Главная страница

Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.»



Скачать 68.25 Kb.
НазваниеУрок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.»
Боева Алла Леонидовна
Дата08.04.2016
Размер68.25 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»
Урок «Природные зоны Белгородской области. Особо охраняемые территории.»

Автор- Боева Алла Леонидовна, учитель географии и биологии.
План-конспект урока.

Эпиграф урока: “Первое срубленное дерево означало начало цивилизации, а последнее будет означать конец ее…»

1. Оргмомент.

Цели урока:

1.Способствовать формированию представлений о территориальных особенностях растительности Белгородской области.

2.Продолжить формирование умений обучающихся работать самостоятельно и в группах с различными источниками географической информации.

3.Формировать чувство сопричастности к решению экологических проблем, патриотизма, гордости за страну и малую родину.

С обучающимися совместно формулируем цели и задачи урока. На слайде незаконченные предложения. Обучающимся предлагается выбрать из слов в скобках нужные и сформулировать получившиеся предложения.
Ход урока.
л. урока (сл. одня обратим внимание на особо охраняемые территории Белгородской области, давайте Наша страна раскинулась на просторах Европы и Азии, от арктических пустынь на севере до пустынь умеренного пояса на юге. Разнообразна и неповторима наша природа. Недаром русские песни красивые, протяжные, мощные, как и сама страна. (сл. , песня «Степь да степь кругом»).

Недаром средь таких широт

Под стать простору и народ

Любую даль не чтит далекой,

Он весь в тебе, родная ширь,

Широкоплечий богатырь

С душой, как ты сама, широкой…..

Известный русский ученый В.О.Ключевский считал, что духовный склад русского человека сформулирован лесом и степью- это природные зоны заселены и обжиты человеком.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. ...

Задание1. Познакомьтесь с некоторыми чертами русской души, которые, по мнению В.О.Ключевского, являются характерными и определите, какие из них воспитаны лесом, а какие степью.

А. чувство шири и дали

Б. стремление «выходить на большую дорогу» окольными путями

В. коллективизм

Г. стремительность

Д. вольность

Е. замкнутость

Ж. склонность к одиночеству

З. гостеприимство

Заполните таблицу:

Воспитаны лесом

б

в

с

3

Воспитаны степью

а

г

д

ж


Оценка 5: правильных ответов-8

Оценка 4: правильных ответов- 7

Оценка 3- правильных ответов- 6
Мы уже изучили природные зоны России, определите, какие из них и как расположены на территории Белгородской области. (Большая территория БО занята типичной лесостепью. В Алексеевском и Вейделевском районах- подзона южной лесостепи. Степи располагаются на юго-востоке в Ровеньковском районе.)

Используя карты стр. 46 учебника «Белгородская область», определите:

1 группа- где в Белгородской области располагаются дубово-широколиственные леса? (Они располагаются по правым берегам рек Ворскла, Оскол и др.)

Почему по правым берегам? ( Т.К. правые берега оказываются под большим воздействием влажного воздуха с Атлантического океана, а дубы как раз влаголюбивые деревья)

2 группа- где в Белгородской области располагаются сосновые леса? (Чисто сосновых лесов в области мало, в основном это левые берега Ворсклы, Северского Донца, Оскола).

Почему левые берега? ( Они более сухие, а сосны как раз не любят много влаги).

3 группа- где в Белгородской области располагаются дубовые леса? ( Дубовые леса занимают гараздо большие площади, чем дубово-широколиственные, но преимущественно по правым берегам рек.)

4 группа- где в Белгородской области располагаются степи? Какие они?(Разнотравно-злаковые и злаково-разнотравные на юго-востоке области, в Валуйском, Алексеевском и Ровеньковском районах).

А почему именно здесь? (Эта территория с количеством осадков меньше 600 мм и с коэффициентом увлажнения меньше 1, в таких климатических условиях развиваются степи.)

Задание 2. По 2 представителя от каждой группы сядут за компьютеры и выполнят работу (разместят условные знаки перечисленных районов на карте Белгородской области.)

Для остальных- найти определение леса, степи, лесостепи, реликтов.(стр. 46-48)

Прежде, чем познакомиться с особо охраняемыми территориями Белгородской области, прослушайте небольшую справку о том, как развивалась растительность на территории области в последние этапы геологической истории.
Современный состав и распределение отдельных растительных формаций в

Нашей области сложились в сравнительно недавнее геологическое время. В доледниковый период, когда третичное море отступало далеко на юг, в средних широтах Европейской части России климат был гораздо теплее, чем теперь. Здесь произрастала тропическая и субтропическая растительность:

Веерные пальмы, эвкалипты, бамбуки и т. д. В конце третичного периода, в

Связи с наступившим похолоданием, теплолюбивая флора полностью

Исчезла, уступив место холодостойким видам растений. Южные окраины.

Средне-Русской возвышенности покрывались смешанными хвойно-

широколиственными лесами. Глубокие изменения в размещение и состав растительного покрова внесло четвертичное оледенение. На возвышенных и

относительно сухих участках, оставшихся свободными от ледникового

покрова и не незатронутых талыми ледниковыми водами, развились приледниковые леса типа «горных сосняков, переселившихся в пределы равнины из горных стран Восточной Сибири и Западной Европы. В послеледниковое время, на протяжении последних тринадцати тысячелетий климатические условия менялись коренным образом не менее пяти раз. При этом каждый раз происходило великое переселение растений то с севера юг, то в противоположном направлении, и территория области периодически покрывалась то преимущественно лесной, то степной растительностью. В недалеком прошлом растительность лесостепи была представлена дубравами и разнотравными степями.

Встревожили степи кострами

Казаки, стрельцы, пушкари,

Монахи воздвигнули храмы

И вышли в поля косари.

Звучала ли песнь жаворонка,

Шальная ли песнь соловья…

От первого шага ребенка

Родной становилась земля.

Хозяйственное освоение нашей территории началось за 5-6 тысячелетий до н.э. А сегодня мы вынуждены задуматься об охране природы.

Когда-то в нашем крае шумели бескрайние зеленые дубравы. Начиная с 15 века, началось их постепенное уничтожение. Дубовые бревна хорошо подходили для строительства крепостей на Белгородской черте, храмов, домов. Большой урон нашим лесам нанес указ царя Алексея Михайловича о выжигании каждой осенью степей, чтобы уничтожить корм для татарской конницы. Со степью выгорали и леса.

Дуб Богдана Хмельницкого в урочище Долгое (Обуховский район)- 400 лет, старый редкодуб в Алексеевском р-не- 300-350 лет.

Живым ископаемым Ч.Дарвин назвал меловую сосну. Одиночные деревья можно встретить по берегам Северского Донца, Оскола, Нежеголь. Осталось всего 6 небольших боров. Есть сосна в Бекарюковском лесу на берегу озера Нежеголь.

Редкая птица- дрофа. У нас почти не встречается. Люди истребили дрофу, потому что для взлета ей необходим разбег, поэтому ее загоняли в ограниченные пространства и забивали палками.

Где мы встречаем слово «Дрофа»? Учащиеся отвечают, что так называется издательство, где выпускаются школьные учебники.

Это символично: открываем учебник и вспоминаем о том, что природу надо охранять от самих же себя.

Задания для групп:

  1. Найти в учебнике краткое описание заповедника Лес на Ворскле.

  2. --------------------------Острасьевы Яры.

  3. --------------------------Ямская Степь

  4. ------------------------Лысые горы

  5. -------------------------Стенки Изгорье

На экране интерактивная карта БО, на которой надо «перетащить» значки, обозначающие названные заповедные территории в нужные места.

Творческое задание: сочинить стихотворение, т.е выстроить слова в строках по смыслу и в рифму, чтобы получилось четверостишие:
Возможно, есть, красивей, уголок.

Богаче, есть, есть, шире, края,

России, из, большой, всей, но,

Моя, ближе, сердцу, к, Белгородчина.
Должно получиться:

Есть, возможно, уголок красивей,

Есть богаче, шире есть края,

Но из всей большой России

Ближе к сердцу Белгородчина моя.
Проверка усвоенных знаний:

Выполнить тест:

  1. Список редких исчезающих животных и растений (Красная книга)

  2. ООПТ, разрешенная для кратковременного посещения туристами (национальный парк)

  3. Растительное сообщество с преобладанием древесных пород , образующих несколько ярусов (лес)

  4. Растительное сообщество с преобладанием травянистой растительности в областях с недостаточным увлажнением.

  5. ООПТ, исключающие все виды хозяйственной деятельности на них (заповедник)

  6. Сообщество травянистых растений, которые развиваются во всех природных зонах в условиях среднего увлажнения (луг)

Релаксация:

  1. Вернемся к целям и задачам урока: что узнали нового? Что заинтересовало? В чем встретили затруднения? Что понравилось? Какую форму работы хотите выполнять чаще?



Домашнее задание:

  1. Творческое- Приготовить проект «Заповедные территории Белгородской области».

Вспомнить, чем проект отличается от обычной презентации. Ученики скажут, что в проекте сформулированы цели и задачи в соответствие и актуальностью выбранной темы, есть четкий план с обоснованием каждого выбранного пункта, работа последовательная, несет исследовательско-поисковый смысл, имеет список литературы и т.д.

2. Пар 15 по учебнику «Белгородская область»- для всех.

Использованное оборудование на уроке:

  1. Презентация по теме.

  2. Интерактивные карты БО на 4 компьютерах

  3. Учебник «География Белгородской области»

  4. Контурная карта Белгородской области.

  5. Физическая карта Белгородской области на стене.

  6. Музыка и слова песни «Степь да степь кругом»

  7. Саксофонная музыка для релаксации.