Главная страница

Урок №. Внутренняя политика Александра III цели урока



Скачать 386.94 Kb.
НазваниеУрок №. Внутренняя политика Александра III цели урока
страница1/6
Дата08.04.2016
Размер386.94 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6

УРОК № . Внутренняя политика Александра III


Цели урока:

Образовательная: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования

Развивающая: развивать навыки мышления, умение делать выводы и обобщения, умение выделять главное, сравнивать и обобщать, навыки работы с учебником

Воспитательная: воспитывать интерес к истории

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, просмотр учебного видеофильма, работа с учебником

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1) Личность Александра III

В оценке личности Александра III историки до сих пор не могут отказаться от стереотипов, сложившихся в советский пери­од. Это касается как уровня образования и воспитания императо­ра, так и его личных качеств и способностей государственного деятеля. Эти стереотипы — малообразованность, недалекий ум, сквернословие, пьянство, стремление к подавлению любого про­явления свободы и т.д. В настоящее время наблюдается стремле­ние к более объективной оценке царствования Александра III. С позиции объективности должен подойти к этому вопросу и учи­тель. Для лучшего усвоения материала учащимися вопрос можно разделить на пункты.

1. Уровень образования и воспитания.

Нужно учесть, что Александр III не должен был стать импера­тором. Его готовили к типичной для великих князей военной карьере. Наследником трона он стал после смерти своего старшего брата Николая, в 1865 г. Александру Александровичу было в то время уже 20 лет, и только с этого времени ему пришлось нагонять упущенное в образовании. Недостаток образования Александр III восполнял большим трудолюбием, самостоятельно вникая во все вопросы.

Рассказывая об этом, учитель может привести мнение совре­менника.

Документ

«...Что же касается будущего императора Александра III, то, можно сказать, он был несколько в загоне; ни на его образование, ни на его воспитание особого внимания не обращали...

И действительно, император Александр III был совершенно обы­денного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего образования; по наружности — походил на большого русского мужика из цент­ральных губерний, к нему больше всего подошел бы костюм: полушу­бок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость...

Я не стану спорить о том, что император Александр III был человеком сравнительно небольшого образования, можно сказать — он был человеком ординарного образования. Но вот с чем я не могу согласиться и что часто мне приходилось слышать, это с тем, что император Александр III не был умным. Надо условиться, что подра­зумевать под словом ум: может быть, у императора Александра III был небольшой ум рассудка, но у него был громадный выдающийся ум сердца...»

Из воспоминаний СЮ. Витте

2. Личные качества Александра III.

Учитель отмечает, что в сфере личной жизни Александр III был отличный семьянин, образцовый хозяин. Что касается его манеры общения, то он действительно мог крепко отругать, обозвать гру­бым словом, но так обращался он только с провинившимися. Часто для характеристики личности Александра III учителя назы­вают его приверженность к алкоголю. Учитель может упомянуть об этом, как об имеющей место версии, но в то же время нужно указать на ее недоказанность. Дело в том, что единственным источником в этом вопросе является статья революционера В.Л. Бурцева в газете «Будущее» (1912 г.), в которой он ссылается на рассказ физика П.Н. Лебедева о его беседе с начальником охраны и другом Александра III П.А. Черевиным. То есть информация о пьянстве царя, полученная через третьи руки и рассказанная вра­гом монархии, не может не вызывать сомнений. В подтверждение этой версии часто приводят ухудшение здоровья Александра III и его раннюю смерть. Но при этом забывают, что император подо­рвал свое здоровье в 1888 г. во время катастрофы в Борках, когда царский поезд сошел с рельс и Александр III, отличавшийся богатырской силой, удержал на себе падающую крышу вагона, чтобы спасти свою семью.

3.Если говорить о политических взглядах Александра III, то он был приверженцем абсолютной монархии не по причине недо­статка образования и ума, а из-за убеждения, что конституцион­ные преобразования приведут к серьезным общественным потря­сениям. Он вынес эту уверенность из опыта царствования своего отца, чьи преобразования только усилили революционное движе­ние. Правда, меры Александра III, направленные на укрепление самодержавия и сословного строя, нельзя назвать прогрессивны­ми и даже в ряде случаев целесообразными. В этом месте учитель может обратиться к концу царствования Александра II, когда по инициативе М.Т. Лорис-Меликова был разработан проект пред­ставительного совещательного органа, а после гибели императора 1 марта 1881 г. Александр III отверг этот проект.

Организуется просмотр учебного фильма «Александр III» (сделанный с ДВД)

2) Эпоха контрреформ

ЗАДАНИЕ: почитать стр. 187 – 192, выделить меры, которые можно отнести к контрреформаторским

Область реформирования

Реформы Александра II

Реформы и Контрреформы Александра III

Крестьянский вопрос

1861 г. – отмена крепостного права

  • 1881 г. - прекращено временнообязанное состояние крестьян (все крестьяне переводились на обязательный выкуп)

  • Снижение выкупных платежей на 1 руб.

  • Отмена подушной подати

  • 1882 г. – создан крестьянский банк (предоставлял льготные кредиты для покупки земли)

  • 1893 г. – ограничен выход крестьян из общины. Переделы земли – 1 раз в 12 лет

  • Запрет продавать общинные земли

Рабочее законодательство

-

  • 1882 г. – запрещен детский труд до 12 лет

  • Рабочий день с 12 до 15 лет – 8 часов

  • 1885 г. – запрещен ночной труд детей и несовершеннолетних

  • Ограничено взимание штрафов

  • Ответственность рабочих за участие в стачках

Местное самоуправление

1864 г. – земская реформа,

1870 г. – городская реформа

  • 1889 г. – закон «о земских участковых начальниках». Создавались 2200 земских участков во главе с земскими начальниками (только дворяне), которые управляли крестьянами, имели право судить их. Имели право без суда приговорить крестьян к телесным наказаниям

  • 1890 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - в земства могли быть избраны только дворяне, крестьяне могли избирать только гласных, которых затем утверждал губернатор

  • 1892 г. – Городовое положение. Повышен имущественный ценз. Городское самоуправление поставлено под контроль правительства

Реформы в образовании

Университетский и школьный уставы

  • 1884 г. – университеты лишались автономии

  • Выросла плата за обучение, запрещены студенческие организации

  • 1887 г. – закон «о кухаркиных детях» - запрет на обучение в гимназиях детям из низших слоев., повышена плата за обучение

  • Дети крестьян учились в церковно-приходских школах

  • Ужесточена цензура в печати. Закрыты газеты и журналы

Судопроизводство

(рассказ учителя)

1864 г. – судебная реформа

  • Земские участковые начальники могли отменить решение волостного (мирового) суда

  • 1887 г. – министр Юстиции имел право запретить публичное рассмотрение любого дела в суде

  1. Закрепление.

Таким образом говорить о полном отказе Александра III от реформ неправильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70х гг, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие права и свободы, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16%, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю

  1. Домашнее задание. § 29-30. Национальная и религиозная политика Александра III - конспект

Национальная и религиозная политика Александра III. Одной из главных задач национальной и религиозной политики Александ­ра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин. Не без влияния Победоносцева Русская Православная Церковь была поставлена в исключительное положение. Те религии, кото­рые признавались им «опасными» для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер-прокурор Синода проявлял к сектантам. Нередко у родителей-сектантов даже отнимали детей. Преследованиям подвергались и буддисты — калмыки и буря­ты, им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал испо­ведовать прежнюю религию.

Суровое отношение правительство Александра III проявляло к приверженцам иудаизма. По Временным правилам 1882 г., у евре­ев отняли лраво селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости; им запрещалось приобретать недвижимое иму­щество в сельской местности. В 1887 г. была сокращена сама черта оседлости. В L891 г. был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии. В 1887 г. было определено, какой процент от общего числа обучаемых в учебных заведениях мс гли составлять евреи (процентная норма). Существо­вали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональ­ной деятельности, например в адвокатуре. Все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Преследованиям подвергались и поляки-католики — для них был закрыт доступ к государственным должностям в Царстве Польском и в Западном крае.

В то же время на присоединенных к Российской империи зелслях Средней Азии были оставлены в неприкосновенности мусульман­ская церковь и мусульманские суды. Местному населению предо­ставлялось право внутреннего самоуправления, которое оказалось в руках местной верхушки. Но русские власти сумели располо­жить к себе и трудящиеся слои населения, проведя снижение нало­гов и ограничив произвол знати.

Александр III отказался от продолжения начатых его отцом либеральных преобразований. Он взял твердый курс на сохране­ние основ самодержавия. Реформаторская деятельность была про­должена лишь в области экономики.


  1   2   3   4   5   6