| Тема «Информация и информационные процессы»
| Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.
| Информация. Информатика как наука. Информационные объекты различных видов. Роль информации в жизни людей.
| Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности; оказания первой медицинской помощи. Иметь представление о роли информации и информационных объектов в жизни людей (быту, технике, лингвистике, социальных науках, в биологических системах, в кибернетике и т.п.).
| беседа
| 21, 22, 23, 24
| Введение.
|
|
| Информация и её свойства
| Информация. Информационные объекты различных видов. Сигнал, непрерывный сигнал, свойства информации.
| Знать свойства информации (объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность, понятность).
Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
Определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
| фронтальный опрос
| 26-29
| §1.1.
|
|
| Представление информации
| Знак, знаковая система, естественные и формальные языки, формы представления информации.
| Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
| Анализ таблиц-кодировок.
| 30,31
| §1.2.
|
|
| Дискретная форма представления информации
| Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода.
| приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
| фронтальный опрос
| 31
| §1.3.
|
|
| Единицы измерения информации
| Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
| Знать единицы измерения количества и скорости передачи информации.
Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую
Оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт).
| письменный опрос
| 38-41
| §1.4.
|
|
| Информационные процессы.
| Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
| Иметь представление об информационных процессах.
Знать виды информационных процессов (хранение, передача, обработка, защита информации, управление).
Уметь приводить примеры информационных процессов и давать их характеристику.
|
| 33-36
| §1.5.
|
|
| Всемирная паутина как информационное хранилище.
| WWW- всемирная паутина, WWW-страница, сайт., браузер, поисковая система, поисковый запрос
| осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
| индивидуальный опрос.
| 67-75
| §1.6.
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».
| Повторить основные понятия темы.
| классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
| Работа по группам
| 11
|
|
|
| Тема «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
| Основные компоненты компьютера. Персональный компьютер. П/р №2
| Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера.
| Знать о внутренних устройствах, обеспечивающих работу компьютера; характеристики основных внутренних устройств компьютера.
Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители.
| беседа
| 45-47, 49-51
| §2.1, 2.2
|
|
| Программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения.
| Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
| Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать программный принцип работы компьютера; функции операционной системы; типологию программных средств, используемых человеком для решения задач.
| фронтальный опрос
| 59-63
| §2.3.
|
|
| Файлы и файловые структуры. П/р №4 «Планирование собственного информационного пространства»
| Данные и программы. Файлы и файловая система. Создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
| Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога.
Знать определение файла; возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов; сохранять информацию на внешних носителях
| практическая работа
| 65-67
| §2.4.
|
|
| Пользовательский интерфейс. П/р №3
| Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы)
| Уметь выполнять операции с информационными объектами, используя графический интерфейс операционной системы (перемещать, копировать, удалять файлы и папки, создавать ярлыки).
| практическая работа
| 74-78
| §2.5
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы. К /р «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».
| Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
| Иметь представление об информационном пространстве.
Знать основные элементы рабочего стола, различие между значками и ярлыками.
Уметь создавать папки; создавать, именовать, сохранять, переносить и удалять файлы; вызывать контекстное меню с помощью правой кнопки мыши; пользоваться справочной системой.
| тест
| 12,14
|
|
|
| Тема «Обработка графической информации»
| Формирование изображения на экране компьютера. П/р № 14 «Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора»
| Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.
| Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр).
Знать виды компьютерной графики, возможности графических редакторов; основные режимы работы графических редакторов. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора
|
| 133-135,
| §3.1
|
|
| Компьютерная графика. П/р №15 «Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.»
| Создание изображений с помощью инструментов векторного графического. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования
| Иметь представление о стандартных векторных и растровых форматах графического файла, о собственных форматах графических приложений.
Уметь создавать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора; использовать готовые примитивы и шаблоны; конструировать объекты; производить геометрические преобразования изображения.
Знать возможности, режимы работы и среду графического векторного редактора.
| индивидуальный опрос
| 138-139
| §3.2
|
|
| Создание графических изображений. П/р №16,17 «Ввод изображений с помощью графической панели и сканера»
| Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов. Сканирование графических изображений.
| Уметь с помощью сканера осуществлять ввод изображения; использовать готовые графические объекты для создания сложных объектов; создавать графический объект с использованием готовых фрагментов в цифровом виде; редактировать объекты, полученные путем сканирования.
| практическая работа
| 141-150
| §3.3
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы. К/р «Обработка графической информации».
| Повторить основные понятия. Выполнение контрольной работы.
| Знать основные понятия раздела «Компьютерная графика».Уметь создавать изображения с использованием графической панели; создавать рисунки, чертежи, графические представления информации в процессе редактирования с использованием операций графических редакторов.
| тест
|
|
|
|
| Создание графического объекта. Практикум, работа №2.
| Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
| Уметь создавать изображения с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
| практическая работа
|
|
|
|
| Тема «Обработка текстовой информации»
| Текстовые документы и технологии их создания. П/р №5 «Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма»
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Знакомство с приемами квалифицированного письма.
| Знать назначение и основные режимы работы текстового процессора
Уметь запускать текстовый процессор, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы).
| фронтальный опрос
| 83-87
| §4.1
|
|
| Создание текстовых документов на компьютере. П/р №6
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
| Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов.
Уметь набирать и редактировать текст (вставлять, удалять и заменять символы); работать с фрагментами текста (выделять перемещать, удалять фрагменты).
| практическая работа.
| 91-95
| §4.2
|
|
| Прямое форматирование. П/р №7
| Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц) (практическая работа № 7).
| Уметь задавать размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию страницы (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) и ориентацию страницы (книжная, альбомная). Уметь структурировать текст, используя параметры абзаца.
| практическая работа.
| 96-98,105
| §4.3
|
|
| Стилевое форматирование. Работа с формулами. П/р №8
| Включение в текстовый документ формул и графических объектов.
| Иметь представление о способах применения специальных встроенных редакторов формул для ввода формул; о вставке в документ графических объектов.
Уметь набирать формулы, содержащие арифметические действия, дробные выражения, используя встроенный в текстовый процессор редактор формул.
|
| 113
| §4.3
|
|
| Визуализация информации в текстовых документах. Создание и форматирование списков, таблиц. П/р №9, 10
| Включение в текстовый документ списков.
Включение в текстовый документ таблиц.
| Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о многоуровневых списках (вложенные списки).
Знать виды списков (нумерованные, маркированные, многоуровневые).
Уметь создавать и редактировать маркированные и нумерованные списки.
|
|
| §4.4
|
|
| Распознавание текста и системы компьютерного перевода. П/р № 12, 13
| Распознавание текста. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
| Знать приемы создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) . Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста. Иметь представление о возможностях компьютерных словарей
|
|
| §4.5
|
|
| Оценка количественных параметров текстовых документов. П/р №11 «Создание гипертекстового документа».
| Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Запись и выделение изменений.
| Иметь представление о гипертексте, гиперссылке.
Уметь создавать гиперссылки.
Знать состав гиперссылки (указатель ссылки и адресная часть ссылки).
Уметь распознать гипертекст в электронном документе создавать закладки и ссылки в документе.
|
|
| §4.6
|
|
| Оформление реферата «История вычислительной техники». Практикум, работа №1
| Планирование текста, создание оглавления.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей.
Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.
| Уметь оформлять текст в виде отчета о работе, доклада, реферата и т.п., используя возможности текстового процессора.
Уметь пользоваться сканером.
Работать с программами-системами перевода.
| групповая работа над проектом
|
|
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий темы. К/р «Обработка текстовой информации».
| Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.
| Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора.
|
| 15,16
|
|
|
| Тема «Мультимедиа»
| Технология мультимедиа. П/р №1,20,21 «Фиксация аудио- и видео информации».
| Звуки и видеоизображения.
Технические приемы записи звуковой и видео информации.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов)
| Знать технические приемы записи звуковой и видео информации.
Уметь записывать изображение и звук с помощью цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов.
|
| 159-161
| §5.1
|
|
| Компьютерные презентации. П/р №18 «Создание презентации с использованием готовых шаблонов»
| Компьютерные презентации.
Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда
| Иметь представление о компьютерной презентации. Знать возможности мультимедийных технологий. Уметь создавать презентации с использованием готовых шаблонов, редактировать содержание слайдов.
|
| 162-163
| §5.2
|
|
| Создание мультимедийной презентации. П/р № 19 «Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора»
| Дизайн презентации и макеты слайдов.
Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора
| Иметь представление о дизайне слайдов и презентации в целом.
Уметь использовать макеты слайдов при создании презентации; сохранять презентацию в режиме демонстрации; запускать презентацию для демонстрации на экране монитора и с помощью проектора.
|
| 164-169
| §5.2
|
|
| «Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов». Практикум, работа №3.
| Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов (практикум, работа № 3). Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации.
| Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде презентации с использованием шаблонов; обеспечивать сопровождение устных выступлений презентацией на проекционном экране.
|
| 18
|
|
|
| Запись и обработка видеофильма. Практикум, работа №4.
| Запись и обработка видеофильма (практикум, работа № 4). Запись изображений и звука с использованием различных устройств цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов). Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). Обработка материала, монтаж информационного объекта.
| Уметь записывать изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов, микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов); записывать музыку; осуществлять монтаж информационного объекта.
|
|
|
|
|
| Основные понятия курса. Контрольная работа «Мультимедиа».
| Компьютерные презентации
| Иметь представление о мультимедийных технологиях.
Уметь создавать гипертекстовый информационный объект.
|
|
|
|
|
| Обобщение и систематизация основных понятий курса за год.
|
|
|
| 19
|
|
|