|
Урок по теме «закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций» Урок по теме
«ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ.
УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Предлагаю разработку урока в 8-м классе по программе О. С. Габриеляна.
Цели урока: сформировать представления о законе сохранения массы веществ, выработать умения применять его, объяснить сущность химических реакций и процесса составления уравнений химических реакций, формировать умения выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Эпиграф к уроку:
Опыт!
Скажи, чем гордишься ты?
Что ты такое?
Ты плод ошибок и слез,
Силам потраченным счет.
Всюду: «Что нового?» — слышишь.
Да вдумайся в старое прежде!
В нем для себя найдешь ты нового много!
А. Майков
Урок начинаем с повторения домашнего задания, актуализации знаний о физических и химических явлениях с помощью творческого домашнего задания и отрывков из произведений художественной литературы.
В качестве домашнего задания к данному уроку учащимся было предложено нарисовать физические и химические явления: фотосинтез, кипение чайника, ржавление гвоздя, горение костра, таяние мороженого, горение электролампочки, сгибание гвоздя, растворение сахара, движение маятника часов, приготовление яичницы, звонок с урока и т. д. По рисункам одноклассников учащиеся определяют, какое это явление.
Далее предлагаем учащимся прослушать отрывки из художественных произведений с целью выяснить, о каком явлении идет речь. Приведу примеры отрывков.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. И. Тютчев.Весенняя гроза
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
А. С. Пушкин. Туча
Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету...
Я. П. Полонский. Песни цыганки
Шалун уж заморозил пальчик,
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Вот уж вечер.
Роса Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
С. А. Есенин. Вот уже вечер. Роса...
Актуализацию знаний ключевых терминов, понятий проводим в форме устного опроса или диктанта. Перечень проверяемых понятий: химическое явление, физическое явление, индекс, коэффициент, уравнение химической реакции, химическая формула, признаки и условия химических реакций, реакции обмена, замещения, соединения, разложения.
Затем переходим к изучению нового материала. За уравнениями химических реакций скрывается удивительный и до конца еще не познанный мир. Для того чтобы продвинуться по пути его понимания, необходимо провести эксперимент. Проводим инструктаж по правилам безопасности при работе со стеклом, нагревании.
Задание: проведите указанные реакции, расскажите о своих наблюдениях.
Учащихся предварительно делим на четыре группы по уровню обученное™ (при помощи психолога). Участники каждой группы получают карточки-инструкции.
1. Сжигание фосфора в закрытом сосуде
В круглодонную колбу положите немного красного фосфора (с горошину), закройте колбу пробкой, взвесьте. Затем колбу нагрейте (в том месте, где находится фосфор). После протекания химической реакции колбу охладите и повторно взвесьте.
Изменилась ли масса колбы? Напишите уравнение реакции окисления фосфора до оксида фосфора (V). Укажите тип реакции, назовите условия и признаки реакции.
2. Разложение основного карбоната меди(Н)
В пробирку положите немного соли (СuОН)2СO3. В колбу налейте 30-40 мл известковой воды. Прибор, состоящий из пробирки с солью, пробки с газоотводной трубкой и колбы с известковой водой, взвесьте. Нагрейте пробирку с основным карбонатом меди (II), газоотводная трубка должна быть опущена в известковую воду. После охлаждения пробирки прибор вновь взвесьте.
Изменилась ли масса прибора? Напишите уравнение реакции разложения соли (СuОН)2СO3 до оксида углерода (IV), оксида меди (II ) и воды. Укажите тип реакции, назовите условия и признаки реакции.
3. Реакция между растворами сульфата натрия и хлорида бария
На весах уравновесьте сосуд Ландольта, в одном колене которого находится раствор сульфата натрия, а в другом — хлорида бария. Слейте растворы. Произошла химическая реакция.
Изменилась ли масса веществ до и после реакции? Напишите уравнение, укажите тип реакции, назовите условия и признаки реакции.
4. Реакция между растворами щелочи и сульфата меди (II)
На весах уравновесьте два химических стакана с растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Слейте растворы.
Нарушилось ли равновесие весов? Напишите уравнение реакции, укажите тип реакции, назовите условия и признаки реакции.
Учащиеся выполняют эксперимент согласно инструкции, делают соответствующие записи в тетрадях.
Сообщаем, что опыт, который выполняла первая группа, является аналогом исторического эксперимента, проведенного М. В. Ломоносовым. Демонстрируем портрет ученого, заслушиваем доклад ученика о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
Обращаем особое внимание учащихся на то, что М. В. Ломоносов впервые в истории науки сформулировал один из основных законов природы — закон сохранения материи. Он писал: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения...». Подчеркивая выдающиеся заслуги Ломоносова, говорим, что лучший памятник великому ученому - наши знания.
Учащиеся записывают в тетрадях современную формулировку закона сохранения массы веществ при химических реакциях.
В качестве закрепления знаний предлагаем выполнить несколько заданий, затем организуем самооценку — проецируем на доску ответы через кодоскоп.
Предлагаем учащимся дома написать мини-сочинение на тему «Химические явления за окном». |
|
|