Главная страница

Урок № Российская империя на рубеже XVIII xix вв Цели урока



НазваниеУрок № Российская империя на рубеже XVIII xix вв Цели урока
страница5/7
Дата08.04.2016
Размер0.93 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6   7

УРОК № 6. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813 -1825 гг


Цели урока:

Образовательная: изучить цели, ход и результаты заграничных походов русской армии, итоги Венского конгресса, создание Священного союза. Познакомиться с проблемами Восточного вопроса и отношений с Америки в последние годы царствования Александра I.

Развивающая: развивать память, стратегическое мышление, навыки работы с картой, навыки самостоятельной работы

Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к героическому прошлому своей страны

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: тест, рассказ учителя, работа с картой, составление конспекта

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Отечественная война 1812 г»

ВАРИАНТ 1

  1. Расположите в хронологической последовательности события:

а) Бородинская битва; б) соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском;

в) сражение под Малоярославцем; г) Тарутинский марш-маневр;

д) поражение русских войск в битве за Смоленск; е) оставление Москвы.

  1. В результате войны России со Швецией в 1808 - 1809 гг. в состав России вошла:

а) Грузия; б) Царство Польское; в) Финляндия.

  1. Условия Тильзитского мира:

а) Россия заключила договор с Англией против Франции; б) Установлено полное господство Франции в Европе; в) Россия присоединилась к континентальной блокаде.

г) Создано герцогство Варшавское под властью Наполеона

  1. 1 сентября 1812 г. Кутузов решил оставить Москву, отступая на Рязань, он совершил при этом обманный маневр. Как он назывался:

а) Рязанский; б) Шевардинский; в) Калужский; г) Тарутинский.

  1. Главнокомандующим русскими войсками в начале войны с Наполеоном был:

а) Кутузов; б) Багратион; в) Барклай де Толли; г) Тормасов.

  1. Бородинское сражение произошло:

а) 26 августа 1812 г; б) 1 сентября 1812 г.; в) 24 августа 1812 г; г) 2 сентября 1812 г.

  1. Стратегический план Наполеона в походе на Россию:

а) дать генеральное сражение одной из армий; б) окружить русские армии, разбить по одной;

в) одновременно окружить армии и разбить их; г)навязать России приграничные сражения.

  1. Основными задачами России на восточном направлении были:

а) борьба с агрессией Наполеона; б) укрепление позиций на Черном море и в Закавказье;

в) продолжение торговых отношений с Англией; г) борьба с Турцией и Ираном.

  1. III антинаполеоновская коалиция была разгромлена в битве при:

а) Аустерлице; б) Фридленде; б) Ватерлоо; д) Тильзите.

  1. Грузия вошла в состав России в результате:

а) русско-иранской войны; б) добровольно; в) русско-грузинских войн.
ВАРИАНТ 2

  1. Расположите в хронологической последовательности события:

а) сражение под Малоярославцем; б) назначение М. Кутузова главнокомандующим русской армией;

в) Бородинская битва; г) Тарутинский марш-маневр;

д) поражение русских войск в битве за Смоленск; е) Сражение у реки Березина.

  1. В результате войны России со Тупцией 1806 – 1812 гг. в состав России вошла:

а) Грузия; б) Бессарабия; в) Финляндия.

  1. Условия Тильзитского мира:

а) Россия заключила договор с Англией против Франции; б) Установлено полное господство Франции в Европе; в) Россия присоединилась к континентальной блокаде.

г) Создано герцогство Варшавское под властью Наполеона

  1. 1 сентября 1812 г. Кутузов решил оставить Москву, отступая на Рязань, он совершил при этом обманный маневр. Как он назывался:

а) Рязанский; б) Шевардинский; в) Калужский; г) Тарутинский.

  1. Главнокомандующим русскими войсками в августе 1812 г был назначен:

а) Кутузов; б) Багратион; в) Барклай де Толли; г) Тормасов.

  1. Бородинское сражение произошло:

а) 26 августа 1812 г; б) 1 сентября 1812 г.; в) 24 августа 1812 г; г) 2 сентября 1812 г.

  1. Стратегический план России в войне 1812 г:

а) отступить к Смоленску, и дать генеральное сражение; б) ) окружить русские армии, разбить по одной;

в) объединить русские армии у г. Дрисса и дать бой; г) разбить Наполеона в приграничных сражениях.

  1. Основными задачами России на западном направлении были:

а) борьба с агрессией Наполеона; б) укрепление позиций на Черном море и в Закавказье;

в) продолжение торговых отношений с Англией; г) борьба с Турцией и Ираном.

  1. IV антинаполеоновская коалиция была разгромлена в битве при:

а) Аустерлице; б) Фридленде; б) Ватерлоо; д) Тильзите.

  1. Финляндия вошла в состав России в результате:

а) русско-иранской войны; б) добровольно; в) русско-шведской войны.


ВАРИАНТ 1

1 – б д а е г в

2 – в

3 – в, г

4 – г

5 – в

6 – а

7 – б, г

8 – б, г

9 – а

10 – б

ВАРИАНТ 2

1 – д б в г а е

2 – б

3 – в, г

4 – г

5 – а

6 – а

7 – в

8 – а, в

9 – б

10 – в

  1. Изучение нового материала.



1) Цели заграничного похода

    • Усиление влияния в Европе

    • Окончательно покончить с захватническими планами Наполеона

    • Освобождение стран Западной Европы от власти Наполеона

Февраль 1813 г. – V антинаполеоновская коалиция

Россия и Пруссия
Март 1813 г. – взятие Берлина


Июль – август 1813 г. – к коалиции присоединились

Англия, Австрия, Швеция

Октябрь 1813 г. – битва народов под Лейпцигом

Март 1814 г. – капитуляция Парижа


2)_ Венский конгресс (сентябрь 1814 – июнь 1815 гг)

ЗАДАЧИ

  • Восстановление феодальных порядков в Европе

  • Территориальный передел Европы

  • Борьба с революционным движением

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Россия получила герцогство Варшавское

  • Пруссия – часть Саксонии

Сентябрь 1815 гг. – создан «Священный Союз» монархов Европы (Россия, Пруссия, Австрия)

ЦЕЛИ:

  • Сохранение границ согласно решениям Венского конгресса

  • Укрепление царствующих династий

  • Борьба с революционным движением

3) Восточный вопрос и отношения с Америкой

Самостоятельно – конспект (стр. -32 - 33 )

Начало заграничного похода. С изгнанием врага из пределов Рос­сии не только в народе, но и в армии было широко распространено Мнение, что война закончена и теперь можно вернуться к мирной жизни. Однако император Александр, уже не первый год противо­стоящий Наполеону, понимал, что это было равносильно гибели: Противник в короткий срок мог собрать новую армию и вновь на­чать войну против России. Поэтому войскам был дан приказ пере­сечь границу и начать преследование неприятеля. Началась война за освобождение Европы от власти Наполеона.

В январе 1813 г. русская армия под командованием М. И. Куту­зова переправилась через Неман и в короткий срок очистила от Французов польские земли. 28 января 1813 г. она заняла Варшаву и вышла к границам Пруссии. Кутузов к это­му времени разработал план борьбы с Наполе­оном, по которому для его разгрома предпола­галось привлечь силы покоренных им европей­ских государств.

Первой на призыв Александра I к совме­стным действиям против Наполеона откликну­лась Пруссия, заключившая с Россией воен­ный союз. Быстро росла армия союзников. Всего за полтора-два месяца армия Пруссии, например, увеличилась более чем в два раза и составила 100 тыс. человек. Однако главной силой в борьбе против Наполеона оставались русские войска. 4 марта 1813 г. отряды генера­лов А. И. Чернышева и Н. Г. Репнина с раз­ных сторон внезапно ворвались в Берлин. Че­рез десять дней в освобожденный от францу­зов город вошли войска П. X. Витгенштейна. 19 марта русские войска заняли Гамбург. Все это создавало условия для перенесения боевых действий на территорию самой Франции. Для этого по приказу Кутузова главные силы рус­ской армии стали сосредоточиваться за Эльбой в районе Лейпцига.

Смерть М. И. Кутузова. Однако в разгар этих приготовлений, в середине апреля 1813 г., тя­жело заболел М. И. Кутузов. Поначалу каза­лось, что простая простуда не нанесет сильно­го вреда здоровью фельдмаршала. Но возраст и старые раны Михаила Илларионовича, пере­грузки последних лет сделали эту болезнь ро­ковой. 28 апреля он умер в городке Бунцлау. Адъютант Кутузова А. И. Михайловский писал в эти дни: «Закат дней его войне 1812 г. его был прекрасен, подобно закату светила, озарившего в течении своем великолепный день; но нельзя было смотреть без особенного прискорбия, как угасал наш знаменитый вождь...» Тело умершего спасителя России за­бальзамировали и 9 мая отправили в Петербург. По пути следова­ния тысячи людей выходили проститься с великим полководцем, выражая ему свою любовь и благодарность. От Нарвы до Петер­бурга около 200 км гроб с его телом народ нес на плечах. 25 июня 1813 г. М. И. Кутузов с высшими почестями был похоронен в не­давно возведенном Казанском соборе, перед которым через не­сколько лет поднялся в его честь памятник.

Завершение разгрома Наполеона. Смерть Кутузова стала не только большой утратой для русской армия, но и отразилась на холе военных действий. Наполеон сумел собрать новую армию, превосходившую численностью объединенные русско-прусские си­лы. В конце апреля 1813 г. русско-прусские войска потерпели по­ражение при Лютцене, а затем при Бауцене и были вынуждены пойти на перемирие с Наполеоном.

Эта пауза была использована для создания новой (пятой) ан­тифранцузской коалиции в составе России, Пруссии, Англии, Швеции и Австрии. В августе военные действия возобновились с новой силой. 4—7 октября 1813 г. под Лейпцигом произошло одно из крупнейших сражений того времени — «Битва народов». В ходе его объединенные русско-прусско-австрийские войска численно­стью 300 тыс. человек при 1370 орудиях нанесли поражение 190-тысячной армии Наполеона, вооруженной 700 орудиями.

После этого поражения Франция вела борьбу уже только на собственной территории. 18 марта 1814 г. союзные войска вступи­ли в Париж. Во главе российской армии на белом коне красовался император Александр I, в одночасье ставший не просто победите­лем Наполеона, но и «царем царей». Он вынудил Наполеона под­писать отречение от престола и отправиться в ссылку на остров Эльба близ берегов Италии. Во Франции было восстановлено правление династии Бурбонов. Однако власть короля, по настоя­нию Александра, была ограничена конституцией.

Венский конгресс. Для решения вопросов послевоенного устрой­ства Европы в сентябре 1814 г. в Вене был созван конгресс (сове­щание для ведения переговоров) стран-победителей на высшем уровне. Решающий голос здесь имели делегации России во главе с Александром I, Великобритании и Австрийской империи.

Известие о бегстве Наполеона с острова Эльбы и восстановле­нии его империи во Франции весной 1815 г. сняло возникшие на Венском конгрессе спорные вопросы и ускорило достижение согла­шения. Объединенными силами армий Англии, Пруссии и Нидер­ландов Наполеон был разгромлен в битве при Ватерлоо, объявлен пленником всех стран-союзников и сослан на остров Святой Еле­ны в Южной части Атлантического океана.

Священный союз. В конде работы Венского конгресса его участ­никами было принято решение время от времени проводить новые общие встречи для обеспечения нерушимости послевоенного по­рядка. Александр I выступил с предложением создать Священный союз в интересах обеспечения мира в Европе и спокойствия внут­ри государств — членов союза. 14 сентября 1815 г. такой союз был создан. Первоначально в него вошли Россия, Пруссия и Австрия. Создание новой организации было всецело поддержано Англией. Вскоре к Священному союзу присоединились правительства всех европейских государств, за исключением Англии, Османской им­перии и папского государства.

Император Александр не просто присутствовал на всех конг­рессах Священного союза, но и выступал его фактическим вождем. В условиях роста революционных настроений в Европе на конгрес­се в городе Троппау (1820 г.) его участники закрепили за собой право военного вторжения в ту страну, где произойдет революция, вне зависимости от мнения правительства самой этой страны. Та­кое право вскоре испольговала Австрия для подавления народных движений в Италии, Франция —для подавления революции в Ис­пании. Россия также готовилась «оказать помощь» Австрии, но та поспешила разобраться в своих делах собственными силами.

Восточный вопрос. Восточный вопрос был вызван ослаблением и наметившимся распадом Османской империи (Турции) и борьбой европейских держав за раздел ее владений. Еще Екатерина II в свое время стремилась к созданию на Балканском полуострове, ко­торым владела Турция, православной Греческой империи. Даже своего второго внука она назвала Константином в честь основате­ля Константинополя и намеревалась поставить его во главе этого будущего государства.

После разгрома Наполеона Александр вновь вернулся к идее создания на Балканах греческого государства под покровительст­вом России. В 1821 г. вспыхнуло восстание в греческих областях Османской империи. А в 1822 г. Греция была провозглашена неза­висимой республикой. Пытаясь подавить восстание, турки жесто­чайшим образом расправлялись с его участниками. Министр иност­ранных дел России граф Каподистрия (грек по национальности) оказывал всяческую поддержку восставшим. В самой Греции су­ществовала влиятельная политическая группа, настроенная на тес­ный союз с Россией.

В разгар восстания Россия предъявила Турции требование пре­кратить преследования греков и признать независимость Греции. Зверствами турок были возмущены и в других европейских стра­нах. Россия начала усиленно готовиться к новой войне с Турцией.

Однако с точки зрения документов о создании Священного союза греческое восстание было ни чем иным, как революцией против «законного монарха» — турецкого султана. Поддержка восставших противоречила принципам этого «любимого детища» Александра. Поэтому ему пришлось даже публично осудить восставших. Тем не менее на конференции Священного союза в Петербурге в 1825 г. Александру удалось добиться от других участников союза принятия обращения к Турции с предложением «устроить балкан­ские дела». Однако ни Англия, ни Австрия не желали укрепления позиций России на Балканах. Восточный вопрос, таким образом, так и не был решен, а Священный союз оказался на грани рас­пада.

Россия и Америка. Северо-западная Америка была открыта рус­скими землепроходцами в начале XVIII в. Тогда же там появились первые русские поселения и эти земли были включены в состав России. Указом Павла I в 1799 г. была создана Русско-Американ­ская компания с правом пользования промыслами и полезными ис­копаемыми на Аляске (в Русской Америке).

В царствование Александра I Россия добилась значительных успехов в освоении своих американских владений. Император на­правил для исследования северной части Тихого океана экспеди­цию И. Ф. Крузенштерна. В 1804 г. Новоархангельск (с 1867 г.— Ситка) был объявлен центром русских владений на Аляске. В 1808 г. Россия установила дипломатические отношения с Соеди­ненными Штатами Америки, территория которых тогда охватыва­ла лишь восточные районы современных США. В грозном 1812 г. в Калифорнии русскими переселенцами был основан форт (крепость) Росс — самая южная точка русских владений в Амери­ке (в районе современного Сан-Франциско). 4 сентября 1821 г. Александр I подписал манифест об исключительных правах Рос­сии на Аляску севернее 51-й параллели. Берингово море было объ­явлено внутренним морем России.

Интересы России в Северной Америке постепенно входили в противоречие с интересами растущих и набирающих силу США. Недовольство активностью русских в Америке проявляла и Анг­лия. Кроме того, освоение и содержание таких далеких территорий требовало колоссальных средств, которых у России не было. Поэ­тому Александр I пошел на заключение в 1824 г. договора с США. По нему были восстановлены свобода мореплавания и рыбной лов­ли в Беренговом море, а русские владения были ограничены 54-й параллелью.

В 1825 г. была подписана русско-английская конвенция (дого­вор) по Аляске, которая разрешала, в частности, свободное плава­ние английских судов в Беринговом море. Все это свидетельство­вало о начале постепенного ухода России с Тихоокеанского побе­режья Северной Америки.

Отечественная война и заграничный поход русской армии, за­кончившиеся полным разгромом крупнейшей и самой сильной европейской и мировой державы начала XIX в.— наполеоновской Франции,— привели к тому, что Россия на несколько десятилетий стала ведущей мировой державой, оказывавшей определяющее воздействие не только на европейскую, но и на мировую политику.

  1. Закрепление.

ВАРИАНТ урока – 1) разбираем то что не успели на предыдущем, затем – тест, 2) краткий рассказ учителя о походах заграничных, 3) (если не задавалось на дом то § 4. вопросы и задания к документам на стр. 29, вопросы 1, 2, 4,5

1. В чем вы видите причины варвар­ского отношения французских солдат к русским поместьям, городам, селам, к россия­нам?

2. Какие последствия для русской и для французской армий имел в виду Ку­тузов, сдавая без боя Москву?

4. Как отразилось на французской армии пребывание в Москве?

5. В чем вы видите главные причины массовых потерь французской ар­мии в России?

  1. Домашнее задание. § 5, закончить конспект



УРОК № 7. Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

Цели урока:

Образовательная: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра в послевоенные годы, причины отказа от реформ. Суть Аракчеевщины.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение формировать и высказывать свою точку зрения

Воспитательная: интерес к истории

Тип урока: комбинированный Методы обучения: репродуктивные и ч/п Формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, опрос

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Внешняя политика России в 1812 – 1814 г»

  1. Расскажите о начале войны 1812 г. Планах сторон, соотношении сил

  2. Бородинское сражение, оценки, значение.

  3. Какую роль сыграл Тарутинский марш-маневр?

  4. Роль народа в Отечественной войне 1812 г. Примеры партизанского движения

  5. Какова была цель заграничного похода русской армии?

  6. Итоги Венского конгресса для России

  7. Священный конгресс, цели создания

  1. Изучение нового материала.

1) Россия после войны с Наполеоном

Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполео­ном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возмож­ности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух го­ворило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европейским, по­слаблений в национальной политике. С этими настроениями Алек­сандр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-евро­пейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление ста­рых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые про­екты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

2) Крестьянский вопрос

??? Как Александр I пытался решить вопрос об отмене крепостного права в начале своего царствования? Почему он так и не решился на это?

(указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, недовольство дворянства этими идеями)

Отмена крепостного права в Прибалтике. «Полигоном» для про­ведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимо­сти, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвер­дил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Вскоре о желании подобным же образом решить крестьян­ский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, пе­тербургских и пензенских земель. Император дал секретное указа­ние о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву.

Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяй­ства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Арак­чеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предприниматель­ство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхо­зяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и ка­менных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изум­лен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

    • Крепостное право будет ликвидировано в далеком будущем

    • Крестьяне должны быть освобождены без земли

    • Дохода и привилегии помещиков должны сохраниться

    • Освобождать крестьян следует осторожно, чтобы не вызвать бунта

ЧИТАЕМ ПРОЕКТ АРАКЧЕЕВА на стр. 42

Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещи­ков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно вы­ставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распре­деляться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и по­мещиков, и крестьян, хотя и не решал полностью крестьянский во­прос. Но этот проект так и не был осуществлен.

??? Был ли этот проект реален? Почему он так и не был осуществлен?

1816 г. – создание военных поселений. Государственные крестьяне превращались в военных поселенцев, они должны были совмещать военную службу с крестьянскими работами

Жизнь военных поселенцев:

1-7 лет

7-12 лет

12-18 лет

С 18 лет

Находились у родителей

Направлялись в школу кантонистов

Участвовали в сельскохозяйственных работах

Переводились в войска


Военные посе­ления. Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого бы­ло поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расхо­ды на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой ор­ганизации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать во­енную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сель­ской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государст­венных землях. Это вызывало многочисленные восстания государ­ственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процве­тала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные на­чальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому ! уровень производства был низким. В результате хозяйства поселенцев были убыточными и требовали больших государствен­ных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия на­чальства, а иногда и по его указанию, и имели целью не созда­ние счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восста­ния, которые жестоко подавлялись.

Документ Военные поселения

«Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но пред­ставьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещение смешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сож­жены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною достав­кою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места — все царское. В больнице полы доведены до парке­тов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка — богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерами они не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление».

Из «Записок» генерал-майора СИ. Маевского

2) Проект реформ Н.Н. Новосильцева

Идею введения конституции в России Александр решил попробовать на Царстве Польском

1815 г. – введение Конституции в Польше.

Разрабо­танная в 1815 г. конституция гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, уничтожала такие формы наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда, обязывала ис­пользовать польский язык во всех правительственных учрежде­ниях и назначать на государственные, судебные и военные посты только подданных Царства Польского. Главой польского государ­ства объявлялся российский император, который должен был при­носить присягу на верность принимаемой конституции. Законода­тельная власть принадлежала состоявшему из двух палат сейму и царю. Нижняя палата сейма избиралась от городов и от дворян­ства. Избирательное право было ограничено возрастным и имуще­ственным цензом. Сейм должен был собираться два раза в году и работать в общей сложности не более месяца. Не обладая правом принимать законы, сейм мог лишь представлять обращение о пред­ложении об их принятии на имя императора. Законопроекты долж­ны были обсуждаться в Госсовете.

Польская конституция стала самым крупным ша­гом Александра I на пути реформ за все его царствование.

ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ ПОЛЬШИ АЛЕКСАНДР I поручил Н. Новосильцеву подготовить проект общероссийской конституции.

«Уставная грамота Российской империи»


  • Сенат назначается императором

  • Посольская палата выбирается наместническими сеймами и утверждается императором

  • Страна делится на 12 наместничеств, в которых есть свои представительные собрания – сеймы

  • Свобода слова, печати, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство всех перед законом

Главным ее пунктом бы­ло провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти. В то же вре­мя в проекте провозглашалось создание двухпалатного парламен­та, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. Правда, право внесения в парламент проектов законов принадле­жало царю. Он же возглавлял исполнительную власть. Предпола­галось предоставить гражданам России свободу слова, вероиспове­даний, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкос­новенность личности, право на частную собственность.

Как и в проектах Сперанского, в «Уставной грамоте» под поня­тием «граждане» понимались лишь представители «свободных со­словий», в число которых не входили крепостные. О самом крепо­стном праве в проекте ничего не говорилось. «Уставная грамота» предполагала федеративное устройство страны, разделенной на наместничества. В каждом из них также предполагалось создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но все же ограничена. Вместе с грамотой были подготов­лены и проекты манифестов, вводивших в действие основные по­ложения «Уставной грамоты». Однако подписаны они так и не были.

3) Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.

К концу царство­вания император Александр столкнулся с тем, что его реформа­торские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян. По печальному опыту свое­го отца он понимал, чем это может ему грозить.

Одновременно во всей Европе нарастало революционное дви­жение, которое влияло на российское общество, вызывало опасе­ние царя за судьбу страны. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Алек­сандр начал сворачивать свои реформаторские планы.

Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешившие помещикам ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки», крепостным опять запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внеш­них отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь вли­яния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов.

Нерешенные проблемы общественной жизни накладывались и на личные переживания Александра I, потерявшего в короткий срок своих дочерей и сестру. В этом, как и в пожаре Москвы в 1812 г, и в страшном наводнении 1824 г. в Петербурге, царь видел Божью кару за мученическую смерть отца. Отсюда — усиление у императора религиозности, а затем и мистицизма. «Призывая к себе на помощь религию,— говорил Александр,— я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на ка­кие блаженства здешнего мира».

  1. Закрепление.

Основные итоги внутренней политики Александра I. Чем же мож­но объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы? Глав­ной причиной стала боязнь Александра разделить участь погибше­го отца, который в своей политике пытался не считаться с интере­сами большинства дворян.

Важной причиной было и то, что царю-реформатору не на кого было опереться в реализации своих замыслов — не хватало ум­ных, способных людей. Александр как-то в сердцах воскликнул: «Где их взять? ...Вдруг все не сделаешь, помощников нет...» Очень небольшим было и число решительных сторонников реформ в об­ществе. Другой причиной была противоречивость общего замысла преобразований — сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян. Сек­ретность разработки реформаторских планов делала весьма лег­ким отказ царя от уже готовых проектов. Немалую роль во всем этом играли и личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие, развившаяся с годами склонность к мисти­цизму.

  1. Домашнее задание. §6,
1   2   3   4   5   6   7