Главная страница

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия



Скачать 101.59 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Дата24.08.2016
Размер101.59 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

города Волжского

Современные педагогические технологии

как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
Патрина Елена Геннадьевна

Город Волжский Волгоградская область

МОУ гимназия города Волжского Волгоградской области

patrinaelena@mail.ru

89608807176


Все мы хотим преподавать интересно, по-новому. Думаю, что каждый должен искать и пробовать свои пути. Школа должна быть школой радости, получения знания с удовольствием. Многие учатся без интереса, скучают на уроках, однако у каждого учителя в процессе работы вырабатываются определенные принципы, опираясь на которые учитель выстраивает свое образовательное пространство.

А поскольку в сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно на смену традиционным методам пришли современные образовательные технологии, которые интегрирует в психолого-педагогической науке в компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках, так называемых ЗУНах. Применение современных образовательных технологий могут играть разную роль: так , например, одни позволяют формировать в обучающихся внутреннюю мотивацию( познавательный интерес), а другие – социально адаптироваться в школьной среде, проявлять свои способности за пределами урока., развиваться как личность , обладающая активной жизненной позицией. Решением поставленных целей и задач могут, служить различные методы, описанные в педагогических технологиях. А именно: Метод изучения теоретического материала блоками- модулями путем трансформации целеполагания , алгоритмизации процесса, дифференциации

и индивидуализации работы обучающихся , организации занятия в режиме координирования и консультирования. (Технология модульного обучения). Новое, как нам хорошо известно, это забытое старое. А потому построение проблемно-эвристического урока

и конструирования учебных проблем актуально и в нашем современном мире.

(технология модульного обучения и проблемного обучения)

Метод, формирующий навыки работы с информацией в процессе чтения и письма., направленный на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие( технология развития критического мышления_)

Метод, позволяющий анализировать и систематизировать разные физические процессы, подчиняющиеся одним и тем же законам, а также обобщения материала по интеллект- картам( технология укрупнения дидактических единиц и технология интеллект- карт)

Метод, способствующий активизировать педагога , вовлечь его в процесс обучения, превратить педагога в творческого соучастника данного процесса.

( технология тьюторского сопровождения)

Я позволю себе вспомнить некоторые базовые знания об этих технологиях. Ведь знание сути самой технологии определяет ее роль в нашей педагогической практике и умение грамотно ее применить. Так, например ,технология конструирования учебных проблем, в основе которой лежит информационно- познавательное противоречие(ИПП), результатом которой является новая информация, являющая предметом и целью изучения в данный момент времени. Например,7 класс

1-я .В результате чего происходит изменение скорости тела (величины и направления) (действия на него другого тела.)

2-я (противоречие). Движение автомобиля после выключения двигателя. Отсутствие действия тела.

3- я (ИПП) Движение по инерции.

11 класс

1-я Электродинамика Максвелла приводит к выводу , согласно которому нагретое тело, непрерывно теряя энергию в следствие излучения электромагнитных волн, должно охладится до абсолютного нуля.

2-я Однако опыт показывает, что ничего в действительности не происходит. Нагретое тело не расходует всю энергию на излучение электромагнитных волн.

3-я ( ИПП)Гипотеза Планка ( атомы испускают электромагнитную энергию отдельными порциями- квантами
Даже в Басне Крылова « Лебедь, рак и щука» можно найти проблему!

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

О какой силе идет речь?
Следующая технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. (через чтение и письмо). Это технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [1] В технологии КМ выделяются три стадии, задачи которых следующие которые мы часто используем на уроках: вызов, осмысление и рефлексия. И как не порадоксально, но ничего нового здесь нет. Этапы данной технологии дублируют основные этапы традиционного урока, но свежесть взгляда позволяет сделать урок более современным. Приемы, которыми учитель может наиболее часто пользоваться на уроках просты, но эффективны. Читая текст в учебнике, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами -маркировка текста:. «V» – знаю, «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» –затрудняюсь ответить. толстые и тонкие вопросы по ходу чтения Тонкие: опросы уровня усвоения А: Что такое? Толстые: В чем связь , чем отличаются. На стадии осмысления возможно совместное написание клайстера или ромашки Блума, а на стадии рефлексии написание синквейна.

Как часто, мы порой одно и тоже, говорим на разных языках .Следующая технология , позволяет нам услышать друг друга и понять . Это технология укрупнения дидактических единиц, суть которой заключается в том, что знания предъявляются ученику крупным блоком, во всей системе внутренних и внешних связей, с последующей детализацией. При этом укрупнённая дидактическая единица определяется именно наличием связей — взаимно обратных мыслительных операций, комплекса взаимно обратных, аналогичных, деформированных, трансформированных. Так например, сравнивать величины и законы в гравитационном поле и в поле электростатическом , подчиняющие аналогичным законам; сравнивать механические колебания и электромагнитные колебания ,подчиняющиеся одному и тому же закону: закону гармонических колебаний.

Технология, которая позволит вам планировать или выбирать маршрут и даст вам знать, куда вы направляетесь и где уже были; собирает воедино большое количество данных и хранит их в одном месте, способствует решению проблемы, позволяя вам увидеть новые пути и творческие подходы; на нее приятно смотреть, читать, размышлять и запоминать - это технология построения радиального мышления, в основе которой лежит построение интеллект –карт. Впервые теория интеллект – карт, т.е. «Mind Maps» была представлена миру весной 1974 года после публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой». Вот как он описывает данный метод". .мысленная карта строится на основании центрального слова или концепции, вокруг которых располагаются от 5 до 10 главных идей, имеющих к нему отношение. Каждое из этих дочерних слов опять-таки окружается 5-10 главными идеями." [2]

В основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ.Интеллект –карты это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию в виде схем. Его можно применять как на этапе и изучения нового материала, так и на этапе обобщения и систематизации знаний, а также использовать в виде опорного конспекта ( не линейного, а более развернутого)

Но в педагогике есть технологии, которые позволяют не только получать знания, но и в процессе выполнения учебного задания учиться взаимодействовать между собой в социуме. Это технологии группового обучения. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения. В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию группового обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве и метод проектов.

Особенно сейчас, когда вся страна начинает переходить на федеральный образовательный стандарт второго поколения, в котором ключевым звеном является формирование у обучающихся универсальных учебных действий( УУД), метод проектов способствует развитию компетентностной личности ,способной применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности .Для решения данной задачи я как учитель, внедряю в жизнь проект, лично разработанный , « Ливни знаний».

Краткое описание проекта .

Цель проекта: Формирование у обучающихся обобщенного понимания изучаемых явлений, развитие экспериментальных и исследовательских умений.

Задачи проекта :

1. Научиться формулировать проблему

2. Научиться самостоятельно добывать и обрабатывать информацию

3. Научиться моделировать физические эксперименты

4. Научиться анализировать и делать выводы из собственных наблюдений

5. Научиться работать в группе

Паспорт данного проекта

По характеру доминирующей в проекте деятельности: Исследовательский проект

Исследовательский проект обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. использование методов современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

По количеству участников проекта: - 3-4 человека

По предметно-содержательной области :

• внутрипредметный, в рамках одной области знаний

• межпредметный проект, на стыке различных областей

По характеру координации проекта : с непосредственной координацией гибкой

По характеру контактов: Участники проекта: одной школы, класса;

По продолжительности проекта: длительный -2-3 месяца

Вид проекта : научный и образовательный( н ,о)

Но, ни для кого не секрет, что физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования. Широкое использование фронтальных лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.

Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях. Таким образом, эффективной образовательной технологией может также служить и фронтальный эксперимент, основные функции которого обеспечивать в соответствии с научным методом познания наблюдение явлений, формирование понятий, измерение физических величин установление функциональных зависимостей, исследование процессов, экспериментальную проверку физических законов, гипотез и теоретических выводов. Таким образом, имея в арсенале необходимые приборы и материалы, проводить проблемные эксперименты, направленные на достижение поставленных целей и задач.

Но это знакомство не может ограничиваться лишь уроком, необходимо выполнение домашних практических работ, играющих важную роль в формировании научной картины мира обучающихся. Домащние практические работы могут вовлечь обучающегося в проектно-исследовательскую деятельность, которая в дальнейшем может стать не только инструментом для самостоятельного изучения физических явлений, а также фундаментом для формирования компетентностей личности . А она осуществляется по схеме «компетенция – деятельность – компетентность», а компетентность определяется как «знание в действии», проявляющаяся в способности применять усвоенные знания и навыки для достижения эффективного результата деятельности [3]

Таким образом вовлекая в экспериментальную деятельность обучающихся , учитель тем самым готовит прочный фундамент для проектно- исследовательской деятельности, которая так же может стать достаточно эффективной образовательной технологией.

Любой проект, в зависимости то его вида, направлен на формирование у обучающихся

обобщенного понимания изучаемых явлений, развитие экспериментальных и

исследовательских умений. В процессе работы над проектом у обучающихся формируются такие умения, как умение формулировать проблему, умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, умение моделировать физические эксперименты анализировать и делать выводы из собственных наблюдений, умение работать в группе.

Таким образом, современенные тенденции в образовании для учителя являются инструментом преподавания, а для ученика – окном в новый и занимательный мир, где ключевым звеном является познавательный интерес. А он ,как внутренний мотив, оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и других сторон сознания человека, способствует более свободному приобщению личности к общественным ценностям, находясь в основании творческой деятельности, он стимулирует выбор личных ценностей, и создает благоприятные условия для развития активности и самостоятельности обучающихся, нейтрализуя равнодушие и инертность.
Использованная литература:
1. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.

2 .Тони и Барри Бьюзен из книги «Супермышление»

3 .журнал "Практика образования" №2 за 2008 г. Автор: Асмолов А. Г.