Главная страница

Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач”



Скачать 91.66 Kb.
НазваниеУчитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач”
Дата16.04.2016
Размер91.66 Kb.
ТипДокументы

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя английского языка МБОУ «Ардатовская средняя общеобразовательная школа»

Силькуновой Марины Викторовны
Учитель может сделать для здоровья

школьников гораздо больше, чем врач”
Н.К. Смирнов

Моей ведущей педагогической идеей в последние годы является «Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка». Генрих Гейне однажды сказал: «Я не знаю большей красоты, чем здоровье». И в самом деле, здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной  эмоциональной  двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья.

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Необходимость применения зоровьесберегающих технологий на каждом уроке английского языка продиктована, прежде всего, ухудшением физического и психического здоровья детей. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности.

Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

2. Концептуальность.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых использую элементы здоровьесберегающих технологий на уроках. Прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей.

Игра - одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие: -Игра- пантомима:

  • При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

- При изучении темы ‘’ Мой распорядок дня’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

На уроках использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

3. Теоретической базой опыта явились работы, представленные в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: работы М.В.Антроповой, М.Т.Матюшонок, М.М.Безруких, Г.Н.Сердюковской, требующие не столько медицинского, сколько педагогического осмысления. Большое значение в решении проблем формирования здоровой личности имеет работа А.А.Дубровского «Лечебная педагогика». Сравнительно недавно российские ученые Н.М.Амосов, И.В.Чупаха, Н.К.Смирнов, Н.В Сократов, В.И. Ковалько, Ш. А. Амонашвили, в своих монографиях, учебных пособиях обратились к теме здоровья учащихся и формирования здорового образа жизни. Ученые нашей республики не находятся в стороне от данной проблемы. В 2000г. в Саранске вышел сборник «Формирование здорового образа жизни у школьников и молодежи», интересно и познавательно пособие «Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона» под редакцией Михаила Александровича Якунчева и Степана Павловича Голышенкова, где отражается система формирования здоровья школьников с учетом национально-региональных особенностей.

4. Ведущая педагогическая идея – создать среду, максимально поддерживающую сохранение и развитие физического и психического здоровья учащихся, формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, развитие ученика как личности (его социализация).

 Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей.
5. Оптимальность и эффективность средств

 Используя элементы здоровьесберегающих технологий, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы, и все это непременно чередовалось с элементами здоровьесберегающих технологий. Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, проверочные работы. Мои ученики уже умеют осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

 Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):

 

Опыт работы показывает, что здоровьесберегающие технологии способствуют повышению мотивации к обучению, росту эффективности учебно-воспитательного процесса. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет повысить качество знаний. Кроме того, у детей отмечается рост мотивации к обучению, в классе благоприятный эмоционально-психологический климат. Большинство детей занимаются в спортивных кружках и секциях. 

Использование здоровьесберегающих технологий дает стабильные результаты. Среди причин позитивного отношения к предмету английский язык  учащиеся отмечают отсутствие усталости к концу урока, эмоциональный комфорт на уроке, постоянную поддержку со стороны учителя.  Дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

 

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

 

-участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно- практических конференциях

Всероссийский молодежный чемпионат по английскому языку

Год

Ф.И.О. учащегося

Класс

  Место в районе

2010-2011

Акимова Юлия

6

1

Суняева Анастасия

5

1

Мамаева Яна

6

2

Еремина Ирина

5

2

2011-2012

Першкина Мария

7

1

Еремина Надежда

7

2

Миганов Ждан

6

2

British Bulldog

2010-2011




Акимова Юлия

6

1

Еремина Ирина

5

1

Миганов Ждан

5

1

Дюжева Анжелика

6

2

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»










2011-2012

Акимова Юлия

7

1




2012-2013

Акимова Юлия

8

1

7. Возможность тиражирования:

 В целях обмена опытом с коллегами, провожу открытые уроки, выступаю на семинарах; заседаниях методических объединений учителей школы. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий играет важную роль в системе образования.

 Таким образом, основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

Повышение познавательной активности, привитие интереса к предмету – важные задачи, которые стремиться решить каждый учитель, работающий по принципу К.Д.Ушинского «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни».