Главная страница

Урок № Российская империя на рубеже XVIII xix вв Цели урока



НазваниеУрок № Российская империя на рубеже XVIII xix вв Цели урока
страница3/7
Дата08.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6   7

УРОК № 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского


Цели урока:

Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи

Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, ч/п

Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1811 гг»

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах

Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

  1. Изучение нового материала.

СООБЩЕНИЕ ученика о личности М. Сперанского

М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований.

Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость су­дебной власти, ответственность исполнительной власти перед законо­дательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разде­ление состояний людей» по уровню гражданских и политических прав.

Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы.

Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Спе­ранский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губерна­торских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны.

М.М. СПЕРАНСКИЙ

«Один из профессоров Петербургского университета, проходя од­нажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга про­водил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и гряз­ной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рожде­ния, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».

М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос сла­бым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверст­ников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без раз­бора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семина­рии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Спе­ранский становится секретарем князя Алексея Борисовича Кура­кина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действи­тельным статским советником, что соответствовало воинскому зва­нию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам госу­дарства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государ­ственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преоб­разования государственного устройства. Положил начало преобра­зования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Алек­сандр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к вы­полнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александ­ра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Неглас­ный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках.

Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона после­дний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российс­кому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь коро­левство?»

По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. под­писал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чинов­ники, которые имели свидетельства об успешном окончании одно­го из российских университетов или выдержали экзам ены по спе­циальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская ис­тория, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России.

В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влия­тельным сановником в государстве. К нему обращались с просьба­ми даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.

Сперанский стал государственным секретарем, а председатель­ствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могу­щий Сперанский, главный секретарь империи и фактически глав­ный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге.

Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался запла­канный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Ми­хайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,, что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».

Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в Рос­сии как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изме­нял России, но изменил лично мне».

1) Реформаторские проекты Сперанского

Пер­вый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правитель­ственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимо­сти осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского рево­люционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы госу­дарственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных зако­нов»

Рассказ учителя о реформах органов государственной власти

• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полно­той власти.

Государственный Совет — совещательный орган, назначае­мый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

• Исполнительная власть принадлежит министерствам.

• Законодательная власть принадлежит представительным со­браниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имею­щими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депута­тов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многосту­пенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представ­ляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.

Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого на­значаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными.
ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)

— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, ме­щане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (кре­постные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

— политические права должны были принадлежать пред­ставителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (глав­ным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере на­копления собственности и капитала перейти во второе сосло­вие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

— избирательное право получали лишь лица, обладав­шие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представи­тели первых двух сословий);



  1. Закрепление.

ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован?, какие предложения Сперанского были претворены в жизнь?

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликви­дации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Госу­дарственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла зако­нов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить пред­ложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его за­конодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Прави­тельствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являю­щийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все су­дебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стрем­ление предоставить крепостным гражданские права вызвали та­кую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперан­ский по поручению императора разрабатывал и проекты экономи­ческих реформ. Они предусматривали ограничение расходов госу­дарства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало но­сить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.

Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанско­го, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Напо­леону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял ре­шение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближа­ющейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.

Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Спе­ранского составили ту основу, на которой в дальнейшем выраба­тывались новые проекты преобразований.

  1. Домашнее задание.§3, вопросы – устно



УРОК № 4. Внешняя политика 1801 – 1812 гг.

Цели урока:

Образовательная: показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы:опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Реформаторская деятельность М.Сперанского»

1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?

2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав

3) Расскажите о реформах Александра I.

А) создание министерств

Б) Государственный Совет

В) Указ о вольных хлебопашцах

Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати

4) Результаты крестьянской политики Александра I

5) Реформы М. Сперанского и их роль в истории России

  1. Изучение нового материала.

1) Основные направления внешней политики России в начале 19 в.

2) Западное направление внешней политики

Сразу по­сле переворота 1801 г. изменилась и внешняя политика России. Павел I незадолго до смерти прервал все отношения с Англией и заключил союз с правителем Франции Наполеоном Бонапартом, который вел войну с коалицией (союзом) европейских государств во главе с Великобританией. Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии.

Одновременно ухудшились отношения с Францией. 5 июня 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию «О взаимной друж­бе», направленную против Бонапарта. Вскоре, после того как На­полеон Бонапарт провозгласил себя в 1804 г. императором Фран­ции, Россия вступила в очередную (третью) антифранцузскую коалицию (1805 г.). Ее союзниками были Великобритания, Австрия и Швеция.

Готовивший высадку десанта в Англии, Наполеон внезапно перебросил свои основ­ные силы в Центральную Европу. Здесь французы вначале разгромили австрийские войска в сражении под Ульмом и заняли Вену, а затем под командованием самого Наполеона нанесли поражение австро-рус­ской армии (в которой находились россий­ский и австрийский императоры) под Аус­терлицем (20 ноября 1805 г.). Россия поте­ряла почти 15 тыс. своих солдат и офице­ров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась.

1804 г. - III Коалиция

Англия, Россия, Австрия, Швеция,

Неаполитанское королевство

Против агрессии Франции в Европе






Разгром коалиции в битве при Аустерлице в декабре 1805 г.


В 1806 г. война в Европе вспыхну­ла с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коали­ция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. Ответом Напо­леона стало объявление в 1806 г. Англии «континентальной блока­ды» — запрета на всякие связи между ней и странами Европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. Боевые действия коалиции против Наполеона были неудачными для нее и на этот раз.

В немалой степени военным поражениям способствовало то, что Россия вела войну на трех фронтах. С 1804 г. она была вы­нуждена иметь значительные силы на Восточном Кавказе для борьбы с Ираном. А в декабре 1806 г. Наполеону удалось подтолк­нуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не толь­ко поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. Русский флот под командовани­ем адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях.

После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к гра­ницам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с нена­вистным ему Наполеоном, который сам предложил начать перего­воры.


1806 г. - IV Коалиция

Пруссия, Англия, Швеция, Россия



Против агрессии Франции в Европе



Поражение коалиции под Фридландом в июне 1807 г.
Тильзитский мир России с Францией в 1807 г.

    • Россия присоединялась к континентальной блокаде против Англии

    • Создание герцогства Варшавского под властью Наполеона

    • Заключен «Вечный сою» между Россией и Францией. Враги Франции объявлялись врагами России


1808 – 1809 гг. – Русско-шведская война. Россия получила Финляндию

Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Встреча императоров Александра I и Наполеона I проходила 25 июня 1807 г. на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключала с Францией союз и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс. Пока же Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Ве­ликобритании. Пруссия по просьбе Александра сохраняла фор­мальную самостоятельность, но фактически превращалась в зави­симое от Франции государство. Из части прусской, а затем и авст­рийской территории Наполеон создал полностью зависимое от себя Варшавское герцогство. Секретные статьи договора предо­ставляли России свободу действий против Турции и Ирана, а так­же против Швеции.

Несмотря на ряд пунктов договора, благоприятных для России, условия Тильзитского мира более всего устраивали Наполеона. Французское господство в Европе укрепилось. Присоединение Александра к «континентальной блокаде» больно ударило не толь­ко по Англии, но и по самой России, понесшей большой экономи­ческий ущерб. Поощрение Наполеоном войны России против Шве­ции выводило из строя еще одного его противника.

Резкий поворот во внешней политике привел нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Большинство членов «Негласного комитета» после этого вышли в отставку и даже выехали из России. В Петербурге ползли слухи о возможности очередного дворцового переворота в пользу сестры императора Екатерины Павловны. Все это делало подписанный мир непрочным.

Правда, секретные договоренности в Тильзите открывали для Александра возможности расширения границ империи за счет со­седних стран и благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России.

Война со Швецией 1808—1809 гг. Военные действия начались 9 февраля 1808 г. Русские войска в течение месяца овладели всей южной и средней Финляндией и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генера­ла П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для по­следующего наступления на Стокгольм.

Поражение Швеции привело к свержению там короля и прось­бам о прекращении войны. Однако Александр не пошел на мир.

Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе законов, действовавших в этой стране при шведах.

Лишь после этого начались переговоры о мире со Швецией. Согласно подписанному 5 сентября 1809 г. мирному договору, Рос­сии передавалась вся территория Финляндии, Швеция присоединя­лась к «континентальной блокаде».

3) Восточное направление

1801 г. – в состав России добровольно вошла восточная Грузия

1803 – 1804 гг. – вся остальная часть Грузии

ЗАКАВКАЗЬЕ стало местом пересечения интересов России, Ирана и Турции

1804 – 1813 гг. – Русско-иранская война

1813 г. – Гюлистанский мир

  • К России отходила большая часть Азербайджана

  • Иран признал включение Грузии в состав России

  • Россия получила право держать военные суда в Каспийском море

Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Рус­скую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудо-вич. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Ерева­на) в 1808 г. командующим 5ыл назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал еще несколько побед.

В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, кото­рый, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили ее в бег­ство, после чего заняли Аркенан и Ленкорань. Эти победы решили ис­ход войны в пользу России. 24 октября 1813 г. был подписан Гю-листанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мтшгрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России.

1806 – 1812 г. – Русско-турецкая война

1812 г. – Бухарестский мир

  • К России отходила Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа (Сухуми)

Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой вой­ны (1806—1807 гг.) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тиль­зитского мира русской армии не удалось сразу изменить положе­ние. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокоман­дующим русскими войсками М. И. Кутузова. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника пе­рейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от ту­рецкого владычества и присоединена к России; Турция также обе­щала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы На­полеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну на­кануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны.


  1. Закрепление.

С. 15 – вопрос 2 – письменно

Дайте общую оценку Тильзитским соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем — отрицательные?

  1. Домашнее задание.

§ 2. письменно - Причины разрыва русско-французского союза к 1812 г.

1   2   3   4   5   6   7