|
Урок № Российская империя на рубеже XVIII xix вв Цели урока
Россия в 1 четверти XIX в. УРОК № 1. Российская империя на рубеже XVIII – XIX вв.. Цели урока:
Образовательная: рассмотреть географическое, экономическое, политическое и социальное положение России вначале 19 в., состав населения, повседневную жизнь и быт сословий.
Развивающая: развивать понятийный аппарат, навыки работы с документами и их интерпретации, навыки по составлению таблиц и схем.
Воспитательная: целеустремленность в получении знаний, убежденность в ценности каждой человеческой личности, независимо от ее социального положения.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: репродуктивные и ч/п
Формы работы: лекция учителя,
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме:
19 в. – век очень важный в истории не только Западной Европы, но и России, это век ее величайших побед и горьких поражений, век, когда на первый план выходят новые течения общественной жизни, правят знаменитейшие правители, творят величайшие писатели и поэты. Мы рассматриваем историю 19 в. до конца года. Необходимое условие – привлечение дополнительной литературы, справочных пособий.
Изучение нового материала.
Территория России.
В начале 19 в. Россия занимала 1/6 часть суши.
К 1850 г. территория достигла 18 млн. км.кв. К российской империи были присоединены: Финляндия - 1809, Царство Польское с Варшавой – 1815, Бессарабия с Кишиневом - 1812, Грузия – 1813, 1828, Северный Кавказ – 1817 – 1864, Киргизские степи восточнее Оренбурга в 1811 г.
Страна делилась на 69 губерний, 3 области: Астраханская, Таврическая, Кавказская.
В среднем в одно губернию входило 10 – 12 уездов.
Выделялись земли – Войска Донского, Войска Черноморского.
ГОРОДА: в начале 19 в. в России насчитывалось 634 города.
Столицы: Санкт-Петербург – 330 тыс. жителей;, Москва – 200 тысяч жителей.
ГОРОДА:
1 класса (от 70 до 30 тыс. жителей) – 5
2 класса (от 30 до 10 тыс. жителей) – 30
3 класса (от 10 до 5 тыс) – 85
4 класса (от 5 до 2 тыс.) – 214
5 класса (от 2 до 1 тыс.) – 129
6 класса (менее 1 тыс. ) – 113.
Население
Население России (без Польши, Финляндии, Закавказья) составляло:
1811 – 42, 7 млн. чел
1816 – 43,9
1833 – 51,9
1851 – 56,9
1857 – 59,3 млн. чел. :
Национальный состав
| 1820е гг.
| 1860е гг
| Религиозный состав
|
| Русские
| 3 млн.
| 48 млн.
| православные
| 51 млн. (84%)
| Поляки
| 0,7
| 0,9
| католики
| 2 млн (3,4%)
| Евреи
| 0,5
| 1,6
| протестанты
| 2 млн. (3,4%)
| Финны
| 2,5
| 3
| иудеи
| 1,6 млн. (2,6%)
| Татары
| 0,55
| 1
| мусульмане
| 0,2 млн. (3,4 %)
| Социальный состав населения на (1836 г.)
Дворянство - 640 тыс. (1,2%)
Духовенство – 538 тыс. (1%)
Купечество 1,2, 3, гильдии – 250 тыс. (0,5%)
Мещанство и ремесленники – 2 млн. 775 тыс. (4%)
Крестьянство – 30 млн. чел. (94 %)
помещичьих - 14 млн
государственных (казенных) – 15 млн.
удельных (собственность императорской фамилии) – 1 млн.
Большинство крепостных крестьян проживало в центральных губерниях. В Литве, Белоруссии и на Украине они составляли 50 – 70 % населения, в северных и южных губерниях – 2 – 12 %, в Сибири всего 4,3 тысячи человек, в Архангельской губернии их не было совсем.
Казачество 9 войск (Донское, Черноморское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское, Амурское) – 1,5 млн.
!!! К Д/з. – найти материал для характеристики каждого сословия, его особенностей в положении.!
Политическая система.
ВЛАСТЬ: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный, неограниченный. Престол империи и нераздельно соединенные с ним престолы Царства Польского и Великого княжества Финляндского переходят наследственно. Деятельность монарха проявляется в двух видах: во власти законодательной и управительной. Власть законодательная принадлежит одному государю во всей полноте, так, что никто никакого закона постановить не может».
??? Дайте характеристику форме правления в России??? – сохранение самодержавной монархии.
Экономическое развитие в 1 пол. 19 в.
В 1 пол. 19 в. Россия оставалась аграрной страной. Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно развивалось экстенсивным путем.
?? Что означает понятие экстенсивный путь развития?
При экстенсивном пути развития прирост сельскохозяйственной продукции происходил не за чсет улучшения обработки земли, внедрения новых агротехнических методов, а за счет расширения посевных площадей. За 1 половину 19 в. посевные площади увеличились примерно в 1,5 раза, примерно настолько же возросли валовые сборы зерновых.
УРОК № 2. Внутренняя политика Александра I 1801 – 18011 гг..
Цели урока:
Образовательная создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
Развивающая: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
Воспитательная: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
На доске, под портретом Александра I – эпиграфы урока:
“В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. Шведский дипломат Лагербильке
“Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
|
|
|