Главная страница

Урок по теме «закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций»



Скачать 44.23 Kb.
НазваниеУрок по теме «закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций»
Дата15.03.2016
Размер44.23 Kb.
ТипУрок

Урок по теме

«ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВ.

УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Предлагаю разработку урока в 8-м классе по программе О. С. Габриеляна.

Цели урока: сформировать представле­ния о законе сохранения массы веществ, выработать умения применять его, объяс­нить сущность химических реакций и про­цесса составления уравнений химических реакций, формировать умения выявлять су­щественное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспери­ментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.

Эпиграф к уроку:

Опыт!

Скажи, чем гордишься ты?

Что ты такое?

Ты плод ошибок и слез,

Силам потраченным счет.

Всюду: «Что нового?» — слышишь.

Да вдумайся в старое прежде!

В нем для себя найдешь ты нового много!

А. Майков

Урок начинаем с повторения домашнего задания, актуализации знаний о физических и химических явлениях с помощью творческого домашнего задания и отрывков из произведений художественной литературы.

В качестве домашнего задания к данному уроку учащимся было предложено нарисо­вать физические и химические явления: фо­тосинтез, кипение чайника, ржавление гвоз­дя, горение костра, таяние мороженого, го­рение электролампочки, сгибание гвоздя, растворение сахара, движение маятника ча­сов, приготовление яичницы, звонок с уро­ка и т. д. По рисункам одноклассников уча­щиеся определяют, какое это явление.

Далее предлагаем учащимся прослушать отрывки из художественных произведений с целью выяснить, о каком явлении идет речь. Приведу примеры отрывков.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Ф. И. Тютчев.Весенняя гроза

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

А. С. Пушкин. Туча

Мой костер в тумане светит:

Искры гаснут на лету...

Я. П. Полонский. Песни цыганки

Шалун уж заморозил пальчик,

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Вот уж вечер.

Роса Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

С. А. Есенин. Вот уже вечер. Роса...

Актуализацию знаний ключевых терминов, понятий проводим в форме устного опроса или диктанта. Перечень проверяемых понятий: химическое явление, физическое явление, ин­декс, коэффициент, уравнение химической реакции, химическая формула, признаки и условия химических реакций, реакции обме­на, замещения, соединения, разложения.

Затем переходим к изучению нового ма­териала. За уравнениями химических реак­ций скрывается удивительный и до конца еще не познанный мир. Для того чтобы про­двинуться по пути его понимания, необходи­мо провести эксперимент. Проводим инст­руктаж по правилам безопасности при рабо­те со стеклом, нагревании.

Задание: проведите указанные реакции, расскажите о своих наблюдениях.

Учащихся предварительно делим на четы­ре группы по уровню обученное™ (при по­мощи психолога). Участники каждой группы получают карточки-инструкции.

1. Сжигание фосфора в закрытом сосуде

В круглодонную колбу положите немно­го красного фосфора (с горошину), закрой­те колбу пробкой, взвесьте. Затем колбу на­грейте (в том месте, где находится фосфор). После протекания химической реакции кол­бу охладите и повторно взвесьте.

Изменилась ли масса колбы? Напишите уравнение реакции окисления фосфора до оксида фосфора (V). Укажите тип реакции, назовите условия и признаки реакции.

2. Разложение основного карбоната меди(Н)

В пробирку положите немного соли (СuОН)2СO3. В колбу налейте 30-40 мл из­вестковой воды. Прибор, состоящий из про­бирки с солью, пробки с газоотводной труб­кой и колбы с известковой водой, взвесьте. Нагрейте пробирку с основным карбонатом меди (II), газоотводная трубка должна быть опущена в известковую воду. После охлажде­ния пробирки прибор вновь взвесьте.

Изменилась ли масса прибора? Напиши­те уравнение реакции разложения соли (СuОН)2СO3 до оксида углерода (IV), оксида меди (II ) и воды. Укажите тип реакции, назо­вите условия и признаки реакции.

3. Реакция между растворами сульфата натрия и хлорида бария

На весах уравновесьте сосуд Ландольта, в одном колене которого находится раствор сульфата натрия, а в другом — хлорида ба­рия. Слейте растворы. Произошла химиче­ская реакция.

Изменилась ли масса веществ до и после реакции? Напишите уравнение, укажите тип реакции, назовите условия и признаки ре­акции.

4. Реакция между растворами щелочи и сульфата меди (II)

На весах уравновесьте два химических стакана с растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия. Слейте растворы.

Нарушилось ли равновесие весов? Напи­шите уравнение реакции, укажите тип реак­ции, назовите условия и признаки реакции.

Учащиеся выполняют эксперимент со­гласно инструкции, делают соответствующие записи в тетрадях.

Сообщаем, что опыт, который выполняла первая группа, является аналогом историче­ского эксперимента, проведенного М. В. Ло­моносовым. Демонстрируем портрет ученого, заслушиваем доклад ученика о жизни и дея­тельности М. В. Ломоносова.

Обращаем особое внимание учащихся на то, что М. В. Ломоносов впервые в исто­рии науки сформулировал один из основ­ных законов природы — закон сохранения материи. Он писал: «Все перемены, в нату­ре случающиеся, такого суть состояния, что, сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому... Сей всеобщий естественный закон простирает­ся и в самые правила движения...». Подчер­кивая выдающиеся заслуги Ломоносова, го­ворим, что лучший памятник великому уче­ному - наши знания.

Учащиеся записывают в тетрадях совре­менную формулировку закона сохранения массы веществ при химических реакциях.

В качестве закрепления знаний предлага­ем выполнить несколько заданий, затем ор­ганизуем самооценку — проецируем на дос­ку ответы через кодоскоп.

Предлагаем учащимся дома написать мини-сочинение на тему «Химические явле­ния за окном».