|
Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16» Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.»
Автор- Боева Алла Леонидовна, учитель географии и биологии. План-конспект урока.
Эпиграф урока: “Первое срубленное дерево означало начало цивилизации, а последнее будет означать конец ее…»
1. Оргмомент.
Цели урока:
1.Способствовать формированию представлений о территориальных особенностях растительности Белгородской области.
2.Продолжить формирование умений обучающихся работать самостоятельно и в группах с различными источниками географической информации.
3.Формировать чувство сопричастности к решению экологических проблем, патриотизма, гордости за страну и малую родину.
С обучающимися совместно формулируем цели и задачи урока. На слайде незаконченные предложения. Обучающимся предлагается выбрать из слов в скобках нужные и сформулировать получившиеся предложения. Ход урока. л. урока (сл. одня обратим внимание на особо охраняемые территории Белгородской области, давайте Наша страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. Разнообразна и неповторима наша природа. Недаром русские песни красивые, протяжные, мощные, как и сама страна. (сл. , песня «Степь да степь кругом»).
Недаром средь таких широт
Под стать простору и народ
Любую даль не чтит далекой,
Он весь в тебе, родная ширь,
Широкоплечий богатырь
С душой, как ты сама, широкой…..
Известный русский ученый В.О.Ключевский считал, что духовный склад русского человека сформулирован лесом и степью- это природные зоны заселены и обжиты человеком.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. ...
Задание1. Познакомьтесь с некоторыми чертами русской души, которые, по мнению В.О.Ключевского, являются характерными и определите, какие из них воспитаны лесом, а какие степью.
А. чувство шири и дали
Б. стремление «выходить на большую дорогу» окольными путями
В. коллективизм
Г. стремительность
Д. вольность
Е. замкнутость
Ж. склонность к одиночеству
З. гостеприимство
Заполните таблицу:
Воспитаны лесом
| б
| в
| с
| 3
| Воспитаны степью
| а
| г
| д
| ж
|
Оценка 5: правильных ответов-8
Оценка 4: правильных ответов- 7
Оценка 3- правильных ответов- 6 Мы уже изучили природные зоны России, определите, какие из них и как расположены на территории Белгородской области. (Большая территория БО занята типичной лесостепью. В Алексеевском и Вейделевском районах- подзона южной лесостепи. Степи располагаются на юго-востоке в Ровеньковском районе.)
Используя карты стр. 46 учебника «Белгородская область», определите:
1 группа- где в Белгородской области располагаются дубово-широколиственные леса? (Они располагаются по правым берегам рек Ворскла, Оскол и др.)
Почему по правым берегам? ( Т.К. правые берега оказываются под большим воздействием влажного воздуха с Атлантического океана, а дубы как раз влаголюбивые деревья)
2 группа- где в Белгородской области располагаются сосновые леса? (Чисто сосновых лесов в области мало, в основном это левые берега Ворсклы, Северского Донца, Оскола).
Почему левые берега? ( Они более сухие, а сосны как раз не любят много влаги).
3 группа- где в Белгородской области располагаются дубовые леса? ( Дубовые леса занимают гараздо большие площади, чем дубово-широколиственные, но преимущественно по правым берегам рек.)
4 группа- где в Белгородской области располагаются степи? Какие они?(Разнотравно-злаковые и злаково-разнотравные на юго-востоке области, в Валуйском, Алексеевском и Ровеньковском районах).
А почему именно здесь? (Эта территория с количеством осадков меньше 600 мм и с коэффициентом увлажнения меньше 1, в таких климатических условиях развиваются степи.)
Задание 2. По 2 представителя от каждой группы сядут за компьютеры и выполнят работу (разместят условные знаки перечисленных районов на карте Белгородской области.)
Для остальных- найти определение леса, степи, лесостепи, реликтов.(стр. 46-48)
Прежде, чем познакомиться с особо охраняемыми территориями Белгородской области, прослушайте небольшую справку о том, как развивалась растительность на территории области в последние этапы геологической истории. Современный состав и распределение отдельных растительных формаций в
Нашей области сложились в сравнительно недавнее геологическое время. В доледниковый период, когда третичное море отступало далеко на юг, в средних широтах Европейской части России климат был гораздо теплее, чем теперь. Здесь произрастала тропическая и субтропическая растительность:
Веерные пальмы, эвкалипты, бамбуки и т. д. В конце третичного периода, в
Связи с наступившим похолоданием, теплолюбивая флора полностью
Исчезла, уступив место холодостойким видам растений. Южные окраины.
Средне-Русской возвышенности покрывались смешанными хвойно-
широколиственными лесами. Глубокие изменения в размещение и состав растительного покрова внесло четвертичное оледенение. На возвышенных и
относительно сухих участках, оставшихся свободными от ледникового
покрова и не незатронутых талыми ледниковыми водами, развились приледниковые леса типа «горных сосняков, переселившихся в пределы равнины из горных стран Восточной Сибири и Западной Европы. В послеледниковое время, на протяжении последних тринадцати тысячелетий климатические условия менялись коренным образом не менее пяти раз. При этом каждый раз происходило великое переселение растений то с севера юг, то в противоположном направлении, и территория области периодически покрывалась то преимущественно лесной, то степной растительностью. В недалеком прошлом растительность лесостепи была представлена дубравами и разнотравными степями.
Встревожили степи кострами
Казаки, стрельцы, пушкари,
Монахи воздвигнули храмы
И вышли в поля косари.
Звучала ли песнь жаворонка,
Шальная ли песнь соловья…
От первого шага ребенка
Родной становилась земля.
Хозяйственное освоение нашей территории началось за 5-6 тысячелетий до н.э. А сегодня мы вынуждены задуматься об охране природы.
Когда-то в нашем крае шумели бескрайние зеленые дубравы. Начиная с 15 века, началось их постепенное уничтожение. Дубовые бревна хорошо подходили для строительства крепостей на Белгородской черте, храмов, домов. Большой урон нашим лесам нанес указ царя Алексея Михайловича о выжигании каждой осенью степей, чтобы уничтожить корм для татарской конницы. Со степью выгорали и леса.
Дуб Богдана Хмельницкого в урочище Долгое (Обуховский район)- 400 лет, старый редкодуб в Алексеевском р-не- 300-350 лет.
Живым ископаемым Ч.Дарвин назвал меловую сосну. Одиночные деревья можно встретить по берегам Северского Донца, Оскола, Нежеголь. Осталось всего 6 небольших боров. Есть сосна в Бекарюковском лесу на берегу озера Нежеголь.
Редкая птица- дрофа. У нас почти не встречается. Люди истребили дрофу, потому что для взлета ей необходим разбег, поэтому ее загоняли в ограниченные пространства и забивали палками.
Где мы встречаем слово «Дрофа»? Учащиеся отвечают, что так называется издательство, где выпускаются школьные учебники.
Это символично: открываем учебник и вспоминаем о том, что природу надо охранять от самих же себя.
Задания для групп:
Найти в учебнике краткое описание заповедника Лес на Ворскле.
--------------------------Острасьевы Яры.
--------------------------Ямская Степь
------------------------Лысые горы
-------------------------Стенки Изгорье
На экране интерактивная карта БО, на которой надо «перетащить» значки, обозначающие названные заповедные территории в нужные места.
Творческое задание: сочинить стихотворение, т.е выстроить слова в строках по смыслу и в рифму, чтобы получилось четверостишие: Возможно, есть, красивей, уголок.
Богаче, есть, есть, шире, края,
России, из, большой, всей, но,
Моя, ближе, сердцу, к, Белгородчина. Должно получиться:
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Но из всей большой России
Ближе к сердцу Белгородчина моя. Проверка усвоенных знаний:
Выполнить тест:
Список редких исчезающих животных и растений (Красная книга)
ООПТ, разрешенная для кратковременного посещения туристами (национальный парк)
Растительное сообщество с преобладанием древесных пород , образующих несколько ярусов (лес)
Растительное сообщество с преобладанием травянистой растительности в областях с недостаточным увлажнением.
ООПТ, исключающие все виды хозяйственной деятельности на них (заповедник)
Сообщество травянистых растений, которые развиваются во всех природных зонах в условиях среднего увлажнения (луг)
Релаксация:
Вернемся к целям и задачам урока: что узнали нового? Что заинтересовало? В чем встретили затруднения? Что понравилось? Какую форму работы хотите выполнять чаще?
Домашнее задание:
Творческое- Приготовить проект «Заповедные территории Белгородской области».
Вспомнить, чем проект отличается от обычной презентации. Ученики скажут, что в проекте сформулированы цели и задачи в соответствие и актуальностью выбранной темы, есть четкий план с обоснованием каждого выбранного пункта, работа последовательная, несет исследовательско-поисковый смысл, имеет список литературы и т.д.
2. Пар 15 по учебнику «Белгородская область»- для всех.
Использованное оборудование на уроке:
Презентация по теме.
Интерактивные карты БО на 4 компьютерах
Учебник «География Белгородской области»
Контурная карта Белгородской области.
Физическая карта Белгородской области на стене.
Музыка и слова песни «Степь да степь кругом»
Саксофонная музыка для релаксации.
|
|
|