|
Урок «суд над иваном грозным» УРОК «СУД НАД ИВАНОМ ГРОЗНЫМ» В 7 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ: РИЗВАНОВА Т.Р.
Цель, задачи:
образовательная – обобщить знания учащихся, полученных при изучении темы «Россия в XVI веке» и через характеристику исторического деятеля сформировать представление об эпохе, в которой он жил, осознать её противоречивость;
воспитательная – продолжить национально-патриотическое воспитание;
развивающая – развитие умений самостоятельно оценивать исторические эпохи, явления, деятелей, сравнивать их, умение подбирать аргументы, факты для доказательств,
здоровьесберегающая – способствовать сохранению физического и нравственного здоровья учащихся.
Тип урока: урок-суд
Оснащение: карта, иллюстрации, реквизит Ход урока
Оргмомент
Вводная часть игры
Эпиграфы урока: «Иван Грозный – как солнце: если слишком близко – обожжёшься, попадёшь в опалу, если слишком далеко – холодно» (В. О. Ключевский)
«История злопамятнее народа» (Н.М. Карамзин) Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы закончили изучение темы «Россия в XVI веке» и еще раз взглянем с высоты нашего века на эту интересную эпоху, вспомним наиболее яркие и образные события.
Прочитать первый эпиграф.
Сегодня перед нами стоит задача сформулировать оценку Ивана IV как государственного деятеля и как человека. Согласитесь ли вы с оценкой царя, данной великим русским историком В.О. Ключевским?
Ролевая игра
Судья: Слушается дело царя всея Руси Иоанна Васильевича, по счёту IV, а по прозвищу Грозного. Наш судебный процесс начинается со вступительных слов обвинения и защиты. Слово предоставляется поочередно прокурору и адвокату.
Прокурор:
Адвокат:
Судья: Для предоставления показаний вызывается подсудимый – царь Иван IV. Подсудимый, вы вызываетесь для допроса судом. Что вы хотите сказать по сути предъявленных вам обвинений?
Иван IV:
Судья: Поочередной допрос обвиняемого прокурором и адвокатом.
Для дачи показаний вызываются свидетели со стороны обвинения: митрополит Филипп, Алексей Адашев, Андрей Курбский.
Для дачи показаний вызываются свидетели со стороны защиты: мать Елена Глинская, жена Анастасия Романовна, опричник Малюта Скуратов.
Судья: Суду ясно, что подсудимый – личность противоречивая. В его правление было совершено немало зла, но есть и много достижений. Самое негативное явление в его правление – опричнина. Для более полной характеристики суд вызывает потомка эпохи Ивана IV – историка.
Выступает Историк с мнениями об опричнине.
Судья: Предоставляется заключительное слово прокурору и адвокату.
Судья: Приступаем к голосованию присяжных. Каждый из вас должен вынести приговор царю – «виновен» или «не виновен», доказать свою точку зрения. Согласны ли вы с эпиграфом №2? Почему?
В заключение скажем – стоны умолкли, жертвы истлели, старые предания заменились новыми. Но имя этого царя блистает на Судебнике, напоминает о присоединении к России 3 ханств. Свидетельства ужасных дел хранятся в архивах, книгах, а Казань, Астрахань, Сибирь, Уфа являются живыми памятниками царю-завоевателю. Народ почитает Ивана IV как государственного деятеля, сильного правителя, который много сделал для укрепления страны. Этого царя до сих пор называют Грозным. Действительно, «история злопамятнее народа».
4. Закрепление. Решение исторической задачи
Стояние на реке Угре + Судебник Ивана IV / 2 + (смерть Ивана IV – взятие Казани) = ?
5. Домашнее задание. Написать для исторической энциклопедии статью-справку об Иване Грозном |
|
|