Главная страница


Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных а о в корнях -раст-/-ращ-/-рос-"



НазваниеУрок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных а о в корнях -раст-/-ращ-/-рос-"
Дата18.04.2016
Размер82.2 Kb.
ТипУрок

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

(Урок разработала: Горяинова Елена Степановна - учитель русского языка и литературы)

Цели:

  1. узнать правило написания гласных а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос- ;

  2. научиться находить и правильно писать слова с этими корнями;

  3. развить образное и логическое мышление, лексикографическую компетентность;

  4. формировать эстетический вкус учащихся, чувство гордости за богатство природных ресурсов Северного Кавказа.

Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык. 5 класс.” под ред. С.И.Львовой и В.В.Львова; у учителя – презентация, раздаточный материал, Красная книга Ставропольского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных/ Н.С.Панасенко (отв. ред.). – Ставрополь: Полиграфсервис, 2002. Т.1: Растения / А.Л.Иванов (отв. ред.)

Ход урока

I. Орг. момент.
II. Мобилизирующий этап.
Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа. Теперь обратите внимание на доску. Вы видите ряды слов. Найдите признак, объединяющий слова каждой группы:

1) Уд..вить, выд..рнуть, сохр..нить; Что объединяет слова первого ряда? (Безударная гласная в корне слова.) Записали, подобрав однокоренные слова и обозначив орфограмму. ( Действуем по алгоритму: что пишу? Где пишу? Почему пишу?

2) Д..ван, к..стюм, прав…льный А что объединяет слова второй группы? (Непроверяемая гласная в корне слова.) В случае затруднения, что поможет нам правильно написать слова с непроверяемой гласной? (Орфографический словарь.) Записали слова, обозначили орфограмму. С этими орфограммами вы познакомились в начальной школе.

3) Перел...жить, изл…гать, подр…сти, выр…сли, выр…щенный

А что вы можете сказать о словах третьего ряда? ( В корне этих слов находится чередующаяся гласная.) Написание всех ли слов, находящихся в этом ряду, вам известно? Записали слова представленные в этом ряду. В словах с неизученной орфограммой оставьте пропуски. Какие гласные чередуются в оставшихся словах? А в какой морфеме? (Учитель выделяет корни в словах с неизученной орфограммой, ученики помогают.)

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Чередование гласных а-о в корнях –раст-, -ращ- , -рос-.) (СЛАЙД №2)

Возьмите зеленую пасту, запишите тему урока.

Какие цели при изучении данной темы вы бы перед собой поставили?

Сформулируйте цель сегодняшнего урока, продолжив предложения.

(СЛАЙД №3) 1) Узнать правило написания гласных А,О в корнях –

раст-, -ращ-, -рос-.

2) Научиться находить и правильно писать слова с этими корнями.
III. Изучение нового материала.
Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на слайде.

(СЛАЙД №4 ) Расти, выращивать, поросль.

От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях.

(СЛАЙД №5 ) Какие гласные чередуются? Когда пишется А, когда О.

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на стр.170. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность?

Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):

(СЛАЙД №6 ) О напишем в корне –рос-:

Вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда –

В -раст- и -ращ- напишем А.

Откройте тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:
(СЛАЙД № 7) РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ.

(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)
Со всеми ли словами вы ранее встречались, лексическое значение всех ли слов вам известно?

Где мы можем узнать значение неизвестного нам слова? Вы еще в начальной школе научились пользоваться словарем в традиционной, печатной, форме. Но существуют и электронные словари, со словарной статьей которого я вас сейчас познакомлю.

(СЛАЙД № 8)

ОТРАСЛЬ, -и, ж. Отдельная область деятельности, науки, производства. Новая отрасль промышленности. // прил. отраслевой, -ая, -ое.
Теперь вернемся к словам, написание которых нас затруднило в начале урока. Какие гласные, зная правило, мы напишем в этих словах?

Какая цель стояла перед нами на данном этапе урока? Скажите, достигли ли поставленной цели?

Теперь приступим к достижению второй цели нашего урока. Напомните, в чем она заключается? Выработать этот навык вам поможет следующее задание.
IV. Закрепление.
Запишите словосочетания и обозначьте в словах изучаемую орфограмму. Обратите внимание на правильность обозначения орфограммы. Работаем по алгоритму, в случае затруднения можете обратиться к уже составленной нами схеме, она представлена на слайде. (СЛАЙД №9 )

Расти крепким, вырос смелым и честным, быстро подрастала, школьный возраст, выращенный сад, цветущий росток, заросли шиповника, красивые водоросли, растительность нашей местности, выросли в пустыне, молодая поросль.
ФИЗМИНУТКА!!!

Продолжаем работу.
(СЛАЙД №10) Ребята, прочитайте предложения, представленные на слайде. Скажите, что это за предложения? Как иначе мы можем их назвать? (Пословицы). В каком разделе литературы изучаются пословицы? В пословицах заключена мудрость народа. Скажите, чему учат нас эти пословицы?

Мал родился, а вырос – пригодился.

Человек не грибок, в день не растет.

На родном месте и камень мхом не обрастет.

Не беречь поросли – не видать дерева.

Запишите любые две пословицы, обозначив изучаемую орфограмму. (Проговорить устно условия выбора о-а на месте пропусков.)
(СЛАЙД №11) Исчезающие виды растений.

Посмотрите на слайд, на нем представлено одно из исчезающих растений, а знаете ли вы что-нибудь о нем? Тогда давайте обратимся к материалу представленному на листах. Чтение текста.
Морозник кавказский – многолетнее травянистое растение. Произрастает на Кавказе. Русское название морозник, зимовник связано с тем, что цветок появляется ранней весной, еще при заморозках. Ростки этого растения используют в лекарственных целях. В медицине препараты на основе экстракта морозника помогают при лечении сердечных заболеваний. В последнее время популяция этого растения резко уменьшилась. Морозник значится в списках Красной книги как растение, нуждающееся в охране.

Оказывается, это растение произрастает у нас на Кавказе и нуждается в охране.

В тексте встречаются слова с орфограммой, которую мы изучаем. Назовите эти слова. Какую гласную будете писать в корне слова?

(СЛАЙД №12)

А это что за цветок? Что вы знаете о нем? Следующий текст поможет вам получить более подробную информацию о подснежнике. Но в тексте пропущены некоторые слова, и прочитать его вы сможете только после того, как вставите на место пропусков подходящие по смыслу слова.

Запишите полученный текст.
Подснежник узколистный произрастает в лесах нижнего и среднего поясов гор на рыхлой почве. Ростки этого цветка пробиваются сквозь почву ранней весной. Неорганизованный туризм и хищнический сбор в пору цветения подснежника, как высокодекоративного и лекарственного растения, приводит к гибели и его исчезновению. В 1974 году внесен в список охраняемых. Встречается на территории горы Машук. В Пятигорске дико растет в небольшом количестве. Растение выращивается в ботанических садах. Сбор его запрещен.
Прочитайте, что у вас получилось. Ответьте, почему нужно беречь природу? Что произойдет, если мы не будем бережно относиться к растениям?

А знаете ли вы, в какой книге собраны сведения об исчезающих видах растений и животных? (Показать книгу, обратить внимание, что это Красная книга Ставропольского края.) Поближе познакомиться с содержанием книги вы можете в нашем библиотечно-информационном центре.

Я думаю, что мы справились со второй поставленной целью, и вы теперь умеете применять изученное правило на практике.

Теперь проверим, насколько успешно вы усвоили новый материал. В этом нам поможет небольшая проверочная работа.
V. Проверка усвоенного.

Перед вами листы с заданиями, выполнение которых поможет мне и вам выяснить, насколько хорошо вы усвоили эту тему. Подпишите их. А теперь познакомимся с заданием.

В первом задании вам необходимо найти слово, которое не отвечает тому правилу, которое позволило их объединить. Во втором задании необходимо найти ряд слов, в корне которых писалась бы буква А или О. В третьем задании необходимо обозначить букву, которая соответствует ряду, где находятся слова с чередованием в корне. Правильным может быть только один вариант ответа, который вы обведете в кружок, что будет свидетельствовать о вашем выборе. Исправления в работе не допускаются. У вас есть 5 минут на выполнение этого задания.

Время вышло, проверим правильность выполнения вами этого задания. Рядом с правильным ответом поставьте +, если же допущена ошибка -.
(СЛАЙД №13) Ответы

А теперь поставьте себе оценку, если вы не допустили ни одной ошибки, это означает, что вы справились с работой отлично и достигли поставленной цели, если вы допустили одну ошибку, то справились с заданием хорошо, если две ошибки, удовлетворительно, это означает что еще придется поработать с этим правилом, чтобы достичь лучших результатов.

Поставили себе оценку, передали листочки на первую парту. Эти оценки будут выставлены мною в журнал.
VI. Подведение итогов.

Подведем итоги нашего урока. Какую тему мы сегодня изучили? От чего зависит выбор гласной в корне слова? Расскажите правило, которым вы будете пользоваться при написании слов с данной орфограммой. Молодцы.
IV. Домашнее задание.

Теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 84, упражнение 441. В этом упражнении необходимо обозначить корни с чередующимися гласными, графически объяснить свой выбор.

Материалы к уроку

ТЕКСТ № 1
Морозник кавказский – многолетнее травянистое р…стение. Произр…стает на Кавказе. Русское название морозник, зимовник связано с тем, что цветок появляется ранней весной, еще при заморозках. Р…стки этого р…стения используют в лекарственных целях. В медицине препараты на основе экстракта морозника помогают при лечении сердечных заболеваний. В последнее время популяция этого р…стения резко уменьшилась. Морозник значится в списках Красной книги как р…стение, нуждающееся в охране.


ТЕКСТ № 2
Подснежник узколистный ____________ в лесах нижнего и среднего поясов гор на рыхлой почве. ___________ этого цветка пробиваются сквозь почву ранней весной. Неорганизованный туризм и хищнический сбор в пору цветения подснежника, как высокодекоративного и лекарственного _____________ , приводит к гибели и его исчезновению. В 1974 году внесен в список охраняемых. Встречается на территории горы Машук. В Пятигорске дико ____________ в небольшом количестве. Растение _____________ в ботанических садах. Сбор его запрещен.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: произр…стает, р…стения, р…стки, р…стет, выр…щивается.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ВАРИАНТ 1
1. Найдите третье лишнее:

а) отр…сль;

б) р..сток;

в) Р…стов.
2. В каком ряду во всех словах пишется буква А :

а)распол..жить, предл…гать;

б) предл..жение, выр..щивать;

в) выр..сти, р…стительность.
3. В каком ряду находятся слова с чередованием гласных:

а) защ…щать, сож…ление, хр…брец;

б) сл…гаемое, изл…гать, выр..стить;

в) м…нута, к…м…ндир, г…рд…роб.

ВАРИАНТ 2
1. Найдите третье лишнее:

а) выр…щивать;

б) возр…ст;

в) пор…сль.

2. В каком ряду во всех словах пишется буква О :

а) ср…слись, прил..жить;

б) р…сти, отр..сль;

в) р…сток, изл…гать.
3. В каком ряду находятся слова с чередованием гласных:

а) уд…вить, укр…шать, изв…ните;

б) изл…жение, возр…ст, пор…сль;

в) в…гон, р…мень, с…лют.