Главная страница

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»



НазваниеРабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Юные инспекторы движения»
страница1/4
Дата16.04.2016
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя школа»
Принято: Согласовано:

На заседании ШМО ________________

классных руководителей Зам. директора по ВР

от 27.08.2015 г., №1. _______________

Утверждено приказом по школе от 28.08.2015 г. № 81/6


Рабочая программа

по социальному направлению внеурочной деятельности

«Юные инспекторы движения»
Класс- 2-4

Сроки реализации- 1 год

Количество часов – 102 часа

Уровень - базовый

Учитель – Владимирова Е.Б.


с. Белый Яр

2015 г.
Пояснительная записка

Данная модифицированная программа составлена на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» начального общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • СанПиН,2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002),раздел2.9

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ№220\11-13 от 20.02.1999)

  • Положение о внеурочной деятельности МБОУ «Белоярская СШ»

Содержание программы курса тесно интегрировано с воспитательными мероприятиями в рамках плана воспитательной работы школы и способствует его реализации.

Реализация программы рассчитана на два этапа:

  Первый этап (1-3 класс) – предусматривает пропаганду безопасного поведения на дорогах.  Получение знаний об основных правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках, проведение театрализованных игр с детьми, т к. эмоционально окрашенные сюжеты запомнятся куда лучше, чем сухо изложенные правила.

 Второй этап (4 класс) по пропаганде основ безопасности –  проводятся  ролевые игры, театрализованные представления. К подготовке мероприятий  привлекаются работники ГИБДД, родители. Пропаганда безопасного поведения на дорогах ведется и через творческие формы работы. Дети участвуют в конкурсах  плакатов и рисунков, отгадывают кроссворды по основам безопасности. Ребята анализируют и комментируют дорожную ситуацию, пытаются ее разрешить. В рамках программы учащиеся школы  приобретают знания по технике безопасности и жизненно важным гигиеническим навыкам; усваивают правила дорожного движения и оказания первой доврачебной медицинской помощи. Полученные результаты позволяют оценивать состояние работы  по формированию правил безопасного поведения на дорогах, развитие воспитательного процесса, прогнозировать новые достижения. Программа  способствует решению проблемы обеспечения безопасности детей и подростков, а также воспитанию здорового поколения.  Она оказывает огромное влияние на формирование  нравственных качеств детей, обогащение их положительного опыта.

Актуальность программы заключается в том, что на нее имеется социальный заказ, программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени. Социальный заказ - на протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Практическая значимость программы заключается в том, что её содержание будет способствовать формированию у младших школьников культуры безопасности жизнедеятельности.

Целями программы:

• создание условия для саморазвития, самопознания, самореализации личности;

• формирование у учащихся потребности в охране жизни и здоровья;

• обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного пространства.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаниями, умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

  • Воспитание убежденного образцового участника дорожного движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.

Развивающие:

  • Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся.

  • Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;

  • здорового образа жизни и навыков самостоятельного физического совершенства.

 Формы организации детского коллектива: работа с классом и в малых группах, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия

  • игровые тренинги

  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх

  • экскурсии

  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины

  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;

  • выпуск стенгазет

  • разработка проектов по ПДД

  • встреча с работниками ГИБДД

  • просмотр видеофильмов

Занятия проводятся, как в кабинете, так и на открытом воздухе (в теплое время года).

Программа предназначена для учащихся 1- 4-х классов, т.е. начальной ступени обучения. Количественный состав группы 12-15 человек.

Дети на занятия набираются в добровольном порядке, после собеседования с родителями.

На реализацию программы курса отводится 135 часов. Общее число часов в год:                       33 часа - первый год обучения, 34 часа - второй год обучения,  34 часа – третий год обучения,

34 часа – четвертый год обучения. Периодичность занятий – один раз в неделю. Продолжительность одного занятия в 1 классе- 35 минут, 2-4 классах – 40 минут.

Количество внеаудиторных занятий - 50 %. Содержание занятий курса расширяет познания учащихся в овладении умениями и навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Прогнозируемые результаты:

Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:

Приобретение учащимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;

Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;

Овладение двигательными умениями и навыками, повышение культурного уровня.

УУД:

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;

· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.

Ученик получит возможность для формирования:

· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;

· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:

· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;

· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Ученик получит возможность научиться:

· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

· задавать вопросы;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Учащийся получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса «Юные инспекторы движения» является сформированность следующих умений:

Второй год обучения

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

— различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Четвертый год обучения
Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ И

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ





Результаты

Система отслеживания результатов

Критерии оценивания

Периодичность

1

Формирование интереса к занятиям курса

Система посещений занятий курса.



Кол-во пропусков – не более 5%



Ежедневно/

По итогам года

2

Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Участие в конкурсах;

творческие работы учащихся.


Активное участие на занятиях на уровне группы.


Ежедневно/

По итогам года


3

Активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения.

Тестирование,

практические работы; выступления агитбригады.


Активное участие в театрализованных представлениях

( агитбригада)

По итогам второго периода.


Содержание программы

Второй класс
Дорожная азбука (13 часов)
Улица полна неожиданностей. Безопасность на улице. «Безопасный путь : Дом-школа-дом». Школа безопасности. Движение пешеходов и машин. Улица .Тротуар .Проезжая часть. Где и как надо переходить дорогу? Дорожные знаки. Дорожная разметка и её предназначение. Перекресток и его виды. Итоговое занятие
Наш друг – светофор (6 часов)
Светофор и его сигналы. Сигналы регулирования дорожного движения. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. «Красный, желтый, зеленый». Своими руками. Итоговое занятие
Мы – ЮИД (15 часов)
Мы - пассажиры. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Правила поведения в общественном транспорте. «Учимся соблюдать правила дорожного движения» . Что такое –хорошо?. ПДД. Мой друг – велосипед. Ремень безопасности. Гимн ЮИД. ЮИД. Безопасное лето. Вместе. Подготовка праздничной программы. Мы – ЮИД.
Четвертый класс
Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)

Общие принципы оказания доврачебной помощи. Знай и умей. Я сам. Состав и назначение автоаптечки. Чрезвычайные ситуации на дороге. Поведение при аварийной ситуации. Техника наложения повязок. Первая помощь при общих ранениях. Наложение жгута и повязок. Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. Остановка кровотечений. Первая помощь при несчастных случаях. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Первая помощь при ожогах и отморожениях. Транспортировка при различных видах травм. Оказание первой доврачебной помощи.
Пропаганда ПДД (18 часов)
Знаешь ли ты правила дорожного движения? В объективе- безопасность. «Друзья светофора». Красный , желтый, зеленый. Школа светофорных наук. Встреча с интересными людьми. Дорожная азбука. «Перекресток». «Мой друг – велосипед». Автогородок. Безопасность на дороге. Автогородок. Оказание первой доврачебной помощи. Способы оказания первой доврачебной помощи. «Внимание, дети!». ЗОЖ. Дети-дорога.

Календарно-тематический план

Второй класс


№ занятия

Наименование темы

Содержание занятия/форма

Планируемые результаты обучения

Дата












Личностные УУД

план

факт

Дорожная азбука (13 часов)

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

-объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

-в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

-осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.


Регулятивные

-определять цель деятельности;

-учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы







1

Вводное занятие

«Улица и мы»

Мотивация на систематические занятия по программе. (теоретич)







2

Улица полна неожиданностей

« Обязанности пешеходов»

Экскурсия «Наше  село  где  мы  живем» (практич)







3

Безопасность на улице.

Сигналы светофора.

Викторина «Азбука  безопасности» (теоретич)







4

«Безопасный путь: дом-школа-дом»

Пешеходные переходы.

Разработка  схемы (Практич)







5

Школа безопасности


Экскурсия «Я – пешеход» (Практич)







6

Движение пешеходов и машин


Игровая  программа «Правильное  движение» (Теоретич)







7

Улица .Тротуар. Проезжая часть.


Игра «Перекресток» (практич)







8

Где и как надо переходить дорогу?


Беседа (теоретич)







9

Дорожные знаки


Конкурс  рисунков «Правила  дорожного  движения - наши  верные  друзья» (практич)







10

Дорожные знаки







11

Дорожная разметка и её предназначение

Беседа (теоретич)








12

Перекресток и его виды


Игра «Перекресток» (практич)







13

Итоговое занятие

Викторина (теоретич))







Наш друг – светофор (6 часов)







14

Светофор и его сигналы


Беседа (теоретич)








15

Сигналы регулирования дорожного движения

Игра «Сигналы  светофора» (практич)







16

Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика


Игра «Регулировщик» (практич)







17

«Красный, желтый, зеленый»

Развлекательная  программа  (практич)







18

Своими руками

Творческая мастерская (практич)







19

Итоговое занятие

Тестирование  по  итогам  программы (теоретич)







Мы – ЮИД (15 часов)







20

Мы - пассажиры

Правила  пользования  транспортом (теоретич)







21

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

Викторина  «Мы  за  безопасность  на  дорогах» (теоретич)







22

Виды транспорта (наземный, водный, воздушный)

Беседа (теоретич)








23

Правила поведения в общественном транспорте

«От  пешехода  до  пассажира» - игра (практич)







24

«Учимся соблюдать правила дорожного движения»

занятие – викторина (теоретич)







25

Что такое –хорошо?

Игра «Дисциплинированный  пассажир» (практич)







26

ПДД

Занятие в кабинете безопасности (практич)







27

Мой друг - велосипед

Основы безопасности при вождении велосипеда (теоретич)







28

Ремень безопасности

Беседа, просмотр фильма (теоретич)







29

Гимн ЮИД

Прослушивание и разучивание песни (практич)







30

ЮИД

Творческая встреча с ребятами из команды ЮИД (теоретич)







31

Безопасное лето

Беседа по безопасности (теоретич)







32


Вместе

Подготовка праздничного концерта (практич)







33

Подготовка праздничной программы

Подготовка агитбригады (практич)







34

Мы - ЮИД

Праздник, выступление агитбригады (практич)






  1   2   3   4