потому что современное общество стоит на краю пропасти, захвачено процессами нравственной деградации.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
9. Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; не хочу вам мешать». Тип(ы) речи __________________________________ Стиль речи _________________
10. На мой взгляд, тема, поднятая И.В. Бестужевым-Ладой, особенна важна в наше время, поскольку сейчас поистине вечные ценности: любовь, дружба, вера, верность – почему-то отходят на второй план и порой воспринимаются как проявление наивности и даже слабости человека. А на первый план выходят ценности материальные, и даже среди молодежи бытует мнение, что нет ничего важнее денег, а там, где деньги, нет места дружбе.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
11. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку и побрёл по полю. Тип(ы) речи ______________________________ Стиль речи _________________
12. Для чего же пишутся сказки? Ответов много: для заветных мечтаний, для забавы, для того чтобы через сказку вдруг открыть мир, для того чтобы порадовать близкого тебе человека. Через сказку мир делается живым.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
13. Если эквивалентны между собой два конечных множества, то они состоят из одинакового числа элементов. Если же эквивалентные между собой множества М и N произвольны, то говорят, что М и N имеют одинаковую мощность. Таким образом, мощность – это то общее, что есть у всех эквивалентных между собой множеств.
Тип речи ____________________________ Стиль речи _______________________________
14. Зимнюю берёзку нам поможет вспомнить картина И.И. Грабаря “Февральская лазурь”. Этот художник умеет видеть, замечать вокруг себя прекрасное. Он написал много удивительных по красоте пейзажей. Особенно любил Грабарь чудесные, солнечные февральские деньки. Вот как он их описывал: “В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Тип(ы) речи ____________________________ Стиль речи _________________
А29 ТИПЫ РЕЧИ (Определите тип речи каждого текста.) Вариант № 2
1. Дама топнула ногой и уронила сумочку. Цветочницы начали звонко смеяться. Толстый кучер воспользовался суматохой и предложил даме сесть в экипаж и поехать. Дама и девочка укатили. ____________________________
2. Доктор Гаспар был человек немолодой, а потому весьма предусмотрительный. Во-первых, выходя из дому, он обматывал шею толстым шарфом. Во-вторых, надевал очки против пыли. В-третьих, брал трость, чтобы не споткнуться. И вообще собирался на прогулку с большими предосторожностями. ____________________________
3. Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошел к молодой женщине, державшей на руках кошку, и спросил: «Будьте добры, объясните, что здесь происходит?» ______________________________________________________________________________________
4. «Получается, я прозевал важное событие, - подумал доктор. – Как же такое могло произойти? Возможно, причина в том, что я месяц не выходил из комнаты. А, может быть, другая причина в том, что я слишком рассеянный. Вот и объяснение того, почему я ничего не знаю». ____________________________________________
5. Не только доктор испугался и поспешно отступил на несколько шагов – вся толпа шарахнулась и развалилась. Дети заплакали; голуби разлетелись, затрещав крыльями; собаки присели и стали выть. _______________________
6. Доктор стоял на перекрестке, отдыхая от долгой ходьбы, и думал: "Как странно! Люди живут так, как жили вчера. Неужели они не знают о том, что произошло сегодня утром? Разве они не слышали пальбы и стонов? Разве они не знают, что вождь народа, оружейник Просперо, взят в плен? Может быть, ничего и не случилось? Может быть, мне приснился страшный сон?" ____________________________________________________________
7. В середине купола, на страшной высоте, горел самый большой в мире фонарь. Это был удивительной величины шар. Охваченный поперек железным кольцом, висящий на мощных тросах, он напоминал планету Сатурн. ____________________________________________________________________________________________
8. Из каждого окна торчали головы. Они были разные по виду: некоторые в ночных колпаках с кисточками; другие в розовых чепцах, с буклями керосинного цвета; третьи в косынках; наверху, где жила бедная молодежь – поэты, художники, актрисы, – выглядывали веселые безусые лица, в облаках табачного дыма, и головки женщин, окружённые таким сиянием золотых волос, что казалось, будто на плечах у них крылья. ______________________
9. Выстрел грохнул. Тибул продолжал идти, а офицер почему-то свалился прямо в бассейн. Он был убит. Один из гвардейцев держал пистолет, из которого шёл дымок. Это он застрелил офицера. ____________________________
10. Зеленый плащ Тибула развевался, как знамя. Теперь высоко, под стеклянным куполом, маленький, тоненький и полосатый, гимнаст был похож на осу, ползающую по белой стене дома. Когда плащ раздувался, казалось, что оса раскрывает зеленые блестящие крылья. ____________________________________________________________
А29 ТИПЫ РЕЧИ (Определите тип речи каждого текста.) Вариант № 1
1. На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина. __________________________________________________________________________
2. Окраска опёнка желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая. ________________________
3. Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза. Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… _________________________________________________________________________
4. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. ___________________________________________________________________________
5. Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. «Почему?» - спросите вы. А я скажу, что в его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Не русское происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон». Мы можем сделать вывод, что именно оттуда Пушкин взял эти имена. _________________________________________
6. Стоял в лесу теремок, и шла мимо него Соломинка. Постучала она в дверь и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?» Никто не отвечает. Зашла Соломинка в теремок, а там никого нет. Прибралась она там, воды принесла и обед приготовила. ____________________________________________________________
7. Однажды я шел по лесу и увидел Бабу Ягу. Она была грязная, испачканная. Лицо смуглое, земляного цвета. Глаза черные, свирепые, как у хищного зверя, а волосы черные, как ночь. Зубы острые, с налетом, как у льва. Руки костлявые, грязные, с длинными когтями, похожими на обезьяньи. ________________________________________
8. Дворец Трех Толстяков стоял посреди огромного парка. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы. ___________________________________________________________
9. На этот раз день был чудесный. Вы не верите? А я докажу. Во-первых, солнце только то и делало, что сияло. Во-вторых, трава была такой зеленой, что во рту даже появлялось ощущение сладости. В-третьих, легкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье. _____________________________________________________________
10. Решил мужик поймать лису, которая воровала кур. Поставил он капкан. Лиса увидела капкан и со всех лап бросилась бежать. Больше лиса не появлялась в курятнике. _______________________________________________
1. Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а ритмически организованные единицы. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не всегда совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером), то есть упорядоченным чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест. Тип речи ___________________________ Стиль речи __________________________
2. Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Господи Боже ты мой, какие смушки! Сизые с морозом. Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради Бога на них, взгляните сбоку: что за объедение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Тип речи __________________________ Стиль речи ___________________________
3. Что значит любить Родину? Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Как беречь? Да как человек бережёт свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
4. Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
Тип(ы) речи ____________________________________________ Стиль речи ______________________
5. Велика роль животных в формировании ландшафта. За счёт морских, в основном одноклеточных, животных (отряд Foraminifera, Radiolaria) образуются осадочные породы. Планктонные организмы, имеющие наружные раковины, после смерти оседают на дно. Скопления их скелетов (глобигериновый ил) на дне морей и океанов в тропической и умеренной зонах покрывают площадь 105 миллионов квадратных километров. Тип речи ____________________ Стиль речи _______________
6. Обыкновенная стрекоза относится к отряду насекомых стрекоз, подотряд разнокрылые. Длина тела стрекозы около 4 см. Размах крыльев 5-6 см. Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
7. Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. … Наступила
долгая, тревожная ночь. Тип(ы) речи __________________________________________ Стиль речи ______________________
8. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «О любви не спорят. Она есть». С этим, пожалуй, согласны все. Да, есть. Но вечный вопрос, что такое любовь, не дает покоя людям. Как ее найти, распознать, не ошибиться? Конечно, больше всего хотелось бы понять, что такое первая любовь. Считается, что она бывает даже у ребенка, но случается в основном в 14-17 лет и редко превращается в ту единственную и неповторимую, которой жаждут.
Тип(ы) речи ______________________________________________ Стиль речи ____________________________
9. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нём очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, пожалуй, был и смысл и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие.
Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________ 1. Для стихотворного текста важны не синтаксические единицы, а ритмически организованные единицы. Единицы членения - это строка, строфа, четверостишие (или двустишие). Стиховые строки не всегда совпадают с синтаксическими границами предложений: стих обладает метром (размером), то есть упорядоченным чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест. Тип речи ___________________________ Стиль речи __________________________
2. Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки! Господи Боже ты мой, какие смушки! Сизые с морозом. Я ставлю Бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните ради Бога на них, взгляните сбоку: что за объедение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Тип речи __________________________ Стиль речи ___________________________
3. Что значит любить Родину? Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Как беречь? Да как человек бережёт свою мать. Для человека всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день.
Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
4. Под Москвой леса были насквозь просвечены золотом. Особенно много этого лиственного шумного золота скопилось в оврагах, куда не проникал ветер. А на холмах ветер начисто срывал сухую листву, кружил её и уносил вдаль. И там, в этой дали, в холодном блеске октябрьского солнца листья временами летели по ветру так густо, что воздух казался от них желтоватым.
Тип(ы) речи ____________________________________________ Стиль речи ______________________
5. Велика роль животных в формировании ландшафта. За счёт морских, в основном одноклеточных, животных (отряд Foraminifera, Radiolaria) образуются осадочные породы. Планктонные организмы, имеющие наружные раковины, после смерти оседают на дно. Скопления их скелетов (глобигериновый ил) на дне морей и океанов в тропической и умеренной зонах покрывают площадь 105 миллионов квадратных километров. Тип речи ____________________ Стиль речи _______________
6. Обыкновенная стрекоза относится к отряду насекомых стрекоз, подотряд разнокрылые. Длина тела стрекозы около 4 см. Размах крыльев 5-6 см. Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
7. Но ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубы людской струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро и скоро, точно дым, затуманили солнце. … Наступила
долгая, тревожная ночь. Тип(ы) речи __________________________________________ Стиль речи ______________________
8. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «О любви не спорят. Она есть». С этим, пожалуй, согласны все. Да, есть. Но вечный вопрос, что такое любовь, не дает покоя людям. Как ее найти, распознать, не ошибиться? Конечно, больше всего хотелось бы понять, что такое первая любовь. Считается, что она бывает даже у ребенка, но случается в основном в 14-17 лет и редко превращается в ту единственную и неповторимую, которой жаждут.
Тип(ы) речи ______________________________________________ Стиль речи ____________________________
9. Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нём очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, пожалуй, был и смысл и ум, но в то же время мелькало как будто и безумие.
Тип речи ___________________________ Стиль речи ____________________________
1. Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.
Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
2. Что может быть важнее в жизни человека, чем выбор профессии? Пожалуй, это первый самостоятельный выбор – ведь мы не выбираем себе место рождения или школу, в которой будем учиться; пока мы не выросли, за нас это делают родители, воспитатели. <…> если нам выбирают профессию, к которой мы не чувствуем любви, не имеем способностей, – беды не миновать. Как часто человек, занимающийся не своим делом, губит собственную жизнь, а иногда приносит вред окружающим. Что если свою профессию не любит врач, учитель или летчик? Пусть же те из вас, кто заинтересовался физикой, постараются лучше понять, что представляет собой эта наука и подходит ли она вам по вашим склонностям и способностям. Тип речи ____________ Стиль речи ______________
3. И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
4. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.
Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
5. Скульптура на невысоком постаменте — это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги... ради братий моих и ближних моих». Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
6. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, — но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки. Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры.
Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
7. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать! Чем это объяснить, я не знаю. Думаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. Тип речи ____________ Стиль речи _____________
8. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т.е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои жиденькие вершины… Тип речи ____________ Стиль речи ______________
9. – А сколько ей лет-то?
– Девятнадцать. Вот щас, в феврале будет девятнадцать.
– А-а.
– А я ей говорю: ты смотри там осторожно, потому что… знаешь, разные люди бывают, ты никого в Санкт-Петербурге не знаешь, и пошла, и пошла. А она смеется в трубку и мне токо (только) все да да нет. А оказывается, там этот молодой человек рядом стоял…
Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
10. Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в художественной литературе для создания определенного эффекта (в том числе и комического). Владение функциональными стилями является необходимым элементом культуры речи каждого человека. Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
11. В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам. Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе. Тип речи _______________________ Стиль речи ____________________________________
12. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью– потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина. Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
13. Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в нее электродами – катодом и анодом. Тип речи ____________________________ Стиль речи ____________________________________
14. Каково соотношение понятий «язык» и «речь» с точки зрения их места в речевой коммуникации? Язык в человеческом обществе является основным средством общения. Упрощенно можно сказать, что язык – это естественно возникшая и развивающаяся в обществе знаковая система, служащая для выработки, хранения и переработки информации. Эта система представляет собой упорядоченную структуру единиц – фонем, морфем, слов и словосочетаний, предложений. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонемный – морфемный – лексический – синтаксический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц. Тип ________ Стиль _________
15. Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Тип речи _______________ Стиль речи ____________________
Научный стиль
Сфера применения (где?)
| Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
| Функции (зачем?)
| Сообщение, научное объяснение
| Основные стилевые особенности
| Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
| Основные языковые средства
| Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия); абстрактная (отвлечённая) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему предложения с вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
| Жанры
| Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, лекция
| В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
Сфера применения (где?)
| Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
| Функции (зачем?)
| Сообщение, информирование
| Основные стилевые особенности
| Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
| Основные языковые средства
| Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия); канцеляризмы: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный); языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); сложные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); значительные по объему сложные и осложненные предложения
| Жанры
| Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги
| В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
Сфера применения (где?)
| Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
| Функции (зачем?)
| Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
| Основные стилевые особенности
| Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта
| Основные языковые средства
| Сочетание книжной (в том числе высокой) и разговорной (в том числе сниженной) лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения и т. п.)
| Жанры
| Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)
| В текстах публицистического стиля встречаются все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Художественный стиль
Сфера применения (где?)
| Художественная литература
| Функции (зачем?)
| Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя
| Основные стилевые особенности
| Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность
| Основные языковые средства
| Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей как средства создания художественных образов
| Жанры
| Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение
| В текстах художественного стиля широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение здесь предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?)
| Бытовая (неофициальная) обстановка
| Функции (зачем?)
| Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам
| Стилевые особенности
| Непринуждённость, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
| Основные языковые средства
| Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще!);
| Жанры
| Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма
| |
|
|