УРОК № 3. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского Цели урока:
Образовательная: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации, определить последствия принятых по его предложениям решений
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, мышление, логику, умение выделять причинно-следственные связи
Воспитательная: воспитывать интерес у истории, веру в собственные силы и возможности человека проявить себя
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные, ч/п
Формы работы: сообщения, рассказ учителя, работа с документами
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1811 гг»
1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?
2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав
3) Расскажите о реформах Александра I.
А) создание министерств
Б) Государственный Совет
В) Указ о вольных хлебопашцах
Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати
4) Результаты крестьянской политики Александра I
Изучение нового материала.
СООБЩЕНИЕ ученика о личности М. Сперанского
М.М. Сперанский (1772—1839) — государственный деятель, ставший графом под конец своей жизни в 1839 г. Сын сельского священника, быстро возвысился благодаря своим способностям и трудолюбию. В 1807 г. стал Государственным секретарем России, составил план государственных преобразований.
Суть предложенных М.М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти перед законодательной; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырех уровнях: империя, губерния, уезд, волость; «разделение состояний людей» по уровню гражданских и политических прав.
Осуществлено: создан Государственный совет; улучшена работа министерств; укреплены финансы.
Из-за жесткого сопротивления дворянства реформам М.М. Сперанский был отправлен в отставку в 1812 г. С 1815 г. — на губернаторских должностях. Возвращен в Петербург в 1821 г. С 1826 г. — руководитель работ по кодификации законов и составлению свода законов Российской империи. Николаем I за эту работу награжден орденом Андрея Первозванного — высшей наградой страны.
М.М. СПЕРАНСКИЙ
«Один из профессоров Петербургского университета, проходя однажды мимодома М.М. Сперанского, зашел к нему в гости. Слуга проводил визитера в какую-то каморку, где он застал хозяина, стелившего постель на простой лавке. Постель состояла из овчинного тулупа и грязной подушки. «Помилуй, что это значит?» — воскликнул изумленный посетитель. Сперанский спокойно ответил: «Ныне день моего рождения, и я всегда провожу ночь таким образом, чтобы напомнить себе и свое происхождение, и все старое время с его нуждою».
М.М. Сперанский родился во Владимирской губернии в деревне Черкутино в семье бедного сельского священника. Михайло рос слабым ребенком, избегал шумных, подвижных игр деревенских сверстников, любил одиночество, часами слушал рассказы своего слепого деда Василия. Рано научившись читать, мальчик проглатывал без разбора все попадавшиеся ему книги. На восьмом году жизни Михайло покинул отцовский дом, отлично учился во Владимирской семинарии, а затем блестяще окончил Санкт-Петербургскую семинарию, считавшуюся академией. Он был оставлен преподавателем этого известного учебного заведения. В 1796-м году 24-летний М.М. Сперанский становится секретарем князя Алексея Борисовича Куракина. После назначения князя генерал-прокурором в феврале 1797 г. зачислен в штат титулярным советником. За четыре тода прошел путь в табеле о рангах с 9 разряда в 4-й, став летом 1801 г. действительным статским советником, что соответствовало воинскому званию генерал-майора. 19 марта 1801 г. назначен статс-секретарем при Дмитрии Петровиче Трощинском — госсекретаре императора. 9 июля 1801 г. стал действительным тайным советником — 2-й разряд табели о рангах, дававшийся высшим чиновникам государства. С 8 сентября 1801 г. — руководитель экспедиции государственного благоустройства МВД России. Готовил проекты преобразования государственного устройства. Положил начало преобразования старого русского делового языка в новый. Сперанский на заседаниях Негласного комитета не присутствовал, все поручения получал от Кочубея, своего непосредственного начальника. Александр обратил внимание на статс-секретаря министра внутренних дел и давал ему свои задания. Со многими взглядами молодого чиновника царь был согласен и все больше привлекал его к выполнению личных поручений. 19 октября 1807 г. указом Александра уволен из МВД с сохранением звания статс-секретаря. Негласный комитет фактически распался. Сперанский стал советником царя, сопровождавшим его во всех поездках.
Во время встречи в Эрфурте Александра и Наполеона последний, восхищенный М.М. Сперанским, шутя предложил российскому императору: «Какого человека имеете вы при себе! Не угодно ли, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»
По предложению Сперанского император 6 августа 1809 г. подписал указ о новых правилах производства в чины по гражданской службе. Чин коллежского асессора могли получить только те чиновники, которые имели свидетельства об успешном окончании одного из российских университетов или выдержали экзам ены по специальной программе: русский и иностранный язык, естественное, римское, гражданское и уголовное право, всеобщая и русская история, экономия, арифметика, геометрия, физика, география и статистика России.
В течение трех лет (1808—1811) Сперанский был самым влиятельным сановником в государстве. К нему обращались с просьбами даже члены царской фамилии. 1 января 1810 г. Александр I по предложению Сперанского учредил Государственный совет.
Сперанский стал государственным секретарем, а председательствовал на заседаниях Госсовета сам император. «Великий и могущий Сперанский, главный секретарь империи и фактически главный министр», — писал о нем граф Жозеф де Местр, посланник Сардинского короля в Петербурге.
Воскресным днем 17 марта 1812 г. государь вызвал Сперанского к себе. Два часа продолжалась аудиенция. Когда бледный и взволнованный Сперанский вышел из кабинета, за Ним показался заплаканный царь, произнесший фразу: «Еще раз прощай, Михайло Михайлович». Сперанский был отстранен от всех дел и отправлен в ссылку в Нижний Новгород. На другой день царь говорил князю А.И. Головину: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, наверно, кричал бы и жаловался,, что тебе больно: у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».
Весть об опале Сперанского была с восторгом воспринята в России как первая победа над императором французов. Впоследствии Александр 1 так высказался о Сперанском: «Он никогда не изменял России, но изменил лично мне».
1) Реформаторские проекты Сперанского
Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов»
Рассказ учителя о реформах органов государственной власти
• Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
• Государственный Совет — совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти. Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;
• Исполнительная власть принадлежит министерствам.
• Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней. Волостная дума избирается лицами, имеющими право голоса, и решает вопросы местного значения. Она избирает депутатов в окружную думу, а та — в губернскую. Депутатов Государственной думы избирают губернские думы из числа своих членов. Таким образом, выборы предполагались многоступенчатые. Государственная дума должна была обсуждать представляемые ей Сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
• Судебная власть принадлежит Сенату, члены которого назначаются императором пожизненно. Нижестоящие суды должны быть выборными. ЗАДАНИЕ: составьте схему Социальной структуры по России по проекту Сперанского (стр. 18 учебника)
— устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);
— политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);
— избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);
Закрепление.
ЗАДАНИЕ: прочитать стр. 18-20. и ответьте на вопрос: Почему проект реформ Сперанского не был реализован?, какие предложения Сперанского были претворены в жизнь?
Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти императора и ликвидации крепостного права.
Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.
1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только их содержание, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов. Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.
В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения страны). Этот проект, однако, так и не был осуществлен.
Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинствдворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия. Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Противодействие реформам в этих условиях стало носить открытый характер. К критике правительства присоединились такие авторитетные люди, как, например, Н. М. Карамзин — один из идеологов консерватизма.
Александр прекрасно понимал, что резкая критика Сперанского, по существу, направлена в его собственный адрес. Сперанского обвиняли даже в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского. Не последнюю роль здесь сыграло намерение императора объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном. В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем — в Пермь.
Несмотря на то что реформы Сперанского не задевали основ феодально-самодержавного строя, практически реализованы они почти так и не были. В то же время реформаторские поиски Сперанского составили ту основу, на которой в дальнейшем вырабатывались новые проекты преобразований.
Домашнее задание.§3, вопросы – устно
УРОК № 4. Внешняя политика 1801 – 1812 гг.
Цели урока:
Образовательная: показать международное положение России в начале 19 в., определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны, оценить ее результативность.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение выделять причинно-следственные связи, работать с картой
Воспитательная: воспитывать интерес к истории, чувство патриотизма
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные и ч/п
Формы работы:опрос, рассказ учителя, работа с картой, работа с текстом учебника
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Реформаторская деятельность М.Сперанского»
1) Расскажите о личности Александра. Какими качествами он обладал, какие причины повлияли на формирование этих качеств личности?
2) С какой целью создавался Негласный комитет, охарактеризуйте его состав
3) Расскажите о реформах Александра I.
А) создание министерств
Б) Государственный Совет
В) Указ о вольных хлебопашцах
Г) почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати
4) Результаты крестьянской политики Александра I
5) Реформы М. Сперанского и их роль в истории России
Изучение нового материала.
1) Основные направления внешней политики России в начале 19 в.
2) Западное направление внешней политики
Сразу после переворота 1801 г. изменилась и внешняя политика России. Павел I незадолго до смерти прервал все отношения с Англией и заключил союз с правителем Франции Наполеоном Бонапартом, который вел войну с коалицией (союзом) европейских государств во главе с Великобританией. Александр возобновил торговлю с Англией. Были немедленно отозваны казачьи части, направленные в поход на британские владения в Индии.
Одновременно ухудшились отношения с Францией. 5 июня 1801 г. Россия и Англия заключили конвенцию «О взаимной дружбе», направленную против Бонапарта. Вскоре, после того как Наполеон Бонапарт провозгласил себя в 1804 г. императором Франции, Россия вступила в очередную (третью) антифранцузскую коалицию (1805 г.). Ее союзниками были Великобритания, Австрия и Швеция.
Готовивший высадку десанта в Англии, Наполеон внезапно перебросил свои основные силы в Центральную Европу. Здесь французы вначале разгромили австрийские войска в сражении под Ульмом и заняли Вену, а затем под командованием самого Наполеона нанесли поражение австро-русской армии (в которой находились российский и австрийский императоры) под Аустерлицем (20 ноября 1805 г.). Россия потеряла почти 15 тыс. своих солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, огромные обозы и почти 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась. 1804 г. - III Коалиция
Англия, Россия, Австрия, Швеция,
Неаполитанское королевство
Против агрессии Франции в Европе
Разгром коалиции в битве при Аустерлице в декабре 1805 г.
В 1806 г. война в Европе вспыхнула с новой силой. Была создана четвертая антифранцузская коалиция в составе Англии, России, Пруссии и Швеции. Ответом Наполеона стало объявление в 1806 г. Англии «континентальной блокады» — запрета на всякие связи между ней и странами Европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. Боевые действия коалиции против Наполеона были неудачными для нее и на этот раз.
В немалой степени военным поражениям способствовало то, что Россия вела войну на трех фронтах. С 1804 г. она была вынуждена иметь значительные силы на Восточном Кавказе для борьбы с Ираном. А в декабре 1806 г. Наполеону удалось подтолкнуть к войне с Россией и Турцию, которой были обещаны не только поддержка Франции, но и возвращение утраченного Крыма и Грузии. В 1807 г. русские войска отразили наступление турок на Западном Кавказе и на Балканах. Русский флот под командованием адмирала Д. Н. Сенявина одержал крупные победы в Дарданелльском и Афонском морских сражениях.
После разгрома Пруссии Франция, по существу, вышла к границам России. Александр I понимал, что военные и материальные ресурсы страны истощены. Он был вынужден пойти на мир с ненавистным ему Наполеоном, который сам предложил начать переговоры.
1806 г. - IV Коалиция
Пруссия, Англия, Швеция, Россия
Против агрессии Франции в Европе
Поражение коалиции под Фридландом в июне 1807 г.Тильзитский мир России с Францией в 1807 г. Россия присоединялась к континентальной блокаде против Англии
Создание герцогства Варшавского под властью Наполеона
Заключен «Вечный сою» между Россией и Францией. Враги Франции объявлялись врагами России
1808 – 1809 гг. – Русско-шведская война. Россия получила ФинляндиюТильзитский мир 1807 г. и его последствия. Встреча императоров Александра I и Наполеона I проходила 25 июня 1807 г. на плоту на реке Неман в районе прусского города Тильзита. Она привела к заключению мирного договора между двумя странами. Согласно этому документу, Россия признавала все завоевания Наполеона. Она заключала с Францией союз и обязывалась вступить в войну с Англией в том случае, если та будет проводить прежний курс. Пока же Россия присоединялась к «континентальной блокаде» Великобритании. Пруссия по просьбе Александра сохраняла формальную самостоятельность, но фактически превращалась в зависимое от Франции государство. Из части прусской, а затем и австрийской территории Наполеон создал полностью зависимое от себя Варшавское герцогство. Секретные статьи договора предоставляли России свободу действий против Турции и Ирана, а также против Швеции. Несмотря на ряд пунктов договора, благоприятных для России, условия Тильзитского мира более всего устраивали Наполеона. Французское господство в Европе укрепилось. Присоединение Александра к «континентальной блокаде» больно ударило не только по Англии, но и по самой России, понесшей большой экономический ущерб. Поощрение Наполеоном войны России против Швеции выводило из строя еще одного его противника. Резкий поворот во внешней политике привел нашу страну к международной изоляции, а также к падению авторитета самого Александра. Большинство членов «Негласного комитета» после этого вышли в отставку и даже выехали из России. В Петербурге ползли слухи о возможности очередного дворцового переворота в пользу сестры императора Екатерины Павловны. Все это делало подписанный мир непрочным. Правда, секретные договоренности в Тильзите открывали для Александра возможности расширения границ империи за счет соседних стран и благополучного завершения затянувшейся борьбы с Турцией и Ираном, а также назревавшей войны со Швецией. Эти направления и стали главными во внешней политике России. Война со Швецией 1808—1809 гг. Военные действия начались 9 февраля 1808 г. Русские войска в течение месяца овладели всей южной и средней Финляндией и Аландскими островами. 16 марта 1808 г. император Александр объявил о присоединении Финляндии к России. В марте 1809 г. отряд под руководством генерала М. Б. Барклая де Толли совершил беспримерный переход по льду Балтийского моря и занял город Умео в Швеции, а отряд генерала П. И. Багратиона был направлен на Аландские острова для последующего наступления на Стокгольм. Поражение Швеции привело к свержению там короля и просьбам о прекращении войны. Однако Александр не пошел на мир. Он созвал в городе Борго в Финляндии заседание сейма. Сейм объявил о присоединении Великого княжества Финляндского к России. Княжество получало широкие права самоуправления на основе законов, действовавших в этой стране при шведах. Лишь после этого начались переговоры о мире со Швецией. Согласно подписанному 5 сентября 1809 г. мирному договору, России передавалась вся территория Финляндии, Швеция присоединялась к «континентальной блокаде». 3) Восточное направление1801 г. – в состав России добровольно вошла восточная Грузия 1803 – 1804 гг. – вся остальная часть ГрузииЗАКАВКАЗЬЕ стало местом пересечения интересов России, Ирана и Турции 1804 – 1813 гг. – Русско-иранская война 1813 г. – Гюлистанский мир К России отходила большая часть Азербайджана
Иран признал включение Грузии в состав России
Россия получила право держать военные суда в Каспийском море
Война с Ираном 1804—1813 гг. Эта война началась по инициативе Ирана. Его армия насчитывала 140 тыс. конных воинов и 60 тыс. пехотинцев, однако вооружена и оснащена она была плохо. Русскую кавказскую армию возглавлял вначале генерал И. В. Гудо-вич. В короткий срок его войска сумели покорить Гянджинское, Шекинское, Карабахское, Ширванское, Кубинское и Бакинское ханства. Однако после неудачного штурма города Эривани (Еревана) в 1808 г. командующим 5ыл назначен генерал А. П. Тормасов. Он одержал еще несколько побед. В 1810 г. персы и турки заключили союз против России, который, однако, мало помог им: прежде их били порознь, а теперь — вместе. В 1812 г. русские войска генерала П. С. Котляревского в составе 2 тыс. человек атаковали 10-тысячную армию персов во главе с наследным принцем Аббас-Мирзой и обратили ее в бегство, после чего заняли Аркенан и Ленкорань. Эти победы решили исход войны в пользу России. 24 октября 1813 г. был подписан Гю-листанский мирный договор. Иранский шах признал за Россией территории Грузии, Дагестана, Ширвана, Мтшгрелии, Имеретии, Абхазии и Гурии. Он был вынужден заключить с Россией военный союз и предоставить ей право свободного плавания на Каспии. Итогом войны стало серьезное расширение и укрепление южных рубежей России. 1806 – 1812 г. – Русско-турецкая война 1812 г. – Бухарестский мир К России отходила Бессарабия и часть Черноморского побережья Кавказа (Сухуми)
Русско-турецкая война 1806—1812 гг. На первом этапе этой войны (1806—1807 гг.) Турция воевала против России в союзе с Францией. Война приняла затяжной характер. Даже после Тильзитского мира русской армии не удалось сразу изменить положение. Перелом наступил в 1811 г., после назначения главнокомандующим русскими войсками М. И. Кутузова. Прибыв на Дунай, Кутузов стремительными действиями сумел полностью окружить турецкую армию и вынудить противника перейти к переговорам о мире. В 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, по которому Бессарабия была освобождена от турецкого владычества и присоединена к России; Турция также обещала облегчить положение Сербии. Этот пункт стал отправной точкой в последующем освобождении Сербии. Планы Наполеона — использовать в своих целях русско-турецкую войну накануне планировавшегося им вторжения в Россию — оказались сорваны. Закрепление.
С. 15 – вопрос 2 – письменно Дайте общую оценку Тильзитским соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем — отрицательные? Домашнее задание.
§ 2. письменно - Причины разрыва русско-французского союза к 1812 г.
|