|
УРОК № . Общественное движение в 80 – 90е гг. 19 в. Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с основами марксистского учения, которое определит развитие России в XX веке; выяснить особенности развития либерального и консервативного движений в это время;
Развивающая: развивать умения обобщать, определять объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: репродуктивные, ч/п
Формы работы: лекция учителя, организация беседы
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме:
Беседа с учащимися
- Вспомните, какое влияние оказало убийство Александра II на внутриполитический курс российского правительства?
Учитель дополняет ответы учащихся: Убийство Александра II яви-; лось сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со '; стороны революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под усиленной охраной войск и полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения.
После ареста и казни 3 апреля 1882 года первомартовцев, были проведены массовые обыски и облавы, в результате которых петербургская организация «Народной воли» была разгромлена. Тогда же, в 1881 году, прекратил свое существование «Черный передел». Оставшиеся на свободе члены «Народной воли» попытались продолжать «наступательные» действия и обратились к Александру III с письмом, в котором повторили свои основные программные требования, обещая в случае их выполнения, прекратить террор.
- Вспомните, каковы были программные требования «Народной воли»? {Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу. Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.) Однако правительство не собиралось идти на какие-либо политические уступки и к 1886 году «Народная воля» была окончательно разгромлена. Народническое движение зашло в тупик.
После этого в народничестве начинают преобладать либерально настроенные течения.
Изучение нового материала.
1) Либеральное движение
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАРОДНИЧЕСТВО
Либеральные народники считали, что капитализм в России еще не укоренился. Они ратовали за развитие коллективных форм производства, дабы избежать капитализма в России. Коллективная собственность, как они полагали, лучше всего соответствовала российским условиям, психологии крестьянства. Они предлагали увеличить крестьянское землевладение за счет колонизации и закупок земли у помещиков; организовать дешевый кредит для крестьян и т. п. Наиболее видным представителем этого течения стал философ и публицист Н. К. Михайловский.
- Подумайте, было ли в требованиях представителей радикального и либерального движений что-либо общее? Как событие 1881 г. могло повлиять на либеральное движение? (Общее - требование представительного правления, введения демократических свобод. Но после убийства Александра II выступать с такими идеями означало проявлять некоторую солидарность с убийцами императора, поддерживать их требования.) При Александре III вновь назначенный на пост министра внутренних дел Д. А. Толстой повел новое наступление на земства. Прекратил существование «Земский союз». В этих условиях либеральное движение принимает новые формы. От политических вопросов его внимание обращается к проблемам человека, отдельной личности. На смену конституционных требований приходит идея «незаметного служения», тактика «малых дел».
ЛИБЕРАЛЫ - Теория «малых дел»
- Как вы думаете, в чем заключалась эта теория? {Деятельность учителей, врачей, агрономов - их повседневная, кропотливая работа, способствующая улучшению жизни народа, помогающая ему освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.) В 80-е гг. одним из центров либерального движения стало Вольное экономическое общество. Другим центром - основанное в 1883 г. в память Н. И. Пирогова Общество русских врачей. В его деятельности активное участие принимали земские врачи. Однако в целом в 80-е гг. либеральное движение пошло на спад. События начала 1880-х годов, уход с политической арены либералов, способствовали тому, что консерватизм становится ведущим направлением правительственной политики, влияние либеральных идей на выработку этого курса резко сокращается.
- Вспомните основные идеи консерваторов. (Сохранение абсолютной монархии, предотвращение всяких попыток реформ.)
2) Начало рабочего движения
- Вспомните, какие два новых класса появляются в России во второй половине XIX века? (Буржуазия и пролетариат.)
- Какой из них мог стать новой силой в общественном движении и почему? (Пролетариат. Тяжелые условия труда, высокая организация рабочих делало возможным их вовлечение в общественное движение)
Уже с 1870-х годов в России довольно частым явлением становятся забастовки, стачки рабочих, зарождается рабочее движение.
- Вспомните, что такое стачка, забастовка? (Единовременное по предварительному соглашению прекращение рабочими работы на предпринимателя с целью достижения от него более выгодных условий труда)
- Какие требования выдвигали рабочие? (Повышение заработной платы, сокращение продолжительности рабочего дня, сокращение штрафов.)
Одним из самых важных событий в рабочем движении этого времени была Морозовская стачка, прошедшая в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. Стачечники требовали повысить заработную плату, упорядочить штрафы, которые не должны превышать 5%, обеспечить прием выработанного товара при свидетелях, администрация должна предупреждать рабочих об увольнении за 15 дней. Забастовка была подавлена, участники стачки были арестованы. 33 человека были преданы суду. Однако суд присяжных вынес оправдательный приговор.
- Как вы думаете, почему стачечники были оправданы? (Дело рассматривалось судом присяжных. Во время суда присяжные узнали о настоящем положении дел на фабрике Морозова.)
- Вспомните законы, которые должны были регулировать отношения между рабочими и работодателями.
(Из мероприятий по решению рабочего вопроса при Александре III были осуществлены:
• 1882 г. - закон, запрещавший труд детей до 12 лет;
• рабочий день детей с 12 до 15 лет ограничивался 8-ю часами;
• 1885 г. - закон, запрещавший ночной труд женщин и подростков;
• 1886 г. - закон, ограничивающий размер штрафов, запрет на расплату с рабочими через фабричные лавки;
• закон о наказании рабочих за участие в стачках.)
3) Марксизм в России
Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма.
- Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные положения? (Карл Маркс и Фридрих Энгельс.)
Взгляды на
общество
| Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.
На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые
Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся
| Взгляды на
государство
| Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.
С упразднением классов государство отомрет
| Способы
достижения целей
| Революция
Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)
Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская партия)
|
В 1883 г. русские революционеры-эмигранты создали в Женеве марксистскую организацию.
1883 г. - группа «Освобождения труда».
В состав группы вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод. Г. В. Плеханов стал ее главой.
- Вспомните, в какие революционные организации входили эти люди? (Они были участниками организации «Земля и воля» 70-х годов, после ее раскола, отвергнув тактику индивидуального террора, вошли в состав «Черного передела». Стояли на народнических позициях.)
Работа с таблицей:
Группа «Освобождение труда»
Цели
| Ближайшая цель - буржуазно-демократическая революция (отмена феодальных пережитков, введение конституции)
Конечная цель – коммунистическая революция (утверждение социализма, завоевание пролетариатом политической власти)
| Методы
| Пролетариат – главная сила революции
Создать рабочую партию
Распространение произведений Маркса и Энгельса в России
Крестьяне – не являются помощником в революции
|
В 1880-х годах в России возникает ряд подпольных марксистских групп и кружков.
Работа с таблицей:
Марксистские кружки в России
Кружки
| Год, место
| Руководители
| Деятельность
| Кружок
Благоева
| 1883 – 1885
Петербург
| Д. Благоев
| Изучение марксизма
Пропаганда его среди рабочих
Издание газеты «Рабочий»
Кружок раскрыт полицией
| Товарищество
Санкт-Петербургских мастеровых
| 1885 – 1888
| П.В. Точинский
| Пропаганда марксизма среди рабочих
| Кружок
Федосеева
| 1888 г.,
Казань
| Н.Е. Федосеев
| Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов.
Организация студенческих волнений в казанском
университете
| Кружок
Бруснева
| 1889 – 1892 Петербург
| М.И. Бруснев
| Пропаганда марксизма
Создание рабочих кружков
|
В 1895 году из разрозненных марксистских кружков Петербурга был сформирован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Одним из его создателей был В. И. Ульянов.
Запись на доске и в тетради:
1895 г. - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
Домашнее задание. § 34. по желанию – ответить на вопросы к документам на стр. 220 (на оценку)
|
|
|