УРОК №6. Художественная культура 2 пол. 19 в.
Изучение нового материала.
Литература.
(НАЗВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, УКАЗАВ НА ТО, ЧТО ВАЖНЕЙШИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОСТАВАЛСЯ РЕАЛИЗМ)Ведущей областью духовной жизни России второй половины XIX в. продолжала оставаться литература. В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности широкого обсуждения нагревших жизненных проблем русская литература была не
только значительным культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. «Литература у народа, не имеющего политической свободы,— писал А. И. Герцен,— единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».
Основным художественным направлением второй половины XIX в. стал критический реализм. Он отличался повышенным вниманием к отображению реальной жизни на основе ее критического восприятия. Для литературы того времени были характерны дух обличительства пристальный интерес к жизни простого человека, стремление найти пути и средства борьбы с пороками общества.
Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество
Михаила Евграфсвича Салтыкова-Щедрина. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Гзловлевы», «Помпадуры и помпадурши»). Художественный прием, которым пользуется писатель,— гротеск. В своих произведениях он доводит до крайности все существующие человеческие пороки и слабости. Писатель не знает пощады ни к чиновникам, ни к представителям высшего света, ни к купцам, ни к нарождающейся буржуазии.
Произведения
Федора Михайловича Достоевского («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Укиженные и оскорбленные») — это мир человеческих страданий, трагедия бесправной и униженной личности. Писатель показал, как подавление достоинства человека разрушает его душу, раздваивает его сознание; появляется, с одной стороны, ощущение своего ничтожества, с другой —
зреет потребность протеста, стремление утвердить себя как свободную личность. Нередко подобное самоутверждение приводит героев Достоевского к своеволию — преступлению. Но симпатии писателя на стороне не этих взбунтовавшихся людей, а тех его героев, которые обладают бесконечной человеческой добротой, наделены тонкой душевной интуицией. Достоевский видел нравственную опору для человека в идее Бога.
Ко второй половине XIX в. относится расцвет творчества
Льва Николаевича Толстого. Его гениальные романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», повести, рассказы, драматические произведения с потрясающей художественной силой раскрывают сложнейшие движения человеческой души, выносят беспощадный приговор морали, нравам, устоям, царящим в высшем обществе, нередко противопоставляют ему народные моральные ценности и традиции.
С конца 70-х гг. начинается литературная деятельность
Антона Павловича Чехова. Чеховские герои — мелкие чиновники, разорившиеся дворяне, провинциальная интеллигенция, студенты, задавленные жизненными проблемами, глубоко страдающие от равнодушия и непонимания окружающих. А. П. Чехов стремится показывать человека таким, каков он есть, не приукрашивая, не прибегая к попыткам разжалобить и растрогать читателя: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Русская литература второй половины XIX в. пыталась дать обобщенный портрет героя своего времени, человека действия, не желающего мириться с существующей действительностью.
В литературе появились новые герои — интеллигенты, нигилисты, профессиональные революционеры. Одним из первых свое видение такого героя предложил
Иван Сергеевич Тургенев. В 1860 г. вышел в свет его роман «Накануне». В нем писатель в образе разночинца болгарина Инсарова вывел человека с цельным характером, все силы которого сосредоточены на стремлении освободить свою родину. Художественное исследование «нового человека» И. С. Тургенев продолжил в книге «Отцы и дети» (1862 г.). В романе показан жестокий и сложный процесс ломки прежних устоев жизни общества, противоречия и столкновения интересов во всех сферах жизни — между помещиками и крестьянами, между дворянами и разночинцами, внутри дворянского сословия. Все это предстает в романе как разрушительная стихия, взрывающая сословные перегородки, меняющая привычное течение жизни. Олицетворением этой стихии является главный герой — нигилист Базаров. Несмотря на двойственное отношение Тургенева к своему герою, он представляет его как мужественного, последовательного в своих убеждениях человека. Вместе с тем писатель с тревогой наблюдает за тем, как разрушение старого общества становится для подобных людей самоцелью. Наиболее тревожно эта тема прозвучала со страниц романа Ф. М. Достоевского «Бесы», написанного по следам нечаевского дела. Достоевский разглядел в «нечаевщине» признаки опаснейшей общественной болезни. Преклонение образованной части общества перед революционным романтизмом приводит к появлению людей, для которых главным
лозунгом становится утверждение о том, что «цель оправдывает средства». В их сознании происходит размывание нравственных понятий. Ради достижения своей цели они идут на самые страшные преступления. Ставят себя, как считает Достоевский, выше Бога, присвоив себе право распоряжаться жизнью и смертью человека. Такие люди никогда не смогут построить на земле справедливое общество. Ибо политика вне морали несет лишь разрушение.
Одним из последовательных сторонников критического реализма, которого разночинная молодежь считала своим идейным вождем, был поэт
Николай Алексеевич Некрасов. Ведущее место в его творчестве занимала тема народной жизни, ее беспросветность и горесть. В то же время его произведения (поэма «Кому на Руси жить хорошо» и др.) проникнуты верой в силы народа, способного изменить жизнь к лучшему.
Живопись.Русская живопись второй половины XIX в. решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
(Главное направление – реализм и критический реализм. В 70х гг. 19 в. Появляется новое, не зависящее от Академии художеств объединение – Товарищество передвижных художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах России и распределяла деньги между членами товарищества ) Затем характеристика живописцевОдним из крупнейших художников этого направления является
Василий Григорьевич Перов. Он сумел с обличительным пафосом показать многие неприглядные стороны современной ему жизни. В 1861 г. Перов пишет картину «Сельский крестный ход на Пасхе». Успех картины перерос в общественный скандал. На ней изображен пьяный поп с помутившимся взглядом, рухнувший на крыльцо в смертельном опьянении дьячок с кадилом в руках, старичок, несущий перевернутую вниз головой икону, хозяйка избы, отливающая мертвецки пьяного, и т. д. Картина воспринималась как обличение духовенства и невежества темного, забитого нуждой народа. Картины В. Г. Перова — это развернутый рассказ о положении российских сословий («Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы»).
Особое впечатление производят полотна, изображающие нелегкую жизнь детей («Тройка»).
«ТРОЙКА. Ученики мастеровые везут воду» - изображает детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой воды, дети вызывают сострадание у зрителя. Мальчик, позировавший для центральной фигуры через три года умер. Мать попросила художника показать ей картину. Придя в Третьяковскую галерею женщина воскликнула: «Вот он – как живой!. Вот и зубик его сломанный!». После этого женщина молилась у картины, как у иконы. Перов сделал для матери рисованный портрет мальчика Васи «Приезд гувернантки в купеческий дом» - отклик на «Сватовство майора» Федотова. Вдвижении рук гувернантки, доставшей рекомендательное письмо сквозит неуверенность и страшная чужеродность купеческому миру. На стене – портрет старомодного «купчины» - основателя этого темного царства. Персонаж молодого купчика – отвратителен. Его лицо выражает «бессовестное любопытство» (Перов). Единственное светлое пятно на картине – девочка в розовом, к которой приглашена гувернантка. Розовый цвет у Перова как правило указывает на душевную чистоту«Охотники на привале» - У Перова есть целая серия картин охотничьего цикла. Эта картина стала своеобразной иконой охотничьего цикла. Пожилой охотник рассказывает собеседникам «ужасную историю», об этом говорит выражение его лица, положение рук, один из людей (простолюдин) иронически улыбается и почесывает голову (ясно, что этот человек прошел огонь и воду, он не верит в страшилку), рука молодого слушателя напряженно сжата. Молодой человек увлеченно внимает «страшному рассказу». Охотники так увлечены, что даже не замечают пролетающих над головой уток.В 1863 г. в художественной жизни России произошло из ряда вон выходящее событие. 14 выпускников Академии художеств отказались писать обязательные для получения дипломов картины на сюжет скандинавской мифологии. Они обосновывали это тем, что в современной российской жизни есть более достойные для кисти темы. Не получив разрешение на свободный выбор, бунтари покинули Академию и основали Петербургскую артель художников, которая в 1870 г. была преобразована в Товарищество передвижных художественных выставок.
Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и по всей России. Это было своеобразное «хождение в народ» русских художников. Основным критерием для отбора картин на выставки, ставшие выдающимися событиями в жизни российской провинции, явилось требование отражать жизнь со всеми ее острыми проблемами, во всей злободневности.
Руководителем и теоретиком передвижников был
Иван Николаевич Крамской. Крамской вошел в историю русской живописи прежде всего как выдающийся портретист. Он создал целую серию образов крупнейших деятелей русской культуры — портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Многие произведения Крамского стоят на грани портрета и тематической картины («Неизвестная», «Неутешное горе»).
«Неизвестная» - Молодую женщину в мехах и бархате, с высокомерным выражением лица, которая едет по Невскому проспекту, критики называли «Исчадием больших городов». В картине усматривается обличительный смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму«Христос в пустыне» - в центре безграничной пустыни сидит Иисус Христос, пребывающий в напряденном, скорбном раздумье. Крамской изобразил героя картины, совершающего нелегкий выбор и предчувствующего трагическую развязку – жертву во имя людей.Среди художников, подписавших первый устав Товарищества передвижников, были также Н. Н. Ге, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, братья К. Е. и В. Е. Маковские, В. Г. Перов. Несколько позднее к ним присоединились И. Е. Репин, В. А. Суриков, Н. А Ярошенко, К. А. Савицкий и др. С середины 80-х гг участие в выставках принимают В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Д. Поленов.
Вершиной реализма русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество
Ильи Ефимовича Репина и Василия Ивановича Сурикова, полотна которых создали собирательный образ русского народа. Наиболее громкое общественное звучание имели работы Репина «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста». В 70—80-х гг. художник увлекся историческими темами — «Царевна Софья», «Иван Грозный и сего Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И. Е. Репин обладал и несомненным даром портретиста. Он также оставил нам образы писателей, композиторов, актеров.
Полотна Василий Ивановича Сурикова — это художественно воссозданная история главным героем которой является русский народ. «Утро стрелой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Поение Сибири Ермаком» — эти картины вошли в золотой фонд русской художественной культуры.
«Меншиков в Березове» - одна из картин исторического блока Сурикова рассказывает о падение последнего яркого представителя эпохи Петра«Боярыня Морозова» - самая знаменитая картина. Феодосия в заточении. Бледное лицо Морозовой со впалыми щеками и фанатичным блеском глаз прекрасно и страшно одновременно Морозова бала защитницей старообрядчества. В 1671 г. Ее арестовали, лишили состояния, пытали, но она отказалась изменить своей вере и умерла. ВО всем облике боярыни. Которая левой рукой вцепилась в сани и высоко подняла правую со сложенным двоеперстием – и огромная внутренняя сила и неимоверное нервное напряжение. В толпе есть те, кто откровенно смеются, злорадствуют (поп, купец), однако больше в толпе тех, кто сочувствует героине, поднимает 2 перста юродивый, кланяется Морозовой барышня в желтом платке, молодая монахиня выглядывает из-за ее спины. Сестра боярыни идет рядом с санями, а слева за ними бежит мальчишка. РЕПИН«Бурлаки на Волге» - эта картина воплощает поиски передвижников. Бытовой жанр, тяжелая жизнь простого народа. 11 бурлаков – это 11 разных характеров, жизненных историй. Но в картине есть не только бытовой жанр, здесь еще и бескрайние пространства – высокое небо, огромная река.«Не ждали» - Лицо вернувшегося из ссылки полно муки и тревоги человека, вернувшегося домой и не уверенного, прав ли он, поймут ли его, примут ли обратно. Лица детей тоже выражают эмоции – девочка не помнит отца, она испугана, напряжена, а мальчик, поняв кто пришел в дом, открыл от волнения рот и светится радостью. Жена народника изо всех сил сжимает подлокотник кресла, вся устремлена к мужу«Запоржцы пишут письмо турецкому султану» - картина о политических событиях на Украине 17 в., однако для художника главное было показать смех (письмо султану было предельно оскорбительным и непристойным). Кажется здесь изображен все разновидности смеха: от громогласного хохота до сдержанного хихиканья – вся мимика и позы смеющихся людей.К жанру русских народных сказаний обратился
Виктор Михайлович Васнецов («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»). Его картины проникнуты духом народных сказок, религиозными исканиями и размышлениями судьбе народа-богатыря.
«Богатыри» - самое знаменитое произведение Васнецова. У Ильи Муромца с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни наверное меньше, чем у Ильи, однако в нем видна душевная ясность, благородство. У Алеши Поповича в руках лук – не богатырское оружие: из него убивают не в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не побрезгует и добычу не упустит. Васнецов настолько глубоко проник в дух русских богатырей, что их трудно представить себе как-то иначе.«Витязь на распутье» - На камне написано известное выражение из сказки. Устало опущенное копье рыцаря подчеркивает глубину раздумий рыцаря. Череп и кости добавляют напряженности«Аленушка» - это была одна из первых русских картин, где переживания человека переданы через состояние природы. Темная вода как будто притягивает отчаявшуюся Аленушку. ЕЕ лицо скорбно, пальцы напряженно сцеплены, все говорит о глубокой грусти. Загрубевшие ноги Аленушки недвусмысленно указывают на «крестьянский» прототип, с которого Васнецов писал свою героинюГлавным объектом внимания у многих художников стал среднерусский пейзаж, природа русского севера. Картины
Ивана Ивановича Шишкина создают впечатление могущества, силы, величия русской природы, которая и должна быть присуща богатырскому народу
«
Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща» - впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с громадными стволами деревьев. Трещины коры, травинки, камни – все тщательно прописано. Внимание привлекают и унылые пни по сторонам ручья и наклонившаяся сосна и забавная жадность двух медведей, заглядевшихся на высоко висящий улей.Изумительные по красоте русские пейзажи изображены на картинах
И.И. Левитана. Василий Поленов «Заросший пруд» - эту картину называют «балладой о времени». Представлен образ быстротечности времени. Старые мостки с вытоптанной почти до белизны тропинкой придают образу пруда ностальгическое звучание. Вдали на скамейке едва видна фигура женщины. В основе картины – виртуозно обыгранные художником градации одного и того же зеленого цвета. Поленов – непревзойденный мастер – колорист. Детально прописаны кувшинки и детали берега.Большой популярностью пользовались полотна
Ивана Константиновича Айвазовского, который больше го любил изображать море.
«Девятый вал» - Громадная волна бушующего моря готова обрушится на обломки корабля с горсткой людей. Это зрелище одновременно страшно и прекрасно: грозная стихия воды с удивительным искусством передана тончайшими оттенками цвета.«Черное море» - Одну половину картины занимает море, другую – небо. Здесь показаны не только форма и цвет волн, но и бег облаков, поэтическая тоска одиночества, усиленная крошечным парусом исчезающим на горизонтеСкульптура.Наиболеее известным скульптором второй половины XIX в. был М. Антольский. По своим воззрениям он примыкал к передвижникам. М. М. Антокольский создал серию исторических портов: «Иван Грозный», «Петр I», «Ярослав
Мудрый», «Ермак
Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в Москве июне 1380 г. памятника А. С. Пушкину, который был создан народные пожертвования. Автором памятника был известный скульптор Александр Михайлович Опекушин.
Михаил Осипович Микешин в своем памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) изобразил 129 скульптурных фигур. Подобными приемами он пользовался и при создании памятника Екатерине II в Петербурге (1873 г.).