|
Урок по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории» Обобщающий урок по теме «Основные положения молекулярно-кинетической теории»
Тип урока: повторительно - обобщающий
Технология: технология критического мышления (приемы: работа с таблицей инсерт, «тонкие» и «толстые» вопросы), решение кейсовых заданий.
Продолжительность: 2 акад.часа
Межпредметные связи: кулинария, организация производства, литература, химия, история.
Цель урока: обобщение знаний по основным положениям МКТ, мотивирование обучающихся к изучению предмета (раздела), умение работать в группах, формирование диалогической культуры, умение анализировать, систематизировать знаний в разных областях и делать выводы.
Задачи урока:
повторить основные явления и понятия: тепловое движение, диффузия, броуновское движение, испарение, взаимодействие частиц, расширение и сжатие вещества, атом, молекула;
повторить формулы зависимости между физическими величинами;
формирование решения качественных физических задач на примере художественной литературы;
формирование навыка решения ситуативных задач профессиональной направленности;
формирование навыка решения физических расчетных задач;
формирование умений и навыков работы с научным текстом, находить и объяснять физические явления и процессы в профессиональной деятельности;
аргументировать и отстаивать взгляды;
продолжение работы в малых группах переменного состава (4-5 групп).
Оснащение урока:
презентация PowerPoint
программа Notebook
мультимедийный проектор
раздаточный материал на бумажной основе (приложение 1, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 9)
таблички для ответа и бонусы,
таблички двух цветов («4» , «5»),
ручки двух цветов
План урока
Элемент урока
| Время
| Деятельность преподавателя
| Деятельность учащихся
| Организационный момент
| 2 мин
| Приветствует группу
Знакомит с планом урока и организацией урока
Слайд 1
Выдает раздаточный материал
Просит всех участников заполнить диагностическую карту (приложение1)
| Приветствуют преподавателя
Капитаны выбирают раздаточный материал
Участники групп подписывают информационные листы
Заполняют диагностическую карту пункт 1(приложение 1 – начало урока)
| Актуализация знаний:
-решение кроссворда
-составление схемы основных положений МКТ
- отработка основных положений МКТ на примерах
| 20мин
3 мин
7 мин
10мин
| Объясняет особенности решения кроссворда и заполнения пропусков в программе Hot Potatoes на компьютере Nova 5000
Организует работу в малых группах
Объясняет задание II
Организует работу в группах
Следит за заполнением задания в программе Notebook (приложение 3)
Объясняет задание III
Слайды 2
Помогает правильно сформулировать ответ на толстые вопросы. Подводит итоги работы
| Слушают объяснение преподавателя по выполнения задания I
Команды решают кроссворд на компьютере Nova 5000, переводят проценты в баллы
(приложение 2)
Слушают объяснение задания II
Задают «тонкие» и «толстые» вопросы соперникам, основываясь на банке данных , зарабатывают бонусы, заполняют слайд 3
Подчеркивают правильные ответы (приложение 4)
слайд 2
Участники команды отвечают на «толстые» вопросы заданий (по очереди), объясняя свою точку зрения, капитаны отмечают «плюсы» и «минусы», выставляя первичные баллы другим цветом ручки
Заполняют диагностическую карту пункт 2
| Применение полученных знаний к конкретно-проблемным ситуациям
| 10мин
| Зачитывает задачи на смекалку
Слайд 3
Зачитывает отрывки из художественной литературы, помогает сформулировать мысль при ответе
Слайды 4-7
| Отвечают на вопросы задач на смекалку, используя специальные таблички (слайд 3)
Заполняют диагностическую карту пункт 2
Учащиеся отвечают на вопросы качественных задач на примере отрывков из художественной литературы, используя
специальные таблички, зарабатывая бонусы (слайды 4-7)
Заполняют диагностическую карту
пункт 2
| Проверка знаний формул
| 3мин
| Организует работу в группах при восстановлении формул, оценивает работу группы бонусами
Слайды 8-14
| Участники группы восстанавливают формулы (кто быстрее) на слайдах 8-14,для ответа используют специальные таблички, зарабатывая бонусы
| Отработка навыка решения расчетных задач
| 10мин
| Организует работу «Физического лото» (открывает выбранные группой вопросы на слайде 15, раздает тексты выбранных задач, организует помощь при решении задач)
Устанавливает слайд14с формулами
Слайды 16-31
Организует проверку задач (ответы на слайдах 16-31)
| Участники группы попарно выбирают номер вопроса со слайда «Физическое лото», капитаны записывают на лист количество бонусов, пары решают выбранную задачу (приложение 2),
отмечают баллы в листах
Проверяют решенные задачи (отмечают верно, или неверно решена задача), капитаны считают первичные баллы (максимум 2 балла)
| Организационный момент
| 1 мин
| Напоминает план работы слайд 32
| Слушают план урока, ставят задачу повара
| Решение «кейсовых» задач
| 40мин
15мин
15мин
10мин
| Организует знакомство и работу группы с познавательным текстом (приложение 5) Слайды 33,35,37,38,39
Демонстрирует видеосюжеты по засолке огурцов и консервированию помидоров
Слайд 59,61
Просит объяснить видеосюжет
Слайд 40,41
Объясняет задание IV, корректирует «тонкие» и «толстые» вопросы и ответы на них, организует переход вопроса (приложение 6)
Слайд 42
| Знакомятся с текстом, отмечают в диагностической карте пункт 2. Капитан зачитывает всем текст, и группа анализирует его, используя таблицу инсерт. Капитаны 2х групп сопровождают рассказ видеосюжетами
Слайд 34,36
Зарабатывают бонусы
Заполняют диагностическую карту пункт 2
Каждая группа объясняет свой видеосюжет, получают табличку соответствующего цвета
Слайды 40,41
Заполняют диагностическую карту пункт 2
Знакомятся со своим текстом, задают «тонкие» и «толстые» вопросы другим группам (приложение 6), зарабатывают таблички соответствующего цвета
Заполняют диагностическую карту пункт 2
Консультанты заполняют пропуски в тексте с помощью компьютера Nova 5000(приложение 7)
| Организационный момент
| 4мин
| Объясняет домашнее задание (приложение 9)
Собирает информационные листы с выполненными заданиями, подводит итоги урока, выставляет предварительные оценки всей группе (уточнение на следующем уроке)
| Заполняют диагностическую карту пункт 1( в конце урока)
Капитаны считают общий балл, сдают листы с выполненными заданиями, сдают на кафедру специальные таблички для ответов и бонусы в коробку
| Приложение 1
Диагностическая карта
1.Зачем я изучаю физику:
| Для получения полного образования
| Знания по физике пригодятся в моей профессиональной деятельности
| В начале урока
|
|
| В конце урока
|
|
|
2. Заполнить таблицу инсерт – самоактивизирующая систематическая разработка для эффективного чтения и размышления
| V знал
| + новое
| - думал иначе
| ? не понял
| Основные положения МКТ
|
|
|
|
| Задачи на смекалку
|
|
|
|
| Отрывки из художественных произведений
|
|
|
|
| Способы сохранения пищи
|
|
|
|
| Видеосюжеты
|
|
|
|
| Кулинарный поединок
|
|
|
|
| 3. Кроссворд - _____% перевод % в баллы
45-70% «3»,71-85% «4» 86-100% «5»
4.Правильный ответ - ______баллов (за правильно решенную задачу -2 балла)
5. Бонусы - _____________
ИТОГ ______________ баллов
Приложение 2
Задание I
На портативном компьютере Nova 5000 (кроссворд создан в программе Hot Potatoes) решить кроссворд и получить баллы 45-70% удовлетворительно
71-85% хорошо
86-100% отлично
По горизонтали:
3. Масса одного моля вещества 4. Наименьшая устойчивая частица вещества, обладающая всеми химическими свойствами
6. Наименьшая частица химического вещества, которая является носителем его химических свойств
7. Самопроизвольное перемешивание веществ, вследствие теплового движения молекул
По вертикали:
1.Физическая величина, характеризующая массу 1 кубометра вещества
2. Одно из агрегатных состояний вещества, в котором его частицы слабо связаны между собой силами молекулярного притяжения и движутся хаотически, заполняя весь возможный объем
3. Единица количества вещества
5. Твердое состояние воды
Приложение 3
Задание II
МКТ
ВЕЩЕСТВО
ЧАСТИЦЫ
МОЛЕКУЛЫ АТОМЫ
ПРОМЕЖУТКИ
ДВИГАЮТСЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
НЕПРЕРЫВНО ХАОТИЧЕСКИ
СИЛЫ
ПРИТЯЖЕНИЯ ОТТАЛКИВАНИЯ
Приложение 4
Задание III. Подчеркните правильный ответ
Какие примеры доказывают первое положение МКТ?
Распространение запаха свежеиспеченного хлеба
Прилипание теста к противню
Высыхание белья
Засолка огурцов
Поднятие столбика ртути в термометре при повышении температуры
Рассмотрение в микроскоп капли сильно разбавленного молока
Какие примеры доказывают второе положение МКТ?
Распространение запаха свежеиспеченного хлеба
Прилипание теста к противню
Высыхание белья
Засолка огурцов
Поднятие столбика ртути в термометре при повышении температуры
Рассмотрение в микроскоп капли сильно разбавленного молока
Какие примеры доказывают третье положение МКТ?
Распространение запаха свежеиспеченного хлеба
Прилипание теста к противню
Высыхание белья
Засолка огурцов
Поднятие столбика ртути в термометре при повышении температуры
Рассмотрение в микроскоп капли сильно разбавленного молока
Приложение 5
Соление. Соление наряду с сушкой стало одним из надежных способов сохранения пищи.
Фридрих Энгельс в числе важнейших изобретений, таких, как часы, очки, ветряная мельница, магнитная игла (компас) и другие, назвал также и «соление селедок». По словам Энгельса, начавшееся еще в XII в., считается столь же важным, как изобретение компаса. И это утверждение имеет глубокий смысл. Путешественникам и землепроходцам, отправляющимся в длительное путешествие, так же как компас, нужен достаточный запас хорошо сохраняющихся продуктов, а соль, как известно, - прекрасный консервант.
Консервирование стерилизацией. Этот способ сохранения продуктов возник на рубеже XVIII-XIX вв. Наполеон, ведший завоевательные войны, считал, что «побеждать – это значит снабжать», и отдал приказ о поиске надежных способов сохранения продуктов. Долгое время шли дискуссия между итальянцем Спалланцани и ирландцем Нидгэмом о причине порчи продуктов. Смышленый и предприимчивый французский повар и кондитер Никола Франсуа Аппер, зная о длительных спорах ученых по поводу того, как избавиться от возбудителей порчи продуктов, пришел к мысли, что продукты, герметично укупоренные и подвергнутые тепловой обработке (стерилизации), можно сохранять длительное время. Его предложение оказалось верным, а продукты, приготовленные им таким образом, были признаны высококачественными. Таким образом, Аппер изготовил первые в мире консервы, за что получил денежную премию 12 тыс. франков, золотую медаль и был удостоен почетного звания «Благодетель человечества».
Соль известна человеку с незапятных времен. Много сказок, легенд, былей и небылиц о соли хранит народная память. У всех народов соль всегда была символом гостеприимства. «Без соли, без хлеба плохая беседа», - говорит пословица. В древние времена соль ценилась наравне с золотом. Во многих странах в обращении были «солевые» деньги.
Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, побывав в Китае, на Цейлоне, в Эфиопии, на Яве и Суматре в 1298 г., написал книгу, как в Китае изготовляли деньги из соли. « Для этого рассол кипятился в небольших котлах. Через час соль принимает вид теста, и их нее делают нечто вроде пирожков… после этого как на пирожки накладывают клеймо императора, чтобы они уподоблялись настоящим металлическим монетам, их «зажаривают» на горячих черепицах.
Соль используется для …….(продолжите фразу)
Сахар. Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, их вниманию среди бесчисленных чудес привлек неведомый белый твердый продукт сладкого вкуса. Один из сподвижников Александра Македонского писал, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. В Китае, куда через некоторое время попал этот продукт, его назвали каменным медом, в Египте – индийской солью. Название этого продукта на древнеиндийском наречии было «саркара» или «саккара», корень которого впоследствии вошел во все европейские языки: sugar – по-английски, surce – по-французски, zucker - по-немецки, сахар – по-русски.
На Руси тростниковый сахар был известен в XIIв., а XVIв, он появился на царском столе. По приказу Петра I в 1718 г. В Петербурге был построен первый сахарный завод. Сахарный тростник культивировался главным образом в колониях Британской империи. В 1747 г. Немецкий химик Маркграф обнаружил сахар в свекле и сделал сообщение на заседании Берлинской Академии наук. Об этом открытии Маркграфа вспомнили лишь в конце XVIII в., когда в результате наполеоновских войн и континентальной блокады тростниковый сахар из английских колоний перестал поступать в Европу. В Европе стали открывать сахарные заводы, где сахар производили из свеклы. В 1802 г. в селе Алябьеве Тульской области был построен сахарный завод, который стал вырабатывать сахар из свеклы.
С помощью сахара варят….(продолжите фразу)
Уксус. Самым древним кислым продуктом, используемым человеком, является уксус. Древние греки использовали его для сдабривания пищи. Название его произошло от греческого слова «oksys» - кислый. Еще в глубокой древности было замечено: если слабое виноградное вино или виноградный сок оставить на некоторое время открытым, он скисает, превращается в уксус. Превращение вина или другой спиртовой жидкости в уксус происходит при участии уксуснокислых бактерий. Попав в жидкость, содержащую спирт, уксуснокислые бактерии окисляют спирт и превращают его в уксусную кислоту. Этим способом и сегодня получают уксус.
Самый лучший уксус – винный. В этом уксусе ценится не крепость, а его ароматичность и вкусовые качества. Улучшение вкусовых и ароматических свойств уксуса достигается добавлением настоев пряностей, душистых растений. Для этого уксус настаивают на сельдерее, укропе, базилике, мяте, листьях черной смородины и т.п. ароматизированный уксус обладает более мягким, приятным вкусом и запахом. По вкусовым качествам ценится винный, плодово-ягодный, солодовый натуральный уксус.
Используют для приготовления ....(продолжите фразу)
Приложение 6 Задание IV
Группа 1
Рыба. На предприятия общественного питания в соленом виде поступает треска, пикша, камбала и другая рыба. Соли в ней содержится от 6 до 20%, поэтому перед приготовлением блюд рыбу вымачивают, чтобы концентрация соли составляла 1-5%. Очень соленую сельдь вымачивают в холодной воде, но лучше в крепком чае, так как он содержит дубильные вещества, которые не дают сельди стать дряблой. Для улучшения вкуса сельди, ее можно вымачивать в молоке.
Воду, которой вторично ошпаривают рыбу, можно использовать для приготовления бульонов.
Задание IV
Группа 2
Рыба. Для варки используют: рыбу, в целом виде, звенья, порционные куски (кругляши), порционные куски из пластованной рыбы с кожей и костями, с кожей и без костей. Куски нарезают поперек волокон, при этом держат нож под прямым углом к рыбе. На каждом куске кожу надрезают в 2-3 местах, чтобы при тепловой обработке не изменяла свою форму.
Задание IV
Группа 3
Чай, кофе, какао в процессе хранения теряют аромат и поглощают посторонние запахи. Поэтому их следует хранить в сухих помещениях в плотно закрытой таре, вдали от пряностей и других продуктов, обладающих специфическими запахами. Не рекомендуется оставлять чай, кофе, какао в распечатанных пачках, незакрытых банках. Ароматические и вкусовые вещества кофе и какао быстро разрушаются при кипячении и длительном хранении напитков.
Задание IV
Группа 4
Рыба. Чтобы рыба при жарке не теряла много жидкости и пищевых веществ, а на поверхности ее образовалась поджаристая корочка, подготовленную рыбу панируют. Панированием называют нанесение панировки на поверхности полуфабриката. В зависимости от дальнейшего использования и различные панировки.
Для лучшего прикрепления панировки к продукту его смачивают в специальной жидкости – льезоне, представляющем собой смесь сырых яиц с молоком или водой с добавлением соли. На 1 кг берут 670 г яиц или меланжа, 340 г воды и 10 г соли.
Задание IV
Группа 5
Полуфабрикаты. Для централизованного снабжения предприятий общественного питания пищевая промышленность и фабрики - заготовочные выпускают полуфабрикаты высокой степени готовности для приготовления супов. Эти полуфабрикаты поступают в функциональных емкостях расфасованные по 3-5 кг, в ящиках из нержавеющей стали или деревянных ящиках, покрытых изнутри пищевым лаком.
Быстрозамороженные готовые изделия и полуфабрикаты поступают блоками прямоугольной формы по 5,10,15 и 20 порций, завернутыми в лакированный целлофан, в картонных коробках с вкладышем из целлофана или в формах из алюминиевой фольги.
Приложение 7
Заполните пропуски в тексте
Компот из черешни
Прокипятить воду с сахаром. В кипящий сахарный сироп опустить очищенную, промытую черешню, ягоды немного отварить, быстро вынуть шумовкой, положить в подготовленные банки, залить горячим сиропом, в котором они варились. Банки плотно закрыть, завернуть в одеяло и оставить в таком виде до полного их остывания.
В воде оттаивают чешуйчатую и бесчешуйчатую рыбу. В ванну наливают холодную воду с температурой 10-15⁰С и закладывают мороженую рыбу. На 1 кг рыбы берут 2 л воды. Мелкую рыбу оттаивают в течение 2-2,5 ч, крупную -4-5ч. Увеличение времени оттаивания приводит к ухудшению качества рыбы. За счет поглощения воды и набухания тканей масса рыбы увеличивается на 5-10%. Но при этом в рыбе происходит уменьшение количества минеральных веществ. Чтобы сократить эти потери, в воду добавляют соль (от 7 до 13г на 1 л воды).
Для улучшения вкуса, удаления специфического запаха и размягчения соединительной ткани мясо диких животных маринуют. После обвалки и зачистки мясо нарезают на крупные, порционные или мелкие куски, укладывают в керамическую посуду, заливают маринадом, выдерживают в холодном месте от 1 до 3 суток, в зависимости от величины кусков, вида животных, возраста. В процессе маринования мясо несколько раз переворачивают. Для приготовления маринада в кипящую воду кладут соль, сахар, лавровый лист, перец горошком, нарезанный мелко петрушку, морковь, сельдерей, лук репчатый, вливают уксус, кипятят 10-15 мин и охлаждают.
Лук фри. Репчатый лук нарезают кольцами, панируют в муке, кладут в жир, нагретый до 180⁰ С , и жарят 3-5 мин до образования золотистой корочки. Жареный лук вынимают шумовкой и дают стечь жиру, его не солят. Используют в качестве гарнира к бифштексу и другим блюдам.
Масло селедочное. Филе сельди вымачивают, пропускают через мясорубку с частой решеткой, протирают через сито, соединяют с размягченным сливочным маслом и хорошо взбивают. Хранят готовое масло в холодильнике. Используют для приготовления бутербродов, как холодную закуску, для фарширования яиц.
Приложение 8
Решите задачи
Капля масла объемом 2,4*10-5 см3 растеклась по поверхности воды, образовав пленку площадью 0,6 дм2. Определить поперечник молекулы масла.
Определить массу молекулы воды (Н2О).
Картофелина массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля и выразите ее в кг/м3.
Подсолнечное масло объемом 1 л имеет массу 920 г. Найдите плотность масла. Выразите ее в кг/м3.
Определите массу молекулы поваренной соли (NaCl).
Определите массу молекулы пищевой соды(NaНCO3).
Определите массу молекулы уксусной кислоты (СН3СООН)
Определите массу молекулы соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока (НСl)
Какое количество вещества содержится в 200 г воды(Н2О)?
Какова масса 1,5 молей поваренной соли (NaCl)?
Найти число атомов в серебряной ложке массой 54 г.
Сравните число атомов в серебряной и алюминиевой ложках равной массы.
Сравните число атомов в стальной и алюминиевой ложках равного объема. Плотность стали 7,8*103кг/м3, плотность алюминия 2,7*103 кг/м3
При никелировании изделия его покрывают слоем никеля толщиной 1,5 мкм. Сколько атомов никеля содержится в покрытии, если площадь поверхности изделия 800см2? Плотность никеля 8,9*103кг/м3
На изделие, поверхность которого равна 25 см2, нанесен слой хрома толщиной 2 мкм. Сколько атомов хрома содержит покрытие? Плотность хрома 7,2*103кг/м3
Определите массу молекулы воздуха
Приложение 9
Домашнее задание
Составить вопросы по тексту
1. На предприятиях общественного питания сладкие блюда приготавливают в специально выделенном помещении холодного цеха, оборудованном столами и холодильником, где хранят только готовые сладкие блюда и продукты, предназначенные для них, так как сладкие блюда быстро воспринимают различные запахи. При приготовлении сладких блюд используют универсальный привод с комплексом машин – взбивальной, протирочной, для отжимания сока, а также специальную посуду и инвентарь – котлы, кастрюли, сотейники, противни, сита, веселки, венички и формы..
2.Приготовление вареников с творогом. Для фарша творог протирают, добавляют сырые яйца, сахар, соль и хорошо перемешивают. Фарш разделывают в виде небольших шариков.
Приподняв край смазанной полосы теста, накрывают им фарш, вокруг каждого шарика верхний слой теста прижимают к нижнему и вырезают вареники металлической выемкой. Обрезки теста соединяют и вторично раскатывают. Раскатанное тесто можно нарезать небольшими кусочками, и из них с помощью круглой выемки сразу нарезать кружочки. На них кладут фарш, закрывают и защипывают края.
3. Мясо тушат вместе с гарниром и вместе отпускают. При таком способе блюдо получается более ароматным и сочным. Особенно вкусным получается мясо, приготовленное в глиняных горшочках с плотно закрывающимися крышками.
Жаркое по-домашнему. Подготовленное мясо и овощи укладывают в посуду слоями, чтобы снизу и сверху мяса были овощи, добавляют пассерованное томатное пюре, соль, перец, наливают бульон так, чтобы только закрыть продукты, закрывают крышкой и тушат до готовности. За 5-10 мин до окончания тушения кладут лавровый лист. Отпускают в горшочках. Это блюдо можно приготовить без томатного пюре.
4. Овощи. В сырых овощах клетки растительной ткани связаны между собой склеивающим веществом – протопектином. При тепловой обработке протопектин переходит в растворимое вещество – пектин, поэтому связь между клетками ослабляется и овощи размягчаются. Время тепловой обработки овощей зависит от стойкости протопектина. В кислой среде овощи размягчаются плохо, так как процесс перехода протопектина в пектин замедляется.
5. Кнельная масса. Зачищенную мякоть куриного филе или дичи пропускают через мясорубку с мелкой решеткой 2-3 раза, кладут замоченный в молоке или сливках черствый пшеничный хлеб без корок или слоеное тесто, перемешивают и пропускают через мясорубку. После этого растирают массу в ступке, а затем протирают через сито. Протертую массу охлаждают и взбивают, добавляя небольшими порциями яичный белок. Во время взбивания постепенно вливают холодные сливки или молоко. В готовую кнельную массу кладут соль и осторожно перемешивают. Для определения готовности кусочек массы кладут в воду: если он плавает на поверхности, то масса готова. Хорошо взбитая кнельная масса имеет нежную пышную консистенцию. При приготовлении кнельной массы в больших количествах используют специальные протирочные и взбивальные машины. |
|
|