Главная страница


Урок №. Внутренняя политика Александра III цели урока



Скачать 386.94 Kb.
НазваниеУрок №. Внутренняя политика Александра III цели урока
страница3/6
Дата08.04.2016
Размер386.94 Kb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6

УРОК № . Положение основных слоев общества в последней четверти 19 в.


Цели урока:

Образовательная: рассмотреть положение основных слоев населения России в 80 – 90е гг. 19 в., познакомиться с процессом перерастания сословной структуры в классовую, особенностями положения разных слоев общества

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение делать обобщения, выделять главное

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные, Ч/п

Формы работы: письменный исторический диктант, работа с учебником, заполнение таблиц

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Социально-экономическое развитие России в 80 -90е гг»

Исторический диктант (Приведите в соответствие - в слабом классе)

  1. Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

  2. Роспись расходов и доходов государства на определенный срок

  3. Рабочие

  4. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие наемный труд

  5. отрасль промышленности, активно развивающаяся в районе Баку и Грозного

  6. Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджет

  7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности

  8. Министр финансов, который был инициатором строительства Транссиба

  9. Взыскание рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции

  10. Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления

А) бюджет

Б) налоги;

В) штраф;

Г) винная монополия

Д) косвенные налоги

Е) протекционизм;

Ж) С.Ю. Витте

З) нефтяная

И) пролетариат;

К) буржуазия

  1. Изучение нового материала.

Задание 1. Составить схемы сословия, классы:





прочитать параграф 32 – 33, заполнить таблицу

Сословия и классы

Характеристика

Крестьянство

    • Большинство населения Российской империи

    • Крестьяне входили в состав самоуправляющихся общин

    • Члены общины были связаны круговой порукой в уплате налогов и повинностей

    • Сохранялся волостной суд для крестьян, сохранялись телесные наказания

    • После 1861 г. – проявляется расслоение среди крестьян. Нищета (безлошадные крестьяне) – 27%, бедняки – 29 %, кулаки – 5 – 25%

    • В общине крестьяне получали землю на основе чересполосицы.

    • Грамотность среди крестьян – 17,4 %

    • Крестьяне уходили в город на заработки

Дворянство

    • После 1861 г. – идет расслоение дворянства за счет приток в состав дворян выходцев из других сословий

    • Чтобы ограничить этот процесс в 1856 г. Были повышены классы чинов по Табели о рангах, дававшие право на личное и потомственное дворянство

    • Численность: 1867 г. – 652 тыс. дворян, в 1897 г. – 1 млн. 222 тыс.

    • Политическое влияние дворян ослабло

    • Часть дворян перестала быть помещиками и жила на доходы от жалования (чиновники)

    • Разорение части помещиков, часть дворян переходит в разряд буржуазии

Буржуазия

    • Представители : выходцы из купечества (Губонин, Мамонтовы), дворянства (Бобринские, Потоцкие, Шиповы), крестьян (Морозовы, Рябушинские, Гучковы).

    • В 60 – 70е гг. буржуазия пополнялась за счет чиновников, но в 1884 г. Им было запрещено заниматься предпринимательством (злоупотребления)

    • Буржуазия поддерживала правительство в противовес революционерам

    • Многие занимались меценатством (благотворительность и поддержка культуры). А.Корзинкин, П. и К. Боткины, С. и П. Третьяковы, С. Мамонтов

Пролетариат

    • Все наемные рабочие.

    • К сер. 90х гг. 19 в. 10 млн. чел, из них промышленных рабочих – 1,5 млн.

    • Особенности рабочего класса в России: Тесно связан с крестьянством; пролетариат был многонационален; большая концентрация рабочих на крупных предприятиях;

    • 80 – 90е гг. 19 в. – выступления рабочих за улучшение своего положения. Требования – только экономические (не было идеи политических прав)

Духовенство

    • Делилось на черное (монахи) и белое (священники)

    • В 60е гг. детям духовных лиц было разрешено поступать в университеты, гимназии и военные училища.

Интеллигенция

    • 870 тыс. чел. Ученые, литераторы, инженеры, техники, учителя, врачи, художники, актеры.

    • Выступали против отсутствия в стране политических свобод

    • Представители: Художники – И. Айвазовский, И. Шишкин, И. Репин, писатель – А. Чехов,, Историки С. Соловьев, В. Ключевский

Казачество

    • Существовало 11 казачьих войск: донское, Кубанское, терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское.

    • 4 млн. чел.

    • Все мужчины с 18 лет обязаны нести военную службу.

    • Казаки жили общинами, каждый казак получал пай в размере 30 дес. земли. Обеспеченная жизнь




  1. Домашнее задание. 32-33

1   2   3   4   5   6