Вычисление периметра и площади квадрата.
Измеряю сторону квадрата: а=
Нахожу площадь по формуле:S=
Если нужно, перевожу единицы площади в квадратные сантиметры.
Записываю ответ.
Вычисляю периметр квадрата по формуле: Р=
Записываю ответ.
Вывод:
Практическая работа по теме:
«Вычисление длины окружности и площади круга» и обобщать результаты своей работы.
Оборудование: 3 модели круга разного радиуса ,циркуль ,масштабная линейка, нитка, ножницы, клей-карандаш.
Гипотеза: (1.О соотношении длины окружности и её радиуса;
2.О том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса ( если радиус увеличился (уменьшился) в k раз, то длина окружности……………… )
Ход работы
Вычисление длины окружности.
1-ая часть.
Провожу и измеряю радиус окружности ( в мм): R1 =
Вычисляю по формуле C1 = длину 1-ой окружности , округлив значение числа «пи» до десятых: =
Записываю решение:
Записываю ответ:
2-ая часть.
Провожу и измеряю радиус 2-ой окружности ( в мм) : R2 =
Вычисляю по формуле C2 = длину 2-ой окружности , округлив значение числа «пи»до десятых: =
Записываю решение:
Записываю ответ:
Сравнив результаты 1-ой и 2-ой части, делаю
вывод: ( о том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса ( если радиус увеличился (уменьшился) в ….. раз, то длина окружности……………… )
3-ая часть
Измеряю длину 1-ой и 2-ой окружности
с помощью нити, предварительно проведя клеем-карандашом по окружности и, пока клей не высох, проложить нитку точно по контуру окружности и аккуратно отрезать ее на стыке.
Снять нитку с картона и очень точно измерить ее длину в миллиметрах. Эту величину назовем длиной окружности (С).
Записываю значение :.с1 =………… ; с2 =……….
3.Сравниваю результаты с результатами 1-ой и 2-ой части Делаю вывод: (выявляя закономерность:
длина окружности больше её радиуса примерно в … раз
Вычисление площади круга
Провожу и измеряю радиус 3-ей модели круга: R3 =
Вычисляю по формуле S= площадь круга, округлив значение до единиц: =
Записываю решение:
Записываю ответ :.
Делаю вывод ( о том как найти длину окружности и площадь круга, зная радиус):
Практическая работа в 5 классе.
«Нахождение периметра и площади треугольника».
Цель работы: овладение навыками измерения сторон треугольника и построения высоты треугольника.
Оборудование:масштабная линейка, треугольник, модель треугольника.
Ход работы
1-ая часть: Вычисление периметра и площади треугольника, построенного в тетради.
Построить треугольник АВС.
Сделать необходимые измерения.
Записать результаты измерений.
Вычислить периметр построенного треугольника по формуле Р=…..
Записать решение.
Записать ответ.
Провести высоту BD.
Достроить рисунок до прямоугольника АКМС.
Вычислить площадь построенного прямоугольника, сделав необходимые измерения.( Записать результаты измерений……..)
Записать решение.
Найти площадь треугольника АВС .
Записать решение
Записать ответ.
Составить и записать формулу для нахождения площади треугольника АВС S=……….
2-ая часть: : Вычисление периметра и площади модели треугольника.
Сделать необходимые измерения.
Вычислить периметр треугольника.( Р=….. )
Записать ответ.
Провести высоту.
Вычислить площадь треугольника. (S=……….)
Записать ответ
Сделать вывод по проделанной работе.
Лабораторная работа
«Нахождение площади поверхности и объёма куба и прямоугольного параллелепипеда». Цель: научиться вычислять по формулам площади поверхности и объёма куба и прямоугольного параллелепипеда, выполнив необходимые измерения, и обобщать результаты выполненной работы.
Оборудование: модели кубов и прямоугольных параллелепипедов, масштабная линейка, микрокалькулятор.
Ход работы.
Нахождение площади поверхности и объёма куба.
Измеряю длину ребра куба: а=
Вычисляю площадь его поверхности по формуле: S=
Вычисляю объём куба по формуле: V=
Записываю ответ.
• *
Нахождение площади поверхности и объёма прямоугольного параллелепипеда ширину: в=
высоту: с=
прямоугольного параллелепипеда.
Вычисляю площадь его поверхности по формуле: S=
Вычисляю объём прямоугольного параллелепипеда по формуле: V=
Записываю ответ.
Вывод:
Практическая работа в 7 классе
«Построение медиан, биссектрис и высот треугольника путём перегибания модели треугольника».
Цель: овладение навыками построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника путём перегибания модели треугольника.
Оборудование: модель остроугольного треугольника МТК,модель прямоугольного треугольника RPS, модель тупоугольного треугольника АВС , ручка или карандаш.
Опорные знания: знание определений медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Гипотеза( о том, как будут пересекаться медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике.)
Ход работы
1-ая часть.
На модели треугольника RPS совместить точки R и S, не перегибая модель.
На стороне RS отметить точку Y – середину этой стороны.
Перегнуть модель треугольника по отрезку PY.
На модели треугольника RPS совместить точки R и P, не перегибая модель.
На стороне RР отметить точку X – середину этой стороны.
Перегнуть модель треугольника по отрезку SX.
На модели треугольника RPS совместить точки S и P, не перегибая модель.
На стороне SР отметить точку Z – середину этой стороны.
Перегнуть модель треугольника по отрезку RZ.
Сделайте вывод( о том, как называются отрезки PY, RZ, SX и о том, как они пересекаются в треугольнике.) 2-ая часть.
На модели треугольника АВС совместите луч АВ с лучом АС ( чтобы они стали совпадающими) и перегните модель.
На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне ВС и обозначьте её -т. Е.
На модели треугольника АВС совместите луч ВА с лучом ВС ( чтобы они стали совпадающими) и перегните модель.
На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне АС и обозначьте её -т. F.
5. На модели треугольника АВС совместите луч СВ с лучом СА ( чтобы они стали совпадающими) и перегните модель.
6.На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне АВ и обозначьте её -т. D. Сделайте вывод( о том, как называются отрезки BF, AE, CD и о том, как они пересекаются в треугольнике.) 3-ья часть.
Модель треугольника МТК перегните так, чтобы: а) линия сгиба начиналась в т. Т и б) луч К и луч М стали направленными в одну сторону и лежали на прямой МК.
На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне МК и обозначьте её -т. V.
Модель треугольника МТК перегните так, чтобы: а) линия сгиба начиналась в т. К и б) луч Т и луч М стали направленными в одну сторону и лежали на прямой МТ.
На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне МТ и обозначьте её –т. L.
Модель треугольника МТК перегните так, чтобы: а) линия сгиба начиналась в т. М и б) луч Т и луч К стали направленными в одну сторону и лежали на прямой КТ.
На линии сгиба отметьте точку, лежащую на стороне ТК и обозначьте её –т. W.
Сделайте вывод (о том, как называются отрезки TV , KL, MW и о том, как они пересекаются в треугольнике.) Общий вывод по проделанной работе
( о том, в каком случае может быть применён способ построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника путём перегибания модели треугольника
и о том, в чём недостатки и преимущества этого способа по сравнению с традиционным способом построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника с помощью чертежного инструмента.)
Практическая работа в 8 классе
«Построение прямого угла с помощью нити длиной 12 единиц»
Цель: овладение навыками построения прямоугольного треугольника со сторонами 3, 4 и 5 единиц с помощью нити.
Оборудование: нить (или шнур, или тонкая верёвка), альбомный лист, ножницы, степлер (или клей, или пластилин), карандаш, масштабная линейка (или измерительный метр), маркер, чертёжный угольник.
Опорные знания: знание теоремы Пифагора, свойств египетского треугольника.
Гипотеза( о том, каким будет построение абсолютно точным или нет, а если нет, то по каким причинам)
Ход работы
Взять толстую нить ( или шнур, или тонкую верёвку) длиной чуть больше 12 единиц.
Связать концы нити так, чтобы длина сдвоенной нити была точно ровна 6 единицам
Осторожно обрезать излишки нити после узла.
Разделить с помощью масштабной линейки нить на 12 равных частей, поставив на ней точки маркером.
Узел нити прикрепить к листу степлером и обозначить его карандашом на листе буквой А.
Отложить от узла нити отрезок длиной 5 единиц( 5 частей нити).
В конце этого отрезка поставить точку В на листе карандашом.
Натянуть нить от узла А до точки В и в точке В нить прикрепить к листу степлером.
Натянуть нить от узла так, чтобы длина второго отрезка стала равна 4 единицам, т.е. 4-ём частям нити ( и чтобы этот отрезок не лежал на отрезке в 5 единиц).
В конце второго отрезка поставить точку С карандашом на листе.
11.В точке С прикрепить нить к листу степлером.
12. Проверить правильность построения прямого угла с помощью чертёжного угольника. Сделайте вывод( о том, чему научились во время выполнения практической работы и от чего зависит точность построения)
Домашняя практическая работа
«Вычисление площади квартиры».
Цель: научиться применять математические знания в обыденной жизни, используя формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата и обобщать результаты своей работы.
Оборудование: измерительная рулетка, микрокалькулятор, справочные таблицы.
Ход работы:
Вычисление площадь комнаты.
Измеряю длину комнаты: а=
Измеряю ширину комнаты: в=
Вычисляю площадь комнаты по формуле s=
Перевожу единицы площади в квадратные метры S=
Округляю результат до десятых долей S=
Записываю ответ:
Вычисление площади другой комнаты и кухни( по тому же алгоритму).
Нахождение площади квартиры.
Складываю площади всех комнат.
Оцениваю полученный результат.
Сравниваю результат с известными данными.
Если допускаю ошибки – исправляю их.
Записываю ответ.
Вывод по проделанной работе:
Карточки-подсказки для учащихся, испытывающих затруднения.
Цель: научиться применять…………………………………………………..в обыденной жизни, используя……………………………….нахождения площади…………………………….. и …………………….
и обобщать……………………….своей работы и проверить………………………. _________________________________________________________________ 1. Решите уравнение: х2 + 3х - 10 = 0 и сравните сумму и произведение корней с коэффициентами.
2. Найдите сумму и произведение корней квадратных уравнений: а) х2– 5х + 6 = 0;
б) х2+2х - 80 = 0;
3. Проверьте с помощью теоремы Виета: верно ли найдены корни квадратного уравнения:
х2 – 15х – 16 = 0 х1 = - 1; х2 = 16
__________________________________________________________________ 1. Решите уравнение: -2х2 + 8х + 3 = 0 и сравните сумму и произведение корней с коэффициентами.
2. Найдите сумму и произведение корней квадратных уравнений: а) 3х2 – 4х – 2 = 0;
б) 6х2 – 5х = 0.
3. Проверьте с помощью теоремы Виета: верно ли найдены корни квадратного уравнения: )
2х2 – 3х + 1 = 0 х1 = 1/2; х2 = 1.
4. Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
Найдите с помощью теоремы, обратной теореме Виета корни квадратного уравнения:
а) х2 + 11х – 12 = 0; б) 2 х2 + 9х + 8 = 0; в) -3х2 – 6х = 0; г) х2 – 6 = 0.
_________________________________________________________________ Определите на глаз длину и высоту двери, высоту и длину окна, высоту и длину шкафа, проверить свои предположения измерениями, найти ошибки и результаты занести в таблицу:
Отрезки
| Размер на глаз
| Результат измерения
| Ошибка
| Длина двери
|
|
|
| Высота двери
|
|
|
| Длина окна
|
|
|
| Высота окна
|
|
|
| Длина шкафа
|
|
|
| Высота шкафа
|
|
|
| _________________________________________________________________
Как будет меняться длина окружности при увеличении( уменьшении) радиуса в несколько раз?
Будет ли одинаковым отношение длины окружности к её диаметру для окружностей разного радиуса?
Какому целому числу примерно будет равно это отношение?
_________________________________________________________________
Гипотеза: длина окружности больше её радиуса примерно в ……. раз.
Гипотеза: (О том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса : если радиус увеличился (уменьшился) в k раз, то длина окружности………………в ………..раз)
Провожу и измеряю радиус 1-ой окружности (в мм): R1 =
Вычисляю по формуле C1 = -------- длину 1-ой окружности , округлив значение числа «пи» до десятых:
Записываю решение:
Записываю ответ:
_____________________________________________________________ Вывод-1: ( о том, как меняется длина окружности в зависимости от радиуса ( если радиус увеличился (уменьшился) в ….. раз, то длина окружности……………… )
Вывод- 2: (выявляю закономерность: длина окружности больше её радиуса примерно в … раз)
Вывод по окончании работы: (о том чему научился на практической работе и как найти длину окружности и площадь круга, зная радиус).
_______________________________________________________________ Общий вывод по проделанной работе
( о том, в каком случае может быть применён способ построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника путём перегибания модели треугольника
и о том, в чём недостатки и преимущества этого способа по сравнению с традиционным способом построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника с помощью чертежного инструмента.)
________________________________________________________________
Литература.
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 5-е изд. — М.: Мнемозина, 2009. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 5-е изд. — М.: Мнемозина, 2009. Алгебра. 7 класс: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М.: Просвещение, 2009.
Алгебра. 8 класс: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М.: Просвещение, 2009.
Алгебра. 9 класс: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М.: Просвещение, 2009.
Геометрия, 7 – 9 классы : Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.– М.: Просвещение, 2011.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. рекомендации к учеб.: Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.– М.: Просвещение, 2009.
Саранцев, Г. Современный урок математики // Математика в школе.– 2006.– № 7.– С. 50 |