Главная страница

Учебник для 9 класса. М.: Бином, 2007. (Содержит систематическое и полное изложение курса Ииикт.)



Скачать 383.53 Kb.
НазваниеУчебник для 9 класса. М.: Бином, 2007. (Содержит систематическое и полное изложение курса Ииикт.)
Дата11.04.2016
Размер383.53 Kb.
ТипУчебник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дворецкая основная общеобразовательная школа»





Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________

«_____» _____________ 20__

Утверждаю

Директор школы

_______________

«_____» _____________ 20__

Рабочая программа
по информатике и ИКТ
9 класс


на 2014 – 2015 учебный год
составитель:

учитель информатики:

Артамонова Светлана Павловна


Пояснительная записка
Тематическое планирование курса рассчитано на преподавание информатики и информационных технологий для обучающихся 9 класса на 70 учебных часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и информационные коммуникационные технологии», разработанной на основе проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и базисного учебного плана.

Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.

В программно-методическим комплекс по информатике и информационным коммуникационным технологиям входят:

  1. Угринович Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса. – М.: Бином, 2007. (Содержит систематическое и полное изложение курса ИиИКТ.)

  2. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

  3. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)

Задачи курса:

  • ввести понятия «информация» и «информационные процессы», информативность сообщения с событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики; ввести единицы измерения информации; раскрыть роль языков в информационных процессах;

  • дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве и функциях основных узлов, о составе программного обеспечения компьютера; ввести понятие файловой структуры дисков, раскрыть назначение операционной системы;

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

  • продолжить изучение архитектуры ЭВМ на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Паскаль; обучить навыкам работы с системой программирования.



ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

  • вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы;

  • вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации (условно «линия информационных процессов»);

  • способы представления информации (условно «линия представления информации»),

  • методы и средства формализованного описания действий исполнителя (условно «алгоритмическая линия»);

  • вопросы, связанные с выбором исполнителя для решения задачи, анализом его свойств,

  • возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи (условно назовем эту линию «линией исполнителя»);

  • вопросы, связанные с методом формализации, моделированием реальных объектов и явлений для их исследования с помощью ЭВМ, проведением компьютерного эксперимента (условно «линия формализации и моделирования»);

  • этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера (условно «линия информационных технологий»).


ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

  • получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

  • познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

  • иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.


ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • понять функции языка как способа представления информации;

  • познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

  • получить представление о типах величин;

  • познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

  • знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.


АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

  • уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

  • получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

  • получить представление об одном из языков программирования (VB), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

  • понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

  • знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

  • определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

  • записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.


.

ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • получить представление о моделировании как методе научного познания;

  • понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

  • уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.


ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  • знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

  • пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

  • пользоваться простым графическим редактором;

  • обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

  • осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

  • иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

  • иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

  • исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

  • набирать на компьютере и корректировать простой текст;

  • строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

  • уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

  • уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

  • иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.


Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны с учетом требований СанПИН, на 25 минут и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование методов дифференцированного и индивидуального обучения. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В качестве методов обучения применяются:

  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

  • практические методы (упражнения, практические работы).


Формы контроля ЗУН(ов);

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • практикум;

  • тестирование.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса) практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

  • Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

  • Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.



Тематическое планирование




№ п/п

Наименование раздела

Количество часов







Теория

Практика

Всего







9 класс







1

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

4

5

10







2

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

10

11

20







3

Моделирование и формализация

5

5

10







4

Хранение, поиск и сортировка информации

3

3

6







5

Коммуникационные технологии

6

5

13







6

Информатизация общества

2

-

2










Резерв, итоговый контроль







9










Итого







70











































п/п

Наименование урока

Тип урока

Краткое содержание

Требование стандарта

Знать/понимать Уметь/применять

Компьютерный практикум







Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (10 ч)




1

Техника безопасности в кабинете информатики.

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация.

Т

Формы представления информации. Пиксель, растр. Разрешающая способность. Глубина цвета. Кодировка цвета, видеопамять.



Способы представления графической информации.

Формирование растрового изображения.В каких единицах выражается разрешающая способность изображений Связь количества цветов в палитре с глубиной цвета.


Рассчитывать емкость графических объектов Устанавливать цвета в соответствующей программной среде

Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации»











































2

Растровые изображения на экране монитора . Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.




Графические режимы экрана монитора. Интерфейс растровых графических редакторов


Параметры для формирования графического режима экрана монитора.


Устанавливать модели цветопередачи RGB, CMYK и HSB в программе, работать с цветами.







3

Растровая и векторная графика.




Растровые изображения. Растровые графические редакторы. Форматы растровых графических файлов. Векторные рисунки. Векторные графические редакторы. Форматы векторных графических изображений.

От чего зависит качество изображения и различие между форматами растровых и графических файлов.


Приводить примеры растровых и векторных изображений. Создавать и редактировать графические примитивы в растровом графическом редакторе. Задавать цвет линии и заливки.

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе»





4

Инструменты рисования растровых графических редакторов.




Область рисования. Технология рисования графических примитивов. Линия. Кривая. Прямоугольник. Многоугольник. Овал. Окружность. Палитра цветов. Пипетка.

Основные параметры области рисования. Графические примитивы. Инструменты рисования растровых графических объектов.


Создавать и редактировать рисунки в растровом графическом редакторе, используя основные инструменты рисования растровых графических объектов.

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом
редакторе»





5

Работа с объектами в векторных графических редакторах.




Слои объектов. Градиентная заливка объектов. Прозрачность объектов. Группировка объектов. Выравнивание объектов. Выноски в векторных редакторах. Выделение областей изображения и объектов в рисунках. Операции редактирования графических объектов.

Что в векторных графических редакторах позволяет изменять видимость объектов, в каких случаях пользуются операцией группировки. Чем различаются операции редактирования в растровом и вектором графическом редакторе.


Создавать и редактировать рисунки в векторном графическом редакторе.

Практическая работа №3 «Создание рисунка в векторном графическом
редакторе»





6

Растровая и векторная анимация.




Виды анимации.

Как можно ускорить или замедлить GIF-анимацию

Создавать простые gif- объекты с помощью растрового графического редактора GIMP

Практическая работа №4 «Анимация. Создание GIF –анимации с помощью растрового графического редактора GIMP»




7

Кодирование и обработка звуковой информации .




Звуковая информация. Глубина кодирования, частота дискретизации.


Характеристики звуковых файлов

Вычислять информационную емкость звуковых файлов.

Выбирать настройки для записи звуковых файлов.

Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации»




8-9

Цифровое фото, видео.




Цифровая фотография. Цифровое видео.

Процесс получения цифровых фотографий


Захватывать фото с цифровой фотокамеры и создавать слайд-шоу.

Захватывать и редактировать цифровые видеозаписи.

Практическая работа №6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»




10

Контрольная работа №1







Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 ч.)




11

Алгоритм. Свойства алгоритма и его исполнители.

Т

Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Понятие алгоритма и его свойства. Понятие, свойства и назначение исполнителя. Области использования. Формализация действия исполнителя.


Приводить примеры из жизни. Описывать режим работы и систему команд исполнителя.








12

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.




Системы программирования и проектирования. Графический интерфейс проекта. Элементы управления. Объекты и их свойства, методы обработки.

Как изменить выбранный объект. Какие объекты могут использоваться при конструировании графического интерфейса.











13

Объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта и событийные процедуры.



















14-15

Объекты Visual Basic.













Практическая работа №7. Разработка проекта «Выбор цвета» на языке программирования Visual Basic 2005.




16-17

Переменные: тип, имя, значение.




Переменные: типы, имя, значение. Объявление переменным значений. Присваивание переменным значений. Значение переменных в оперативной памяти.

В чем разница между типом, именем и значением переменной. Какие основные типы переменных используются в языках программирования. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе.


Определять количество ячеек в оперативной памяти.

Практическая работа №8«Проект «Переменные»»




18-19

Арифметические, строковые и логические выражения.




Арифметические, строковые и логические выражения. Операция конкатенации.

Какие элементы входят в состав арифметических, логических и строковых выражений.


Составлять программу для линейного алгоритма в среде программирования. Записывать операторы согласно правилам записи.

Практическая работа №9«Проект «Калькулятор»»




20-21

Функции в языке программирования Visual Basic. Математические функции. Строковые функции.




Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных.

Понятие функции. Математические, строковые и функции ввода/вывода данных. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями.


Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.

Практическая работа №10 «Проект «Строковый калькулятор»»




22

Функции даты и времени.




Функции даты и времени.

Функции даты и времени. Типы данных аргументов, возвращаемых функциями

Составлять программы в среде программирования с использованием изученных функций.

Практическая работа №11«Проект «Даты и время»»




23

Линейный алгоритм.




Линейный алгоритм. Блок-схема линейного алгоритма.

Как выполняются команды в линейном алгоритме.


Начертить блок-схему линейного алгоритма.







24-25

Алгоритмическая структура «ветвление» и «выбор».




Алгоритмы ветвления. Способ реализации разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическая структура «выбор»и способ ее реализации на языке программирования.

понятие разветвляющегося алгоритма. Алгоритмическую структуру «выбор».


Использовать сокращенную форму алгоритмического ветвления и сокращенную форму алгоритмической структуры «выбор». Начертить блок-схему ветвления и блок-схему алгоритмической структуры «выбор».







26

Алгоритмическая структура «цикл».




Алгоритмическая структура «цикл»и способ ее реализации на языке программирования. Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием».

Алгоритмическую структуру «цикл». Виды: «цикл со счетчиком» и «цикл с условием».


Начертить блок-схемы алгоритмической структуры «цикл»: «цикл со счетчиком», «цикл с условием».







27

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visial Basic.




Область рисования. Перо. Кисть.Графические методы. Цвет. Рисование текста.

Методы рисования графических фигур и их аргументы.

Составить программу «Графический редактор».

Практическая работа №12 «Проект «Графический редактор»»




28-29

Анимация




Этапы создания анимации движения объекта.

Основные этапы создания анимации движения объекта.

Составить программу анимации объекта.

Практическая работа №13 «Проект «Анимация»»




30

Контрольная работа №2







Моделирование и формализация ( 10 ч)




31

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания.

Т

Микро-, макро-,мегамир. Вещество и энергия. Системы и элементы. Целостность и свойства системы. Моделирование. Модель. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Понятие системы, объекта, процесса, модели, моделирования

Приводить примеры систем в окружающем мире, моделей для реальных объектов и процессов.







32

Материальные и информационные модели.

К

Материальные и информационные модели. Виды информационных моделей

Виды моделей. Применение и их назначение.

Приводить примеры материальных и информационных моделей. Строить фрагменты моделей.







33

Формализация и визуализация информационных моделей.




Описательные информационные модели. Формализация информационных моделей. Визуализация формальных моделей.

Формализацию и визуализацию информационных моделей

Находить в интернете и описывать интерактивные модели.







34

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере




Описательная информационная модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов и корректировка моделей

Основные этапы разработки и исследования моделей.


Проводить разработку предложенной модели.








35-36

Приближенное решение уравнений.




Примеры решения уравнения путем построения компьютерных моделей.

В каких случаях используют приближенные(графические) методы решения уравнений.


Создавать компьютерные модели решения графического уравнения на языке программирования, разработать проект приближенного (графического) решения уравнения.

Практическая работа №14 «Проект «Графическое решение уравнения»».




37-38

Экспертные системы распознавания химических веществ.




Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы.

Экспертные системы. Формальная модель экспертной системы. Компьютерная модель экспертной системы. Распознавания удобрений.


Создавать компьютерные модели экспертных систем на языке программирования, разработать проект экспертной системы распознавания удобрений.

Практическая работа №15 «Проект «Распознавание удобрений»».




39

Информационные модели управления объектами




Системы управления без обратной связи. Системы управления с обратной связью.

Приводить примеры систем управления без обратной связи и систем управления с обратной связью.


Создавать компьютерные модели систем управления на языке программирования, разработать проект управляющего и управляемого объекта.







40

Контрольная работа №3







Хранение, поиск и сортировка информации (6ч)




41

Базы данных

Т

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей.

Понятие БД, СУБД - элементы

создавать записи в базе данных;


Практическая работа № 16. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».





42

Поиск информации

К

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск и удаление данных.

Способы поиска. Логические значения

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных




43

Сортировка данных

К

Сортировка данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Типы сортировки данных

Сортировать данные в готовой БД




44-45

Практикум

П

Работа с учебной базой данных




Осуществлять поиск необходимой информации. Вводить данные и обрабатывать запросы.




46

Контрольная работа №4







Коммуникационные технологии (13 ч)




47

Передача информации

Т

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий

Различать типы сетей, по основным параметрам. Рассчитывать скорость передачи информации при процессе передачи информации.







48

Информационные ресурсы

К

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина

Понятие информационного ресурса. Основные принципы работы во всемирной паутине.

Осуществлять путешествие по Всемирной паутине

Практическая работа №17. «Путешествие» по Всемирной паутине.




49

Интерактивное общение

К

Интерактивное общение.

Понятие интерактивного общения. Правила поведение в коллективном взаимодействии: форуме, телеконференции, чате.

Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.







50

Электронная почта

К

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Правила переписки, приложения к письмам

Регистрировать почтовый ящик электронной почты, создавать, получать и отправлять сообщения

Практическая работа №18. Работа с электронной почтой.




51

Поиск информации

К

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Правила поиска информации в различных источниках.

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) компьютерных сетях

Практическая работа № 19 «Поиск информации в Интернете».




52

Файловые архивы

К

Файловые архивы, архивирование и разархивирование. ПР № 48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. ПР № 49. Загрузка файла из файлового архива.

Понятие файлового архива. Правила работы с программами архиваторами

Создавать архивы файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора. Загружать файлы из файлового архива

Практическая работа №20 Загрузка файлов с серверов файловых архивов.




53-54

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.




Структура Web-страниц. HTML-теги. Расширение Web-страницы. Способы создания. Теги и атрибуты заголовка, шрифтов, абзаца. Способы выравнивания текста.

В чем заключается преимущество Web-страниц перед обычными документами. Что такое Web-сайт. Какие теги должны присутствовать в HTML-документе обязательно. Логическую структуру Web –страниц.


Создать Web-страницу, обязательно содержащую отформатированный заголовок.

Практическая работа № 21 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».




55-56

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.




Форматы графических файлов. Теги вставки изображения, положения рисунка относительно текста, альтернативного текста.

Теги гиперссылок.

Теги вставки изображений в Web-страницу. Теги вставки гиперссылок в Web-страницу.


Теги вставки изображений и гиперссылок в web –страницу

Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».




57

Списки на Web-страницах.




Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов.

Какие теги для реализации списков используют на web-страницах


Теги нумерованных списков, маркированных списков, списков терминов.

Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».




58

Интерактивные формы на Web-страницах.




Теги текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы

Какие теги используют для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.


Теги для создания текстового поля, переключателя, флажка, поля списка, текстовой области, отправки данных из формы.

Практическая работа № 21«Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».




59

Контрольная работа №5







Информатизация общества (2ч)




60

Информационное общество.

К

Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Информационное общество. Производство компьютеров. Население, занятое в информационной сфере. Информационное общество.

Приводить примеры о степени развития общества.


Находить информацию в Интернете по заданной теме.







61

Информационная культура. Перспективы развития ИКТ.

К

Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Приводить примеры об информационной культуре и безопасности. Правовая охрана информационных ресурсов. Перспективы развития ИКТ.


Находить информацию в Интернете по заданной теме.







62-63

Обобщение изученного материала за базовый курс. Подготовка к итоговой контрольной работе.




64

Итоговая контрольная работа







Итоговое повторение базового курса (6 ч.):




65

Кодирование информации

Решение практико-ориентированных задач




66

Информационные технологии

Решение практико-ориентированных задач




67

Моделирование и формализация

Решение практико-ориентированных задач




68

Основы алгоритмизации

Решение практико-ориентированных задач




69

Хранение и поиск информации в базах данных

Решение практико-ориентированных задач




70

Итоговый урок

Решение практико-ориентированных задач






Литература для учителя

  • .Д. Угринович. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Литература для ученика

  • Угринович Н.Д. Информатика 7. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ, 2006;

  • Угринович Н.Д. Информатика 8. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ, 2006;

  • Угринович Н.Д. Информатика 9. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, 2006.

Полезные ссылки для учителей информатики и ИКТ:

Министерство образования и науки Российской Федерации

https://mon.gov.ru

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

https://obrnadzor.gov.ru


Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

https://ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

https://fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

https://rustest.ru

Федеральный портал «Российское образование»

https://edu.ru

Российский общеобразовательный портал

https://school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

https://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

https://en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

https://ict.edu.ru


Российский портал открытого образования

https://openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

https://portal.ntf.ru


Газета «Информатика»

https://inf.1september.ru

В помощь учителю: Сетевое объединение методистов (СОМ)

https://som.fsio.ru/