|
В гостях у сказки Конспект НОД по развитию речи на тему:
«В гостях у сказки»
(Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»)
Программное содержание:
-Расширять знания детей о русских народных сказках; - Закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений; -Учить детей анализировать сказку;
-Осмысливать переносное значение пословиц, образных слов и словосочетаний (бранится, повесил голову, не покладая рук, уносить ноги).
- Упражнять в подборе иллюстраций к образным выражениям.
- Закрепить представление о народном костюме; - Активизировать речь новыми словами: русский народный костюм, женский: сарафан, рубашка (сорочка), кокошник, лапти; Мужской: колпак, косоворотка, порты, кушак (пояс); - Воспитывать интерес к народному творчеству, нравственные качества: доброту, заботу, любовь к близким.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, отгадывание загадок, знакомство с русским народным костюмом, хороводными играми.
Материал к занятию: «Волшебная книга», иллюстрации к сказкам, текст русской народной сказки «Хаврошечка», музыкальное сопровождение, презентация «Русский народный костюм», иллюстрации к отгадкам, иллюстрации к р.н.с. «Хаврошечка», д/игра «Подбери картинку к выражению сказки», п/игра «Карусель»
Ход занятия. ( Звучит спокойная сказочная музыка, воспитатель заводит детей в круг).
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся.
- «Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке - заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди». - Ребята, а вы любите сказки? (Да). В моей волшебной книге есть много интересных сказок. Вы хотите узнать какие? Сначала отгадайте загадки:
(дети отгадывают загадки, воспитатель достает иллюстрации к сказкам и вывешиваются на мольберт).
- Средь болот жила царевна,
но зелёною была...
Вы же знаете наверно -
рукодельницей слыла.
Я скажу тебе на ушко,
что царевна та… (Лягушка)
- Птицы страшные летали, Братца милого украли. Ничего с ним не случится - Выручит его сестрица. «Гуси-лебеди»,
- Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- По лесу медведь идёт, Кроху в коробе несёт. У медведя пожила, К бабе с дедом ей пора. «Маша и медведь»
- Почему все эти сказки называют русскими народными? (В давние времена сочинял сказки русский народ). (Дети садятся на стульчики).
- А сейчас я хочу вам прочитать литературное произведение - «Хаврошечка». Слушайте внимательно, а потом я буду задавать вам вопросы.
Чтение р.н.с. «Хаврошечка»
Вопросы по содержанию:
- Что я прочитала: сказку, рассказ или стихотворение?
- Почему вы так думаете? (в этой сказке есть волшебство, зачин, повтор, концовка).
Физминутка
- В сказке у Хаврошечки выросла яблонька, давайте и мы с вами тоже посадим яблоньку.
В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)
Посажена была, (сажают яблоню)
Она цветами белыми (руки подняты вверх, ладони изображают
нараспустившийся цветок)
Весною расцвела, (цветок распускает лепестки)
Следил наш старый дедушка (изображают старого дедушку с палочкой)
Известный садовод,
Чтоб наливала яблоня (машут руками над головой)
Румяный, сладкий плод. (пощипывают щеки)
Вопросы по содержанию:
- Как вы думаете, почему Хаврошечке трудно жилось? (Она работала с утра до ночи).
- Какими были мачеха и её дочери? ( Злыми, завистливыми, хитрыми).
- Как узнала мачеха о том, что Хаврошечке помогает коровушка? (Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка всё увидела)
- Почему коровушка помогала Хаврошечке? (девочка была доброй, трудолюбивой).
- В народе есть такая поговорка: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Чему же учит нас эта сказка? (быть добрыми, трудолюбивыми и помогать другим людям).
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, в чем одеты герои русских народных сказок? (русских народных костюмах). (Слайд 1)
- Давайте с вами рассмотрим народные костюмы. (Слайд 2). Из каких предметов одежды состоит женский народный костюм? (сорочка, сарафан, платок, кокошник…)
- В какой одежде ходили мужчины? (слайд 3) Назовите предметы одежды (косоворотка, порты, кафтан, подпоясывались поясом-кушаком). А что же они носили на голове? (кепки, картузы, колпаки). (Инд. Работа)
- На Руси люди в повседневных костюмах работали, а нарядные одевали на праздники. Как делали костюм нарядным? (вышивали узоры) (слайд 4). Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил. Из каких рисунков состоял узор? (ромбы, крестики, кружочки, цветы, птицы).
- В давние времена на Руси люди не только много работали, но и отдыхали по праздникам: пели , плясали, водили хороводы.
Игра «Карусель»
- В любой сказке встречаются необычные выражения. Вот мы и попробуем разгадать их.
Игра называется «Подбери картинку к выражению из сказки».
- Выберите, пожалуйста, картинку, которая подходит к выражению «бранится».
- Что значит «бранится»? (ругаться, ссорится); «повесил голову» (расстроился, переживает), «не покладая рук» (трудиться), «уносить ноги» - убегать. Каждое выражение дети повторяют.
5.Ребята, Хаврошечка собралась на праздник. И попросила вас сделать для нее нарядным кокошник. На занятии по аппликации мы с вами украсим его нарядным узором?!!
Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- О чем говорили?
- В какие игры играли?
- Повторите пословицу, с которой мы сегодня познакомились? |
|
|