| № п/п
| Наименование раздела
| Количество часов
|
|
| Теория
| Практика
| Всего
|
|
| 9 класс
|
|
| 1
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
| 4
| 5
| 10
|
|
| 2
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
| 10
| 11
| 20
|
|
| 3
| Моделирование и формализация
| 5
| 5
| 10
|
|
| 4
| Хранение, поиск и сортировка информации
| 3
| 3
| 6
|
|
| 5
| Коммуникационные технологии
| 6
| 5
| 13
|
|
| 6
| Информатизация общества
| 2
| -
| 2
|
|
|
| Резерв, итоговый контроль
|
|
| 9
|
|
|
| Итого
|
|
| 70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п
| Наименование урока
| Тип урока
| Краткое содержание
| Требование стандарта
Знать/понимать Уметь/применять
| Компьютерный практикум
|
|
| Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч)
|
|
1
| Техника безопасности в кабинете информатики.
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.
| Т
| Формы представления информации. Пиксель, растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Кодировка цвета, видеопамять.
| Способы представления графической информации.
Формирование растрового изображения.В каких единицах выражается разрешающая способность изображений Связь количества цветов в палитре с глубиной цвета.
| Рассчитывать емкость графических объектов Устанавливать цвета в соответствующей программной среде
| Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
| Растровые изображения на экране монитора . Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.
|
| Графические режимы экрана монитора. Интерфейс растровых графических редакторов
| Параметры для формирования графического режима экрана монитора.
| Устанавливать модели цветопередачи RGB, CMYK и HSB в программе, работать с цветами.
|
|
|
3
| Растровая и векторная графика.
|
| Растровые изображения. Растровые графические редакторы. Форматы растровых графических файлов. Векторные рисунки. Векторные графические редакторы. Форматы векторных графических изображений.
| От чего зависит качество изображения и различие между форматами растровых и графических файлов.
| Приводить примеры растровых и векторных изображений. Создавать и редактировать графические примитивы в растровом графическом редакторе. Задавать цвет линии и заливки.
| Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
|
|
4
| Инструменты рисования растровых графических редакторов.
|
| Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Линия. Кривая. Прямоугольник. Многоугольник. Овал. Окружность. Палитра цветов. Пипетка.
| Основные параметры области рисования. Графические примитивы. Инструменты рисования растровых графических объектов.
| Создавать и редактировать рисунки в растровом графическом редакторе, используя основные инструменты рисования растровых графических объектов.
| Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
|
|
5
| Работа с объектами в векторных графических редакторах.
|
| Слои объектов. Градиентная заливка объектов. Прозрачность объектов. Группировка объектов. Выравнивание объектов. Выноски в векторных редакторах. Выделение областей изображения и объектов в рисунках. Операции редактирования графических объектов.
| Что в векторных графических редакторах позволяет изменять видимость объектов, в каких случаях пользуются операцией группировки. Чем различаются операции редактирования в растровом и вектором графическом редакторе.
| Создавать и редактировать рисунки в векторном графическом редакторе.
| Практическая работа №3 «Создание рисунка в векторном графическом редакторе»
|
|
6
| Растровая и векторная анимация.
|
| Виды анимации.
| Как можно ускорить или замедлить GIF-анимацию
| Создавать простые gif- объекты с помощью растрового графического редактора GIMP
| Практическая работа №4 «Анимация. Создание GIF –анимации с помощью растрового графического редактора GIMP»
|
|
7
| Кодирование и обработка звуковой информации .
|
| Звуковая информация. Глубина кодирования, частота дискретизации.
| Характеристики звуковых файлов
| Вычислять информационную емкость звуковых файлов.
Выбирать настройки для записи звуковых файлов.
| Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»
|
|
8-9
| Цифровое фото, видео.
|
| Цифровая фотография. Цифровое видео.
| Процесс получения цифровых фотографий
| Захватывать фото с цифровой фотокамеры и создавать слайд-шоу.
Захватывать и редактировать цифровые видеозаписи.
| Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
|
|
10
| Контрольная работа №1
|
|
| Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.)
|
|
11
| Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.
| Т
| Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
| Понятие алгоритма и его свойства. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия исполнителя.
| Приводить примеры из жизни. Описывать режим работы и систему команд исполнителя.
|
|
|
12
| Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
|
| Системы программирования и проектирования. Графический интерфейс проекта. Элементы управления. Объекты и их свойства, методы обработки.
| Как изменить выбранный объект. Какие объекты могут использоваться при конструировании графического интерфейса.
|
|
|
|
13
| Объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта и событийные процедуры.
|
|
|
|
|
|
|
14-15
| Объекты Visual Basic.
|
|
|
|
| Практическая работа №7. Разработка проекта «Выбор цвета» на языке программирования Visual Basic 2005.
|
|
16-17
| Переменные: тип, имя, значение.
|
| Переменные: типы, имя, значение. Объявление переменным значений. Присваивание переменным значений. Значение переменных в оперативной памяти.
| В чем разница между типом, именем и значением переменной. Какие основные типы переменных используются в языках программирования. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе.
| Определять количество ячеек в оперативной памяти.
| Практическая работа №8«Проект «Переменные»»
|
|
18-19
| Арифметические, строковые и логические выражения.
|
| Арифметические, строковые и логические выражения. Операция конкатенации.
| Какие элементы входят в состав арифметических, логических и строковых выражений.
| Составлять программу для линейного алгоритма в среде программирования. Записывать операторы согласно правилам записи.
| Практическая работа №9«Проект «Калькулятор»»
|
|
20-21
| Функции в языке программирования Visual Basic. Математические функции. Строковые функции.
|
| Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных.
| Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями.
| Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.
| Практическая работа №10 «Проект «Строковый калькулятор»»
|
|
22
| Функции даты и времени.
|
| Функции даты и времени.
| Функции даты и времени. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями
| Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.
| Практическая работа №11«Проект «Даты и время»»
|
|
23
| Линейный алгоритм.
|
| Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма.
| Как выполняются команды в линейном алгоритме.
| Начертить блок-схему линейного алгоритма.
|
|
|
24-25
| Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор».
|
| Алгоритмы ветвления. Способ реализации разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическая структура «выбор»и способ ее реализации на языке программирования.
| понятие разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическую структуру «выбор».
| Использовать сокращенную форму алгоритмического ветвления и сокращенную форму алгоритмической структуры «выбор». Начертить блок-схему ветвления и блок-схему алгоритмической структуры «выбор».
|
|
|
26
| Алгоритмическая структура «цикл».
|
| Алгоритмическая структура «цикл»и способ ее реализации на языке программирования. Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием».
| Алгоритмическую структуру «цикл». Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием».
| Начертить блок-схемы алгоритмической структуры «цикл»: «цикл со счетчиком», «цикл с условием».
|
|
|
27
| Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic.
|
| Область рисования. Перо. Кисть.Графические методы. Цвет. Рисование текста.
| Методы рисования графических фигур и их аргументы.
| Составить программу «Графический редактор».
| Практическая работа №12 «Проект «Графический редактор»»
|
|
28-29
| Анимация
|
| Этапы создания анимации движения объекта.
| Основные этапы создания анимации движения объекта.
| Составить программу анимации объекта.
| Практическая работа №13 «Проект «Анимация»»
|
|
30
| Контрольная работа №2
|
|
| Моделирование и формализация ( 10 ч)
|
|
31
| Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания.
| Т
| Микро-, макро-,мегамир. Вещество и энергия. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование. Модель. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
| Понятие системы, объекта, процесса, модели, моделирования
| Приводить примеры систем в окружающем мире, моделей для реальных объектов и процессов.
|
|
|
32
| Материальные и информационные модели.
| К
| Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей
| Виды моделей. Применение и их назначение.
| Приводить примеры материальных и информационных моделей. Строить фрагменты моделей.
|
|
|
33
| Формализация и визуализация информационных моделей.
|
| Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей.
| Формализацию и визуализацию информационных моделей
| Находить в интернете и описывать интерактивные модели.
|
|
|
34
| Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
|
| Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка моделей
| Основные этапы разработки и исследования моделей.
| Проводить разработку предложенной модели.
|
|
|
35-36
| Приближенное решение уравнений.
|
| Примеры решения уравнения путем построения компьютерных моделей.
| В каких случаях используют приближенные(графические) методы решения уравнений.
| Создавать компьютерные модели решения графического уравнения на языке программирования, разработать проект приближенного (графического) решения уравнения.
| Практическая работа №14 «Проект «Графическое решение уравнения»».
|
|
37-38
| Экспертные системы распознавания химических веществ.
|
| Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы.
| Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы. Распознавания удобрений.
| Создавать компьютерные модели экспертных систем на языке программирования, разработать проект экспертной системы распознавания удобрений.
| Практическая работа №15 «Проект «Распознавание удобрений»».
|
|
39
| Информационные модели управления объектами
|
| Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью.
| Приводить примеры систем управления без обратной связи и систем управления с обратной связью.
| Создавать компьютерные модели систем управления на языке программирования, разработать проект управляющего и управляемого объекта.
|
|
|
40
| Контрольная работа №3
|
|
| Хранение, поиск и сортировка информации (6ч)
|
|
41
| Базы данных
| Т
| Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.
| Понятие БД, СУБД - элементы
| создавать записи в базе данных;
|
Практическая работа № 16. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».
|
|
42
| Поиск информации
| К
| Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск и удаление данных.
| Способы поиска. Логические значения
| искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных
|
|
43
| Сортировка данных
| К
| Сортировка данных. Сортировка записей в готовой базе данных.
| Типы сортировки данных
| Сортировать данные в готовой БД
|
|
44-45
| Практикум
| П
| Работа с учебной базой данных
|
| Осуществлять поиск необходимой информации. Вводить данные и обрабатывать запросы.
|
|
46
| Контрольная работа №4
|
|
| Коммуникационные технологии (13 ч)
|
|
47
| Передача информации
| Т
| Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
| назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий
| Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации.
|
|
|
48
| Информационные ресурсы
| К
| Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина
| Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине.
| Осуществлять путешествие по Всемирной паутине
| Практическая работа №17. «Путешествие» по Всемирной паутине.
|
|
49
| Интерактивное общение
| К
| Интерактивное общение.
| Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате.
| Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
|
|
|
50
| Электронная почта
| К
| Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
| Правила переписки, приложения к письмам
| Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения
| Практическая работа №18. Работа с электронной почтой.
|
|
51
| Поиск информации
| К
| Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
| Правила поиска информации в различных источниках.
| искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях
| Практическая работа № 19 «Поиск информации в Интернете».
|
|
52
| Файловые архивы
| К
| Файловые архивы, архивирование и разархивирование. ПР № 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. ПР № 49. Загрузка файла из файлового архива.
| Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами
| Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива
| Практическая работа №20 Загрузка файлов с серверов файловых архивов.
|
|
53-54
| Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.
|
| Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста.
| В чем заключается преимущество Web-страниц перед обычными документами. Что такое Web-сайт. Какие теги должны присутствовать в HTML-документе обязательно. Логическую структуру Web –страниц.
| Создать Web-страницу, обязательно содержащую отформатированный заголовок.
| Практическая работа № 21 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
55-56
| Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.
|
| Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста.
Теги гиперссылок.
| Теги вставки изображений в Web-страницу. Теги вставки гиперссылок в Web-страницу.
| Теги вставки изображений и гиперссылок в web –страницу
| Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
57
| Списки на Web-страницах.
|
| Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов.
| Какие теги для реализации списков используют на web-страницах
| Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов.
| Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
58
| Интерактивные формы на Web-страницах.
|
| Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы
| Какие теги используют для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.
| Теги для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.
| Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
|
|
59
| Контрольная работа №5
|
|
| Информатизация общества (2ч)
|
|
60
| Информационное общество.
| К
| Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Население, занятое в информационной сфере. Информационное общество.
| Приводить примеры о степени развития общества.
| Находить информацию в Интернете по заданной теме.
|
|
|
61
| Информационная культура. Перспективы развития ИКТ.
| К
| Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
| Приводить примеры об информационной культуре и безопасности. Правовая охрана информационных ресурсов. Перспективы развития ИКТ.
| Находить информацию в Интернете по заданной теме.
|
|
|
62-63
| Обобщение изученного материала за базовый курс. Подготовка к итоговой контрольной работе.
|
|
64
| Итоговая контрольная работа
|
|
| Итоговое повторение базового курса (6 ч.):
|
|
65
| Кодирование информации
| Решение практико-ориентированных задач
|
|
66
| Информационные технологии
| Решение практико-ориентированных задач
|
|
67
| Моделирование и формализация
| Решение практико-ориентированных задач
|
|
68
| Основы алгоритмизации
| Решение практико-ориентированных задач
|
|
69
| Хранение и поиск информации в базах данных
| Решение практико-ориентированных задач
|
|
70
| Итоговый урок
| Решение практико-ориентированных задач
|
|