Главная страница

Уроки-духовности «Десять заповедей-основа жизни»



НазваниеУроки-духовности «Десять заповедей-основа жизни»
Семёнова Ирина Анатольевна
Дата14.04.2016
Размер44.2 Kb.
ТипУрок

    Уроки-духовности «Десять заповедей-основа жизни» и творческих работ в рамках 7 Межрегиональных «Арских чтений»

    Номинация: лучшая разработка занятия

    Автор: Семёнова Ирина Анатольевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Мариинская гимназия» г.Ульяновска






    Разработка занятия во 2 классе по теме «Семья в моей жизни. Пятая заповедь божья» в рамках 7 Межрегионального конкурса «Арские чтения» по теме «Десять заповедей-основа жизни»



Занятие проводилось в рамках программы внеурочной деятельности «Социокультурная программа «Истоки».

Тема: «Семья в моей жизни. Пятая заповедь »

Цели:формировать представления о жизненном идеале семьи согласно 5 заповеди.

Задачи:формировать представления о почитании родителей согласно 5 заповеди божьей, умений анализировать семейные ситуации; учить строить отношения между детьми и родителями.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

2.Презентация.

Показ 1 слайда (картинки с изображением семьи)

Учитель:

Посмотрите на картинки и определите, о чём сегодня на занятии пойдёт речь?

Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Мы с вами на прошлом занятии говорили о 10 заповедях божьих.Давайте их вспомним.

Показ 2 слайда (10 заповедей )

Учитель: Скажите, какая заповедь ближе всего к нашему сегодняшнему разговору о семье?

Ученики: 5 заповедь.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами и будем обсуждать вопросы:

1. Что значит эта заповедь?

2. Какая семья считается счастливой?

3. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Ресурсный круг.

Учитель: Встаём в круг, передаём осенний листок, обдумываем ответ на вопрос и выражаем свою мысль.

1.Что ты видишь, когда произносишь слово «семья»? (Ученики, передавая по кругу предмет, высказываются)

  1. Что ты слышишь,когда произносишь слово «семья»? (Ученики, передавая по кругу предмет, высказываются)

  2. Что ты чувствуешь,когда произносишь слово «семья»? (Ученики, передавая по кругу предмет, высказываются)

Учитель обобщает ответы детей.

Учитель: Что значит слово -семья? Как вы думаете? (дети высказываются)

Учитель: Откуда можно взять информацию о значении слова? (в толковом словаре под редакцией С.Ожегова)

Дети ищут значение слова «семья» и зачитывают.

Учитель: Какие пословицы и погорки про семью вы знаете? (дети называют, учитель зачитывает пословицы и поговорки о семье на слайде)

Работа по учебнику.

Чтение текста на с.9-10 и анализ прочитанного по вопросам:

  • От какого слова произошло слово «семья»?

  • Как можно разделить слово «семья»?

  • Что значит выражение «семья едина и неделима»?

Игра «Отыскать подходящую половину фразы»

На доске прикреплены слова «Семья-это....» и даны различные варианты (любовь, взаимопонимание, забота, счастье, помощь, ссоры, уважение, слёзы, радость)

Учитель обобщает и вместе с детьми делает вывод, какие варианты кнужно взять, а какие -нет.

Работа по учебнику.

Чтение с.10, 11.

Перед чтением ставится проблемный вопрос: « Что значит «почитай отца и мать»? Это 5 заповедь.

Высказывания детей на проблемный вопрос.

Учитель обобщает ответы детей и в виде развёрнутого рассказа сообщает о содержании 5 заповеди.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Это значит:

1. Прежде того как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете.

    2. Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе.

    3. День и ночь упражняйся, сын, почитать мать свою, ибо так научишься почитанию всех других матерей на земле. Воистину, дети, неправильно почитать только своих отца и мать, а других отцов и матерей не замечать. Ваше почитание своих родителей необходимо для вас как школа уважения всех людей и всех женщин, которые в муках рожают и в трудах и страданиях воспитывают своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле.


Анализ прочитанного по вопросам:

  • Что значит «счастливая семья»?

  • Какое правило в дружной семье является главным?

  • Какие обязанности в семье есть у вас?

Работа в тетради (с.7, ч.1)

Дети работают в парах и выполняют задание: кто и как заботится о благополучии и счастье в семье?

Дети рассказывают о выполнении своего задания.

Итог занятия.

Учитель:

  • Что значит для вас пятая заповедь божья?

Как нужно жить в семье согласно пятой заповеди? Что важного вы взяли для себя из нашего занятия по этой теме?

Выставка рисунков детей по 5 заповеди.

Рефлексия.

Учитель: Символом счастливой семьи является цветок-ромашка. На доске вы видите много ромашек. Выберете себе одну, и на лепестках ромашки напишите, как вы запомнили «Что ж такое счастливая семья?». Дома подарите эту ромашку своим родителям в знак любви, уважения и почитания.