Главная страница


Урок «Природные зоны Амурской области»



Скачать 82.47 Kb.
НазваниеУрок «Природные зоны Амурской области»
Дата08.04.2016
Размер82.47 Kb.
ТипУрок

Урок «Природные зоны Амурской области» занимает место в системе уроков по изучению родного края, предусмотренной в курсе географии России.

В область ее изучения входит природная среда, население и хозяйство. Это составляет базу для формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения, как к общественным явлениям, так и к природным. Эмоциональная сфера учащихся развивается под влиянием эстетических начал. Построение урока по данной теме опирается на создание таких учебных ситуаций, при которых переживание основывается на источниках, данных нам природой.

В ходе подготовки урока учащиеся подбирали материал о растениях и животных, необходимый для создания презентации. В ходе этой работы формируется компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.



Тема:


Природные зоны Амурской области.

Тип урока: заочная экскурсия.

Цели: 1. Рассмотреть причины смены природных зон на территории области.

2. Выявить особенности растительного и животного мира. Ознакомить

учащихся с наиболее типичными представителями флоры и фауны.

3. Интерактивное использование инструментов активизации

мотивации учения.

Учебно-наглядный комплекс.

  1. Карта «Растения и животные Амурской области».

  2. Атласы «Амурская область».

  3. Презентация «Растения и животные Амурской области»

  4. Мультимедиапроектор.


Ход урока

    1. ПОВТОРЕНИЕ.

Интеллектуальная разминка.

  1. Назвать фамилию первооткрывателя р. Зея.

  2. Какие исследования на территории области проводили:

А) Р. К. Маак;

Б) Н. П. Анросов?

  1. Назвать крайнюю северную точку области.

  2. Какой горный хребет ближе расположен к Охотскому морю?

  3. Какой хребет является северной границей Амурской области?

  4. В каком часовом поясе лежит наша область?

  5. Площадь каких государств равняется площади Амурской области?

  6. Какова доля равнин в рельефе области?

  7. Назвать горный хребет, на котором происходило самое сильное землетрясение в Амурской области.

  8. Назвать самые значительные полезные ископаемые.

  9. Какой тип климата в нашей области?

  10. Назвать: а) самое теплое место;

б) самое холодное;

в) самое влажное.

  1. Сколько суток длится лето?

  2. Чем характеризуется зима?

  3. Назвать известные вам реки области.

  4. Сколько у нас в области водохранилищ, на каких реках?

  5. К какой группе относятся горы Амурской области?

  6. Как вы думаете, будет ли проявляться высотная поясность в горах нашей области?

    1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

- Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по природным зонам области. И первыми мы посетим горы.

- Что такое «высотная поясность»? Какие пояса выделяются в горах?

(рассказ ученика по опережающему заданию, источник «География Амурской области», стр. 60-61)

- По странице 13 атласа «Амурская область» определите, какая природная зона занимает самую большую по площади территорию области.

(самая большая природная зона– это тайга)

- Определить при помощи атласа, стр. 24, 28, какие климатические условия характерны для зоны тайги.

(учащиеся анализируют диаграммы и делают выводы о климате тайги)

- Какие типы почв характерны для тайги? Каково их плодородие?

(ответ строится на основе ранее полученных знаний)

Слайды № 1- 3

- Таежные, или хвойные, леса занимают северную часть области – от Станового хребта до 52º с.ш. Они являются продолжением якутской тайги. Условия для жизни растений здесь суровые: тепла не очень много, зимой сильные морозы, почвы маломощные и каменистые, грунты мерзлые. Таежные леса состоят преимущественно из лиственницы даурской, в почвенном покрове много брусники. По занимаемой площади лиственничники стоят среди других лесов на первом месте.

Слайды № 4 - 6

Лиственница! Кто не любовался этим стройным, веселым деревом со светлой, насквозь просвечивающейся солнцем ажурной кроной? Ранней весной. Когда утрами в лужицах еще хрустит ледок, лиственничный лес уже заволакивает светло-зеленым туманом распускающейся хвои. Не боится лиственница весенних заморозков. Ей нипочем ни зимние морозы за полсотню градусов, ни зона вечной мерзлоты. Не гнушается она и каменистыми, тощими почвами, не боится сырых мест, растет даже на марях и вместе с тем выносит засуху. А если к этому добавить, что лиственница еще и ветроустойчива, быстро растет – то станет очевидным, что это одна из ценнейших древесных пород. Основная ценность лиственницы в ее смолистой, твердой, упругой и тяжелой древесине. «Хвойный дуб» - говорят о лиственнице за эти свойства древесины.

Работа с атласом - стр. 14

- Если тайга – самая большая по площади природная зона, то какая самая маленькая? (степь)

- Какая она, Амурская степь?

(работа с текстом учебника «География Амурской области, стр.65)

- Какие почвы характерны для степей?

Изменения степи человеком в настоящее время очень велики.

(сообщение ученика)

- По карте атласа определите, какая еще природная зона расположена на территории нашей области.

(смешанные леса)

Слайд № 7

-Охарактеризуем ее по плану при помощи атласа, стр. 24, 28.

- Вспоминается одна древняя легенда. Собрались однажды деревья на солнечном пригорке и стали хвастаться своими заслугами перед человеком.

- Из меня дома строят, - сказала сосна.

- Я не боюсь ни воды, ни сырости, - заметила лиственница, - и поэтому из меня сваи бьют.

- А из меня добротную мебель делают, - заявил ясень.

- А я даю людям лечебное масло и бальзам, - не преминула высказаться пихта.

- А я кедровые орехи даю, - пробасил кедр.

- Ну а я медонос, - пропела липа.

И каждый собеседник по-своему был прав. Наши леса таят в себе огромные богатства. Мы познакомимся с некоторыми представителями смешанных лесов.

(сообщения учащихся с использованием мультимедиа-презентации)

  • дуб монгольский;

  • амурский бархат;

  • даурская береза;

  • сосна

«Тайга – уникальное творение природы. Она и гигантский плодовый сад, она – и ореховое раздолье, и грибная целина, и медовая житница, и непревзойденная аптека» (Н. В. Усенко).

(сообщения учащихся, источники: «Хрестоматия по географии Амурской области» и книга «Тайга дальневосточная»)

  • лимонник;

  • амурский виноград;

  • элеутерококк;

  • лотос Комарова

Счастлив тот, кто вырос в дальневосточной тайге, кого она вспоила своими дарами, кому поведала частицу своих тайн. Стала ярче и богаче жизнь того, кто дружит с лесом, с его травами. Но лес будет пуст без животных и пения птиц. А. Ф. Миддендорф писал: «Мы постоянно вращались в этой чрезвычайно любопытной полосе земли, где лицом к лицу встречаются ирбы сибирский и бенгальский, соболь и тигр, где эта южная кошка отбивает у рыси северного оленя, где соперница ее, росомаха, в одном и том же участке истребляет кабана, оленя, лося и косулю, где медведь насыщается то европейскою морошкою, то кедровыми орехами, где соболь вчера еще гонялся за тетеревами и куропатками, доходящими до запада Европы, а завтра крадется за чисто сибирской кабаргой».

Сейчас я приглашаю вас на необычную охоту ( просмотр фрагмента мультфильма « Зима в Простоквашено» ).

Далее проводится видеоигра « Уссурийское сафари».

Фотогалерея животных

Слайд № 8 (кедровый стланик)

«Лежачий лес» – кедровый стланик, дает отличные орешки. А кому?

Слайд № 9 (соболь)

Соболь! Этот подвижный и не размерам сильный зверек всегда в движении. Уверенно чувствует он себя на высоких деревьях. Кто же это опять вторгся в его владения?

Слайд № 10 (лось)

Да это же уссурийский лось – зверь внушительного размера. Очень любит он грибы, и непременно съест всякий замеченный гриб, хотя для этого ему приходится становиться на колени: при своих длинных ногах он мордой до земли не достает.

Слайд № 11, 12 (медведь и медведица с медвежонком)

Главный враг лосей, а в особенности лосят – медведь. Но сейчас ему недосуг, осень – поспела сладкая голубика (слайд с ее изображением). Сладкая-сладкая, вот где-то я еще летом ее встречал, очень хочется угостить медведицу с сынишкой, он у нас такой еще маленький.

Слайд № 13 (семейство диких свиней с молодыми поросятами)

А вот и другая шумная семейка. А что они ищут?

Слайд № 14 (пятнистый олень)

Только в уссурийских лесах обитает удивительно красивое животное – пятнистый олень, занесенный в красную книгу. Называют его обычно «Олень-цветок».

Слайд № 15 (заяц)

Маньчжурский заяц круглый год окрашен в буровато-серый цвет с ржавым налетом. Зайчатина – лакомство многих хищников: ее не прочь отведать барс, рысь, волк, лисица и крупные совы.

Слайд № 16 (зимний лес)

Спит под теплой шубой лес. Глубок снег. И не отличишь, где засыпанная метелями елочка, а где просто высокий сугроб. Деревья стоят нарядные, инеем разодетые в сверкающие, как бриллианты, одежды. Тишина… Спит барсук в глубокой норе. У сонной медведицы сосут лапу медвежата. Тишина… Лишь скрипнет мерзлый сук или глухо треснет лед на таежном озерце…

Лишь пройдет неспешно лось, вспарывая тонкими ногами пушистый снег. И мелкие блестки звезд, как изморозь, на черном небе тайги.

Все дорожки запорошил снег. Зима есть зима. У лесных жителей одна забота – где найти корм?

Слайд № 17 (дятел)

Слышите, в морозном воздухе вдруг разносится: «Тук-тук, тук-тук!» Да это же на сосне веселый дятел, Белкин домик конопатит. А вот и она.

Слайд № 18 (белка)

Рано утром белочка отправляется искать себе корм. Вскочит на самую верхушку ели или сосны, выберет спелую шишку, разгрызет, семечки вышелушит, поест. А после этого можно снова сладко поспать в гнезде.

Слайд № 19 (лось)

В морозах, в метелях плывет время. И вот уже робкая таежная весна медленно выводит солнце над горизонтом.
Как пригожа березок гряда!

Бьет зеленый прибой у дороги.

Им без устали моет вода

Без того побеленные ноги.

Колокольцев лиловых в лугах

Льется звон по родимой сторонке.

Вешний луч, предзакатный и тонкий,

Лось несет на ветвистых рогах.

Но истинным хозяином тайги является амба – так эвенки называли тигра уссурийского ( просмотр видеофильма).

- Вот такой предстает перед нами лес. Он притягивает нас, заставляет всмотреться в знакомый с детства мир родной природы и задуматься, какой лес мы оставим потомкам: будет ли шуметь тайга, не исчезнут ли звериные тропы, не смолкнет ли пение птиц?

Закрепление материала изученного на уроке
- Итак, подведем итог нашего урока.

  1. Есть ли в горах Амурской области высотная поясность?

  2. Какие породы деревьев характерны для нашей тайги?

  3. Где расположены смешанные леса у нас в области?

  4. Назовите известные вам кустарники.

  5. Какие животные Амурской области занесены в Красную книгу?


Творческое домашнее задание – письмо другу «Я живу в Приамурье».

Дается инструктаж по выполнению домашнего задания.