|
Т руд и забавы детей на Руси Занятие в подготовительной к школе группеТема: «Труд и забавы детей на Руси» Цель: Через искусство поколений формировать общее представление о труде, отдыхе детей русского народа. Побуждать интерес к творчеству. Вызвать желание восхищаться красотой репродукций в мини-музе. Самовоспитываться в рисунках, играх. Воспитывать любовь и уважение к людям труда. Материал: Репродукции картин из книги «Народная Русь», иллюстрации графические Д.И. Латышина «Живая Русь», цветной картон, бусинки, бисер, клей, шаблоны листьев. Литература: Д.И. Латышина «Живая Русь». Ход занятия: Воспитатель: Дети, в нашем мини-музее появилась новая выставка. Вы хотите ее посетить? Отправляемся на «машине времени».
Звучит музыка (аудиозапись). На выставке современные детские игрушки и репродукции картин, графические иллюстрации о труде и отдыхе детей.Воспитатель: Обратите внимание на полку, как вы думаете, всегда ли дети имели такие игрушки?
Сегодня мы с вами узнаем по картинам, каким трудом занимались дети на Руси много времени назад и как отдыхали.
Но сегодня экскурсоводом будут желающие ребята.
Дети подходят к стендам, рассматривают репродукции картин, «экскурсоводы» по желанию и очереди рассказывают, что изображено в центре на переднем плане, заднем, в правом и верхнем и т.д. Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким.
На этих рисунках (графических) можно узнать, как работали крестьянские дети. Всего три года Пете, а он уже работает - ухаживает за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему: «бе-бе-бе». Знает, что мальчик и накормит и напоит его.
А на этой картине девочка кормит кур. Родители трудятся в поле и доверили ей эту работу. Чем она кормит?
В пять-шесть лет дети трудятся вместе с родителями в поле. Помогают вязать снопы пшеницы, ржи, укладывать их в снопы.
А вот здесь мальчик такой по возрасту, как вы, пасет скот, а вот помогает сеять зерно. А здесь ребенок помогает на сенокосе (ворошит сено).
И так далее по картинам.Воспитатель: А теперь поговорим о забавах детей в давние времена. Наступало время отдыха и крестьянские дети проводили его за забавами. Как вы думаете, как они проводили свободное время, чем занимались, в какие игры играли? Дети:
Пели песни, водили хороводы, играли в народные игры.
Игра в «Жмурки» на местах.Жмурки ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза и он поворачивается несколько раз вокруг себя. Играющие спрашивают его: Где стоишь?
На мосту (отвечает)
Что продаешь?
Квас.
Ищи три года нас!
После этих слов участники расходятся по площадке, жмурка идет их искать.Дети, пока их ищет жмурка, не сходят с места, но они могут приседать, вставать на коленки, четвереньки. Найденный игрок становится жмуркой только тогда, когда водящий узнает его и назовет по имени. Давайте мы с вами поиграем в игру «Жмурки».
Дети играют. Ребята, давайте представим, что на «машине времени» мы перенеслись к детям, живущим в старину. И перенесли эти столы с предметами. Давайте украсим жизнь детей своим декоративно-прикладным искусством.
На столах приготовлены: цветной картон, шаблоны, бусинки, клей,ножницы. Дети рассаживаются по местам. Под музыку идет работа.Возвращаемся в наше время. Дети, чем труд детей не похож на ваш?
А что общего?
Они тоже играют.
А как мы решили немного облегчить жизнь детей.
Красиво получилось.
А как можно использовать наши изделия?
На выставку в мини-музей.
И, конечно же, дети любили водить хороводы и петь песни. Давайте с вами организуем хоровод.
Звучит музыка.Весело, весело По селу идем. Мы венки душистые С песнями несем. Хозяин, хозяин Запрягай конечка. Расписной возочок Встречай наш веночек! Молодые жницы? С поля из пшеницы! Времечко, лети! До новой весны, До нового лета, До нового хлеба. По окончании хоровода, дети покидают музыкальный зал. |
|
|