|
Учитель Гришина Светлана Ринатовна О. С. Габриелян. Химия. 8 класс. Соли. 1 урок Методическая разработка урока.
Учитель Гришина Светлана Ринатовна
О.С. Габриелян. Химия. 8 класс.
Соли . 1 урок
Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и с. о. элементов. Начать знакомить учащихся с генетическими рядами металла и неметалла в статике (без реакций).
Оборудование. Образцы кристаллических солей.
Состав и название солей
Ионы по составу бывают простые и сложные
Учитель сразу дает определение солей как сложных веществ, состоящих из ионов металлов и ионов кислотных остатков, и спрашивает, какие виды ионов (по составу и по заряду) будут входить в состав солей. Ионы металла будут положительными и простыми, а ионы кислотных остатков будут отрицательными, а по составу — и простыми (остатки бескислородных кислот), и сложными (остатки кислородных кислот).
Учитель сразу же спрашивает, а как составить формулу солей, если в целом соль электронейтральна, например, для ионов алюминия и остатков хлороводородной и серной кислот — по аналогии с выводом формул оксидов:
а) 3
Al3+ и Cl - --------- Al 3+Cl- --------AlCl3
б)
6
Al 3+ и SO4 2---------Al3+ SO4 2----------Al2(SO4)3
(сложный ион берется в скобки, так как индекс относится к обоим элементам, образующим этот ион). Объясняется чтение формул таких солей («алюминий-два, эс-о-четыре трижды»). Далее номенклатура солей дается в комбинации с химическим диктантом: учитель указывает общее название солей, называет примеры конкретных солей, а учащиеся записывают их формулы в последнюю графу таблицы.
Формула и название кислоты
| Ион кислотного остатка
| Название солей
| Примеры
| H3PO4- фосфорная кислота
| PO43-
| фосфаты
| Na3PO4
| II «Обратные» генетические ряды.
Отработываем этот материал (без выделения понятия «генетический ряд») на примере заданий типа:
«Запишите формулу нитрата железа (III), затем формулы гидроксидов (следует напомнить, что термин «гидроксиды» относят не только к основаниям, но и к кислородным кислотам), т. е. формулы соответствующих этой соли основания и кислоты, для последних напишите формулы соответствующих им оксидов и для них, в свою очередь, формулы соответствующих им металла и неметалла».
Решение этого задания может выглядеть, например, так:
-----Fe3+(OH)3-----Fe2O3---Fe
Fe (NO3)3
-----HNO3----N2O5----N2
Это те же привычные нам генетические цепочки, только записанные в обратном порядке и без уравнений химических реакций («в статике»).
Здесь же учитель может повторить: какая химическая связь наблюдается в железе — простом веществе и в молекуле азота?
Соли
(продолжение - 2-й урок)
Цели урока. Познакомить учащихся с важнейшими представителями класса солей: NаСl, СаС03, Са3(РО4)2.
Продолжить формирование умений выполнять упражнения по составлению формул солей, умения давать названия солей, решать расчетные задачи по формулам солей.
Оборудование и реактивы. Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли (каменной, йодированной, «Экстра» и т. п.), красивая солонка и по возможности каравай или круглый хлеб («хлеб-соль»); все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор (и изделия из него или иллюстрации скульптур), известняк, а также раковины моллюсков, скорлупки яиц и т. д.; образцы фосфоритов и апатитов (из кабинета географии) и образцы костей (из кабинета биологии).
1. СОЛИ
Устный опрос (Работа с опорными схемами)
вещества простые сложные - металлы - оксиды
- неметаллы - основания
-кислоты
-соли
1 ЗАДАНИЕ
Допишите определение, вставив пропущенные слова.
Соли – это ……. вещества, состоящие из ионов …… и ……… ………
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы …….
СОЛИ
2 задание. Работа в парах.
Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.
HNO3
| NaOH
| Na2 CO3
| CuCl2
| Al 2( SO4)3
| Ca3(PO4 )2
| Cu (OH)2
| Fe (NO3)2
| Ba (OH)2
| Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.
СОЛИ
3 задание Групповая работа.
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ
МЕТАЛЛОВ
| ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ
| Cl-
| SO42-
| PO43-
| K+
| KCl
хлорид калия
|
|
| Ca2+
|
|
|
| Al3+
|
|
|
| Cu2+
|
|
|
| СОЛИ
4 ЗАДАНИЕ Индивидуальная работа. (взаимопроверка)
Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы
H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl
AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3
2. Растворимость солей в воде.
Опыт:
1 пробирка: растворимая соль – NaCl
2 пробирка: нерастворимая соль - СаС03
Добавляем в каждую пробирку воду, в заключение по аналогии с основаниями и кислотами учитель может предложить классифицировать и соли по признаку растворимости, включив в «работу» таблицу растворимости.
СОЛИ
5 задание
Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании №4, и назовите соединения.
СОЛИ
РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ
3. Важнейшие представители солей (творческие группы)
Эта часть урока представляет собой «соло» учителя, только изредка прерываемое в ходе красочного и интереснейшего его рассказа о солях обращением к жизненной практике учащихся или беседой в ходе реализации межпредметных связей химии с другими дисциплинами.
Поваренная соль — NаС1. Учитель просит учащихся вспомнить, какой тип связи характерен для этого вещества, и записать схему ее образования.
«Соло» учителя: хлорид натрия — это единственное минеральное сырье, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Когда животные организмы вышли из моря на сушу, они сменили богатую NaС1 среду, в которой жили, на бедную этой солью среду — сушу. В морской воде на 100 частей ионов натрия приходится только две части ионов калия. Такое же соотношение наблюдается и в крови животных. Очевидно, поэтому американский ученый Леб писал: «Сама собой напрашивается мысль, что до сих пор, как наследство отдаленных веков, в виде нашей кровяной жидкости мы носим в себе морскую воду.»
В почве и растениях соотношение Nа+ и К+ обратное. В пшенице — в 12 раз, в рисе — в 25 раз, в картофеле — в 40, в яблоках — в 100, в бобах — в 110 раз больше К+, чем Nа+.
При таком соотношении животное конечно же не может получить необходимое количество Na+ и Сl- и вынуждено их искать или в крови другого животного, как это делают хищники, или добывать их в чистом виде, как делают травоядные и всеядные, а также человек.
У травоядных потребность в NаС1 очень велика. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят соленый корм. Дикие животные пьют воду соленых источников и едят солончаковые травы. На пастбища кладут каменную соль, которую животные с удовольствием лижут.
В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам утолить свою потребность в NаС1. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запивали морской водой. На островах Самоа, Таити и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Центральной Африке во многих местах население ело золу солончаковых и береговых растений, а в Северной Америке прибрежные индейские племена высушивали и прессовали специальный вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи.
Все пищевые продукты содержат в себе некоторое количество NаС1: мука— 0,01%, картофель— 0,04%, фрукты — 0,05% , мясо, рыба, кофе — 0,01% , молоко — 0,15%, бульон— до 10%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7—5 кг, а за 70 лет — 500 кг NaС1.
Рассказываем о русском гостеприимном обычае «хлеб-соль». Если есть возможность, урок можно эстетически украсить красивым вышитым полотенцем, солонкой из Хохломы или Гжели с солью и караваем хлеба, который дружно съесть на перемене. Рассчитывается, за какое время можно съесть пуд соли.
Кальцит СаСО3. Карбонат кальция входит в состав многих минералов, которые покрывают
40 млн км2 земной поверхности.
Самый важный из этих минералов — известняк. Ракушечники — известняки органического происхождения (например, в Новороссийске). Знаменитые Одесские катакомбы — это бывшие каменоломни, где добывали ракушечник. Из известняка главным образом сложены и западные склоны Урала.
Он идет на производство цемента, карбида кальция, соды, всех видов извести, используется в металлургии. Известняк — это основа строительной индустрии: из него самого строят и из него производят многие строительные материалы.
Мел — это не только зубной порошок и школьные мелки. Это и ценные добавки при производстве бумаги (мелованная — высшего качества) и резины, и вещество, необходимое в строительстве и при ремонте зданий — в качестве побелки.
Мрамор — плотная кристаллическая порода. Естественный Цвет его — белый, но чаще всего различные примеси окрашивают его в разнообразные цвета. Чистый белый мрамор встречается не часто и идет, в основном, на работу к скульпторам (учитель демонстрирует иллюстрации со статуями Микеланджело, Родена и др.). В строительстве мрамор всех цветов и оттенков используют как облицовочный материал (демонстрация фото или слайдов Московского метро —- рис. 2) или даже в качестве основного строительного материала дворцов .
Карбонат кальция СаСО3 — это строительный материал наружного скелета моллюсков (демонстрация раковин), скорлупы яиц (демонстрация).
Фосфат кальция Са3(РО4)2 — это главный конструкциoнный материал внутреннего скелета позвоночных: наших костей и зубов Он входит в состав фосфоритов и апатитов. Вот как описывает апатит А.Е.Ферсман: «Апатит - это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой представление о законе постоянства состава веществ, разнообразный и странный, что недаром старые минералоги назвали его апатитом, что значит по-гречески «обманщик»: то это прозрачные кристаллики, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц, то это плотные массы, неотличимые от простого известняка, то это радиально-лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупнозернистый мрамор.
4. Расчетные задачи
Учитель предлагает учащимся выполнить расчетные задачи по формулам солей.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола , с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует моль.
СОЛИ
1 ЗАДАНИЕ
Допишите определение, вставив пропущенные слова.
Соли – это ……. вещества, состоящие из ионов …… и ……… ………
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы ……. 2 задание.
Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.
HNO3
| NaOH
| Na2 CO3
| CuCl2
| Al 2( SO4)3
| Ca3(PO4 )2
| Cu (OH)2
| Fe (NO3)2
| Ba (OH)2
| Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.
| СОЛИ
1 ЗАДАНИЕ
Допишите определение, вставив пропущенные слова.
Соли – это ……. вещества, состоящие из ионов …… и ……… ………
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы ……. 2 задание.
Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.
HNO3
| NaOH
| Na2 CO3
| CuCl2
| Al 2( SO4)3
| Ca3(PO4 )2
| Cu (OH)2
| Fe (NO3)2
| Ba (OH)2
| Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.
| СОЛИ
1 ЗАДАНИЕ
Допишите определение, вставив пропущенные слова.
Соли – это ……. вещества, состоящие из ионов …… и ……… ………
Их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в ……. на ионы ……. 2 задание.
Поиграйте в « крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составлен формулами солей.
HNO3
| NaOH
| Na2 CO3
| CuCl2
| Al 2( SO4)3
| Ca3(PO4 )2
| Cu (OH)2
| Fe (NO3)2
| Ba (OH)2
| Выпишите формулы соединений, образующие выигрышный путь. Назовите их.
|
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
|
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ
Задача №1
Вычислить массу поваренной соли и массу воды, необходимые для приготовления 3л рассола, с массовой долей 10%.
Задача №2
Определите массу поваренной соли, которая соответствует 2 моль.
СОЛИ 4 ЗАДАНИЕ
Подчеркните формулы солей, содержащие сложные ионы H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl
AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3
| 5 задание
Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения.
СОЛИ
РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
|
СОЛИ
4 ЗАДАНИЕ
Подчеркните формулы солей, содержащих сложные ионы
H2CO3 Na2CO3MgCO3Z nCl2PbO2BaSO4Fe(NO3) 3H2SO4AgCl
AlPO4H2SiO3Cu(NO3) 2HMgOPNO3SO3N2O3Ca3(PO4) 2Na2SO4 K2SiO3
| 5 задание
Заполните схему «Классификация солей» формулами, подчеркнутыми в задании № 4, и назовите соединения.
СОЛИ
РАСТВОРИМЫЕ НЕРАСТВОРИМЫЕ
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
_________________________ __________________________
|
3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ
МЕТАЛЛОВ
| ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ
| Cl-
| SO42-
| PO43-
| K+
| KCl
хлорид калия
|
|
| Ca2+
|
|
|
| Al3+
|
|
|
| Cu2+
|
|
|
|
……………………………………………………………………………………. 3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ
МЕТАЛЛОВ
| ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ
| Cl-
| SO42-
| PO43-
| K+
| KCl
хлорид калия
|
|
| Ca2+
|
|
|
| Al3+
|
|
|
| Cu2+
|
|
|
|
…………………………………………………………………………………. 3 задание
Заполните таблицу формулами и названиями солей, соответствующих приведенным в ней ионам металлов и кислотным остаткам.
ИОНЫ
МЕТАЛЛОВ
| ИОНЫ КИСЛОТНЫХ ОСТАТКОВ
| Cl-
| SO42-
| PO43-
| K+
| KCl
хлорид калия
|
|
| Ca2+
|
|
|
| Al3+
|
|
|
| Cu2+
|
|
|
| |
|
|