|
«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй»
на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Год до школы». Родительский клуб» в подготовительной к школе группе время обучения: 24.11-28.11.2014г
Выполнила
Мельникова Наталья Вениаминовна
воспитатель
МБДОУ д/с № 180,г.о. Самара
Самара, 2014г.
Тема: « Год до школы»
Форма проведения: родительский клуб.
Аудитория: родители подготовительной к школе группы.
Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.
Задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в понимании особенностей развития и взросления детей при переходе на новую образовательную ступень.
2. Актуализировать детско-родительские отношения посредством эмоционально-положительного настроя участников.
3. Развивать познавательные процессы у детей: внимание, память, мышление и т.д.
4. Формировать выразительную моторику у детей.
5. Создать условия к совместному детско-родительскому творчеству.
Ожидаемый результат:
1.Повышена педагогическая грамотность родителей в понимании особенностей развития и взросления детей при переходе на новую образовательную ступень.
2. Актуализированы детско-родительские отношения посредством эмоционально-положительного настроя участников.
3.Развитие познавательных процессов у детей: внимание, память, мышление и т.д.
4. Сформирована выразительная моторика у детей.
5. Созданы условия к совместному детско-родительскому творчеству.
Информационно-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Материалы и оборудование:
- набор карточек, пронумерованных по 2 на один номер на всех родителей
- карточки с изображением, каких либо предметов, действий
- набор карточек (по 2)-шедевры живописи
- листы бумаги формата А3
- разноцветные карандаши
- текст теста «Готов ли вы отдать своего ребёнка в школу?»
- ручки
- текст теста «Хочу ли я в школу?»
- текст теста «Что я знаю о школе?» Логика проведения:
1. Тренинговое упражнение «Давайте познакомимся».
Цель: формирование доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение (Приложение № 1).
2. Вступительное слово педагога « Наши дети первоклашки».
Цель: содействовать формированию представлений о единстве и целостности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье (Приложение № 2).
3. Киношкола « Мотивационная готовность ребёнка к школе».
Цель: определить мотивационную готовность ребёнка группы к школе (Приложение № 3).
4. Мини-лекция психолога на тему «Психофизиологические особенности старших дошкольников».
Цель: оказывать родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе (Приложение № 4).
5. Игры с родителями и детьми:
- «Угадай, что я показываю»
- «Запоминалочка»
- «Угадай, что я рисую»
Цель: развивать детей с помощью игровой деятельности, совершенствовать представления родителей о применении и пользе игр (Приложение № 5).
6. Тестирование родителей « Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу? ».
Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению (Приложение № 6).
7. Заключительное слово педагога «Знакомство с правилами проведения тестирования детей дома «Хочу в школу», «Что я знаю о школе»».
Цель: укрепить доверительные отношения между родителем и ребёнком (Приложение № 7).
8. Вручение памяток родителям (Приложение 8).
9.Чаепитие.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 1 Тренинговое упражнение «Давайте познакомимся». Предварительно приготовить набор карточек, пронумеровать их (по 2 карточки на один номер), разложить на столе при входе. Количество номеров карточек должно соответствовать количеству присутствующих родителей (например, на заседание пришло 16 родителей, следовательно, должно быть 2 набора карточек с номерами от 1 до 8).
Когда родители будут входить в комнату, предложить им взять по одной карточке. Когда соберётся вся группа, попросить найти себе партнёра – человека с таким же номером.
Далее все партнёры рассказывают друг другу о себе и своих детях. После чего проводится знакомство со всей группой:
- каждый участник представляет своего партнёра всей группе;
- участники группы обсуждают, что общего у всех её членов и чем они отличаются.
Приложение № 2 Вступительное слово педагога « Наши дети первоклашки». Вот и наступает тот торжественный день. Ваш ребенок – будущий первоклассник. Как все будет, как все сложится? Вы волнуетесь. И это нормально и естественно. Но ваша естественная родительская тревога не должна перерастать в школьную неуверенность ребенка. Пусть он идет в школу с полной уверенностью в том, что учиться ему нравится, что он многое умеет, а всему остальному обязательно научится.
Мы – педагоги желаем вам и вашим детям доброго, интересного пути по стране знаний. И надеемся, что наши советы и рекомендации помогут сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной.
- Будите утром ребенка спокойно, проснувшись, он должен услышать ваш спокойный голос, не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за оплошность, даже если вчера предупреждали об этом.
- Не торопите ребенка, умение рассчитать время – ваша задача.
- Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, веди себя хорошо, не балуйся, чтобы не было плохих отметок».
- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что сегодня получил?» Встретьте ребенка из школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
- Если Вы видите, что ребенок огорчен, молчит, пусть успокоится, расскажет сам.
- Найдите в течение дня время исключительно для ребенка. В это время важнее всего его дела, заботы, радости, переживания. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.
- Прочитайте пред сном сказку, песенку, скажите ласковое слово. Это всегда успокоит, снизит напряжение.
- Никаких выяснений отношений перед сном. Верьте в ребенка, не делайте трагедий из неудач. Внушите в нем уверенность, что он все сможет, всего достигнет, что захочет.
- Чем труднее и неудачнее сложится день для ребенка, тем внимательнее вы должны быть к нему.
- Обязательно похвалите ребенка, не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание: это утомительно, а значит неприятно.
- Не забывайте, что ребенок утомлен, растерян, у него слабо развиты мелкие мышцы руки. Переписывание ведет к переутомлению. Пусть учится делать уроки аккуратно сразу.
- Низкая отметка – это психологическая травма для ребенка.
- Чтобы предупредить оценочный травматизм. Не наказывайте ребенка за плохую отметку.
- Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами знакомых, товарищей.
- Любите ребенка такого, какой он есть.
Приложение № 3 Киношкола « Мотивационная готовность ребёнка к школе». Педагог показывает заранее подготовленную видеозапись « Диагностическая беседа с детьми «Я иду в первый класс!»».
Содержание беседы:
- Ты хочешь учиться?
- Почему (хочешь, не хочешь)?
- Где ты хочешь учиться?
- Когда ты пойдёшь в школу?
- Как ты готовишься к школе? Расскажи.
- Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
- Кто тебе будет помогать в учёбе дома?
- Кому ты будешь помогать в школе?
- Как ты хочешь учиться?
- Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником? По данным педагогом критериям родителям (во время просмотра) предлагается оценить уровень готовности ребёнка к школе.
Приложение № 4 Мини-лекция психолога (с показом слайдов) на тему «Психофизиологические особенности старших дошкольников». Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечнососудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции. Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.
Приложение № 5 Воспитатель приглашает детей поиграть вместе с родителями. Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети и родители! Давайте поприветствуем друг друга: «Здравствуйте!» Предлагаю вам сегодня поиграть в интересные игры, которые не только будут приятными, но и развивающими. Первая игра «Угадай, что я показываю?».
Для неё нам нужно объединиться в две команды. У меня есть карточки, где изображены какое-то действие, предмет, который надо показать, используя движения и мимику, а остальные будут угадывать. «Запоминалочка»
Оборудование: набор пар одинаковых карточек (в данном случае шедевры живописи).
Ведущий: Очень здорово! Вы такие молодцы, как будто все профессиональные актёры! Следующая наша игра: нам нужно будет собирать пары карточек. Все карточки будут перевёрнуты и не видны, мы станем по очереди их открывать: если в открытой вами паре карточки одинаковые, вы их откладываете себе, если нет - опять переворачиваете, чтобы изображение не было видно. Ваша задача собрать как можно больше пар карточек. Одна семья делает один ход, потом следующая семья по кругу.
Молодцы! Давайте подведём итоги. Вам было трудно? Что не получалось? Как можно себе помочь, чтобы получалось в следующий раз лучше? «Угадай, что я рисую»
Оборудование: листы бумаги формата А3 (по количеству семей), разноцветные карандаши.
Ведущий. И в завершении мы немного порисуем. Возьмите, пожалуйста, карандаши того цвета, который вам больше нравится. (У каждой семьи каждого цвета по одному: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый.) Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы и будете рисовать. Только есть одно условие: рисовать мы будем в тишине, не договариваясь о том, что вы изображаете. Например, взрослый рисует линию, ребёнок – круг, и по очереди каждый из вас дорисовывает по одной детали так, чтобы получилась законченная картинка, о которой вы потом сможете рассказать историю.
Дети и родители рисуют по одной детали, каждый своим карандашом, до тех пор, пока не получиться целая картинка.
Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось. Как вам это удалось? Трудно ли было?
Спасибо вам большое за столь интересные истории, рисунки вы можете забрать с собой.
Приложение № 6 Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»
1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2.Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3.На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4.Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5.Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.
6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек
10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14.Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15.Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!".
Этот краткий тест дает представление о тех типичных психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок достаточно подготовлен к тому, чтобы учиться в школе.
Образец бланка ответов
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 1/-
| 2/+
| 3/-
| 4/+
| 5/-
| 6/+
| 7/+
| 8/-
| 9/-
| 10/+
| 11/-
| 12/+
| 13/+
| 14/+
| 15/+
|
Результаты теста: нужно посчитать сколько «+» в каждом столбце (столбцов 5).
Посчитать общую сумму «+» и соотнести с показателями:
1) до 4 баллов – есть все основания оптимистично ждать 1 сентября (Вы готовы к школьной жизни Вашего ребенка);
2) 6-10 баллов – лучше подготовиться к трудностям заранее;
3) 10 и более – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
Далее обращаем внимание на количество «+» в каждом столбце:
1 столбец – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание и мелкую моторику;
2 столбец – надо обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 столбец – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть еще время заняться закаливанием и общеразвивающими упражнениями;
4 столбец – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с родителем, поэтому нужно обратить внимание на сюжетные игры;
5 столбец – ребенок привязан к матери и может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще на год отложить школу.
Приложение № 7 Воспитатель предлагает родителям тесты для работы с детьми дома.
Объясняет правила проведения и подсчёт результатов. Педагог подводит итоги заседания.
Вывод: Для того чтобы дети были готовы к новой образовательной ступени своей жизни необходимо единство и целостность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье. Тест для дошкольников "Хочу ли я в школу?"
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей. 2. Мне интересно, какие у нас будут уроки. 3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс. 4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена. 5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак. 6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться. 7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы. 8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду. 9. Мне хочется в школу потому, что многие ребята из моего дома уже учатся. 10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к своему ребенку: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?" Зафиксируйте ответы в таблице: да +, нет - пусто. Общая сумма:1-3 балла - Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься;4-8 баллов - Ваш ребенок хочет в школу. Только уточним для чего? Если больше баллов в первой строке, он мечтает о новых друзьях и играх, если больше баллов во второй строке - он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно пока не вызывает отвращения;9-10баллов - прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять-одиннадцать лет.
Тест для дошкольников "Что я знаю о школе?"
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Ответы:
1. По имени-отчеству и на Вы.
2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти»
4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5. Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
6. Перемена – это перерыв между уроками.
7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
8. Дети пишут за партой.
9. Учитель пишет на доске.
10. Отметка – это число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
11. Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
Памятка для родителей будущих первоклассников 1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
|
|
|