| Дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука»
| Полное название темы работы
| Вакцинация – средство защиты от инфекционных заболеваний
| Название секции Конференции
| Экология человека и основы здорового образа жизни
| Тип работы
| Исследовательский реферат
| Фамилия имя отчество автора, дата рождения
| Козлова Анастасия Олеговна
| Домашний адрес автора
|
| Место учебы
| МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
| Класс
| 10
| Место выполнения работы
| МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
| Руководитель
| Граф Марина Геннадьевна, учитель биологии, МБОУ «Тасеевская СОШ №1»
| Научный руководитель
|
| Ответственный за корректуру текста работы
|
| e-mail
Контактный телефон
|
|
Оглавление Оглавление 2
1.ВВЕДЕНИЕ 3
2.ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВАКЦИНАЦИИ 5
2.1.ВИДЫ ВАКЦИН 6
2.2.ВАКЦИНАЦИЯ ОРГАНИЗМА 7
2.3.ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ВАКЦИНАЦИИ 11
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
4.ЛИТЕРАТУРА 13
1.ВВЕДЕНИЕ В современном мире уже обсуждать значение иммунопрофилактики инфекционных болезней нет необходимости, эффективность её наглядно доказана снижением уровня заболеваемости людей. Сейчас нам известно, что вакцинопрофилактика является фактором уменьшения заболеваемости, ослабления тяжести клинического течения и снижение смертности заболевших, уменьшение числа осложнений у перенесших инфекционные заболевания. Такие крупнейшие достижения медицины, как ликвидация оспы в мире, значительное сокращение заболеваемости полиомиелитом (которое позволило поставить вопрос о его ликвидации), дифтерией, корью стали возможными только благодаря тому, что были созданы эффективные вакцинные препараты против возбудителей этих инфекций. Их применение в широких масштабах позволило защитить людей от заражения, создавать невосприимчивость организма человека к инфекционному агенту.
Вакцинация – противоэпидемические и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекционного заболевания.
Эти мероприятия осуществляются в целях ограничения распространения, предупреждения и ликвидации инфекционных заболеваний благодаря проведению профилактических прививок. Цель вакцинации (иммунопрофилактики): создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию. Иммунизация должна быть безвредной и эффективной.
Существует огромное количество информации о положительном влиянии вакцинации, но так, же встречаются и отрицательные высказывания. Некоторые люди боятся вакцинироваться, боятся осложнений, а некоторые делают это ради своего же блага. Но что, же такое вакцина? Помогает ли она нам бороться с болезнями? Или губительно влияет на наше здоровье? Возможны ли после вакцинации заболевания разного типа? Ответом на эти и многие другие вопросы, стала моя работа, которая называется «Вакцинация – средство защиты от инфекционных заболеваний».
Цель: изучить влияние вакцинации на здоровье человека и проанализировать статистические данные при вакцинировании школьников.
Задачи:
Проанализировать литературу по данному вопросу;
Ознакомиться с различными видами вакцин;
Побеседовать с медицинской сестрой нашей школы и с врачом - педиатром ЦРБ;
Провести опрос среди учащихся нашей школы.
Гипотеза: я утверждаю, что вакцинация помогает при борьбе с инфекционными заболеваниями.
Предмет исследования: процесс вакцинации
Объект исследования: организм человека
В ходе проведенной работы я использовала следующие методы изучения выбранной темы:
Анкетирование учащихся;
Интервьюирование;
Анализ литературы.
Главным источником моей работы являются проведенные мной наблюдения и беседы со специалистами. Вся прочитанная мной литература показала, что вакцинация является очень востребованной темой для обсуждения. Существует движение людей, которые за вакцинацию, а так же есть движение антивакцинаторов. Здоровье – это самое важное, что у нас есть, за ним нужно следить и по возможности его защищать и укреплять. Вакцина может этому помочь. Исходя из этого, я считаю, что моя работа будет очень актуальной, потому что это очень востребованная и интересующая проблема общества. Так же работа является практически очень значимой, при хорошей проработке информации, можно сделать выводы на какие препараты есть сильные реакции и после которых нужно держать привитых людей под наблюдением специалистов, а так же понять какие прививки важнее и более значимые в жизни человека. Этот вопрос остаётся открытым, так как в связи с нарушением среды обитания человека, могут возникать новые заболевания. Для решения этой проблемы нужно находить пути их профилактики.
2.ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВАКЦИНАЦИИ Чтобы правильно понять, как вакцины влияют на человека, нужно кратко остановиться на истории появления вакцин и на их применении.
Вакцинация – является хорошим средством для защиты ребенка от инфекционных заболеваний, именно они вызывали опасные для жизни человека болезни. В прессе очень часто можно услышать критику о вакцинации журналистами, но она абсолютно необоснованна. Иногда побочные эффекты проявляются и у вакцин, как и у других лекарственных препаратов. Получить же осложнение от прививки считаю маловероятным, а вот у непривитых детей риск от последствий инфекционной болезни возрастает. Вакцины содержат ослабленные микроорганизмы и их яды, что стимулирует иммунный ответ организма. Наш организм начинает бороться с инфекцией и запоминать её возбудителей. Впервые действенность вакцинации была обнаружена народной медициной. По Англии ходил миф, что если доярка переболеет коровьей оспой (неопасное заболевание), то она никогда не заболеет натуральной оспой (от которой в свое время умерло очень большое количество народа). Английский хирург и аптекарь Дженнер решил проверить этот миф строгими наблюдениями, и, что было удивительно, он подтвердился. 14 мая 1796 год Дженнер взял восьмилетнего Джеймса Фипса и привил ему коровью оспу, а через семь недель, ввел ему вирус оспы человека, но ребенок не получил никакого заболевания. Исходя из этого опыта, безопасность введения профилактических прививок была экспериментально подтверждена. Но в те времена были ограничения возможности этого метода, из-за того, что он был основан на случайности, заключающийся в том, что в природе существуют две родственные болезни разной силы. Лишь век спустя французский микробиолог Луи Пастер смог создать препараты прививок против различных заболеваний, таких как бешенство и сибирская язва. В 1885 году Пастер предложил называть препараты вакцинами, а их применение – вакцинацией. Первой из русских, кому ввели вакцину, стала Екатерина II, после этого в России стала распространяться вакцинация. Большой вклад в развитие вакцинопрофилактики внесли такие ученые как И. И. Мечников, Л. А. Тарасевич, Л. С. Ценковский, Н. Ф. Гамалеи, Д. К. Заболотный, М. П. Чумаков, М. С. Захаров, А. А. Смородинцев и другие. В Санкт-Петербурге в институте эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера под руководством академика А. А. Смородинцева получают живые вирусные вакцины. Жители России, в настоящий момент, обеспечены многими вакцинами. Дети, организм которых ослаблен в силу разных причин врожденного или приобретенного характера, особенно подвержены инфекции, болеют тяжело, часто с осложнениями и возможным неблагоприятным исходом; такие дети нуждаются в защите от инфекционных болезней в первую очередь. Дети, имеющие в анамнезе онкологические заболевания, относятся к “группе риска” заражения инфекционными агентами, тем более, что после выявления злокачественного новообразования они получают пожизненный медицинский отвод от профилактических прививок. Когда ребенок рождается, то он уже имеет иммунитет к некоторым заболеваниям. Такой иммунитет называется врожденным. Антитела передаются ему через плаценту, а потом с молоком матери. Вакцинация это процесс создания искусственного иммунитета против инфекционных заболеваний. Для прививок используются антигены, которые входят в состав микроорганизмов, вызывающих различные заболевания. К таким микроорганизмам относятся вирусы или бактерии.
2.1.ВИДЫ ВАКЦИН Проанализировав различные источники информации, я узнала, что существуют различные виды вакцин, которые используются для вакцинации.
Живые вакцины – на основе использования живых ослабленных микроорганизмов со стойко закрепленной авирулентностью. Вакцинные штаммы в организме размножаются и индуцируют клеточный, гуморальный и местный иммунитет. Живые вакцины создают высоконапряженный и длительный иммунитет (БЦЖ, оральная полиомиелитная Сэбина, коревая, паротитная, краснушная, вакцины против чумы, туляремии, лихорадки КУ, сибирской язвы, бруцеллеза), такие вакцины выпускаются в виде порошка.
Инактивированные вакцины – получают путем обезвреживания бактерий и вирусов с помощью химического или физического воздействия. Убитые вакцины создают нестойкий гуморальный иммунитет, для достижения защитного уровня специфических антител необходимо их повторное введение (коклюшная, антирабическая, лептоспирозная, полиомиелитная Солка), они выпускаются как в жидком виде, так и в виде порошка.
Анатоксины – изготавливают из экзотоксинов возбудителей путем обработки их 0,3 – 0,4% раствором формалина при температуре +38-40ºС в течение 3-4 недель. Анатоксины легко дозируются и комбинируются с другими вакцинными препаратами (дифтерийный, столбнячный, стафилококковый, против ботулизма и газовой гангрены);
Химические (субклеточные) вакцины – содержат антигенные фракции убитых микроорганизмов (поливалентная полисахаридная пневмококковая вакцина, полисахаридные менингококковые вакцины);
Рекомбинантные вакцины – созданы с использованием новейших генноинженерных технологий (против вирусного гепатита В, гриппа);
Моновакцины (содержат один антиген);
Ассоциированные (имеют несколько антигенов) – АКДС (адсорбированная коклюшно - дифтерийно - столбнячная вакцина), содержащая убитые бактерии коклюша, дифтерийный и столбнячный анатоксины;
Поливалентные вакцины (состоят из различных штаммов одного и того же вида микроорганизмов) – например оральная полиомиелитная вакцина Сэбина, состоящая из аттенуированных штаммов вируса полиомиелита 1, 2, 3.
Ученые, работающие в этой области, выяснили, что в состав любой вакцины входят:
Жидкая основа
Активные антигены
Антибиотики, консерванты, стабилизаторы
Вспомогательные средства
В нашей стране производится 50 видов вакцин на 16 предприятиях против 28 инфекционных заболеваний, а в мире более 100 вакцин и разрабатываются комбинированные вакцины. Все вакцины соответствуют показателям безопасности.
Контроль за качеством вакцин проводит Государственный Научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских препаратов им. Тарасевича Л.А. По результатам экспертиз российские вакцины практически не отличаются от зарубежных.
2.2.ВАКЦИНАЦИЯ ОРГАНИЗМА Изучив различные источники информации, я выделила несколько видов вакцинации. К ним относится естественная активная вакцинация, которая происходит в ходе инфицирования организма, и естественная пассивная в результате переноса антител от матери к ребенку через плод или с молоком. Также существует ещё искусственная активная вакцинация – происходит путем введения вакцины, и искусственная пассивная - в организм человека вводятся готовые антитела (иммуноглобулины). В результате вакцинации у человека вырабатывается стойкий иммунитет к определенным заболеваниям. Вакцины вводятся в организм инъекцией (парентерально) и перорально (через рот). В настоящее время рассматривается возможность использования аэрозольных вакцин (против кори и гриппа). Вакцинацию человеку проводят однократно (паротит, корь, туберкулез) и многократно (АКДС, полиомиелит), но ученые работают в направлении создания такой вакцины, которая при однократном введении защитила бы сразу от нескольких заболеваний. После вакцинации проводится через несколько лет ревакцинация – направлена на поддержание иммунитета. Вакцинация организма проводится в разные возрастные периоды жизни. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям [2].
Возраст
| Наименование прививки
| Новорожденные (первые 12 ч жизни)
| ГВ I(вирусный гепатит)
| 3-7 дней
| Tbc (БЦЖ-М или БЦЖ)
| 1 месяц
| ГВ II
| 2 месяц
| ГВ III (дети из групп риска)
| 3 месяца
| ГВ II, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит I, гемофильная инфекция
| 4,5 месяца
| Дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит II, гемофильная инфекция
| 6 месяцев
| ГВ III, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит III, гемофильная инфекция
| 12 месяцев
| ГВ IV (дети из групп риска)
Корь, краснуха, эпидемический паротит
| 18 месяцев
| R I: дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит I, гемофильная инфекция
| 20 месяцев
| R II: полиомиелит
| 6 лет
| R: корь, краснуха, эпидемический паротит
| 6-7 лет
| R II: дифтерия, столбняк
| 7 лет
| Tbc (БЦЖ)
| 14 лет
| R III: дифтерия, столбняк, полиомиелит
R: Tbc
| Взрослые
| R: дифтерия, столбняк (каждые 10 лет)
| Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее
| Гепатит В
| Дети от 1 года до 18 лет, девушки от 18 до 25 лет, не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи
| Краснуха
| Дети, с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов, студенты высших и средних профессиональных учебных заведений, взрослые, работающие по отдельным видам профессий и должностям (медицинские и образовательные учреждения, транспорт, коммунальная сфера и др.), взрослые старше 60 лет
| Грипп
| Дети в возрасте 15-17 лет и взрослые до 35 лет, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о прививках против кори
| Корь
| Анализируя различные источники информации, я поняла, что механизм действия вакцины очень прост. Он подразделяется на три периода.
Латентный (от момента введения вакцины до появления первых антител в крови).
Период длится от нескольких дней до 2 недель.
Второй период сопровождается повышением концентрации специфических антител в крови, длится от 4 дней до 4 недель.
Третий период наступает уже после достижения максимального уровня специфических антител, затем их количество начинает уменьшаться, длится период несколько лет.
Для того, чтобы выяснить, что знают о вакцинации учащиеся нашей школы мною было проведено анкетирование учащихся 5 – 11 классов нашей школы. В ходе анкетирования было опрошено 243 учащихся. Им необходимо было ответить на пять вопросов.
Вопрос №1: знаете ли вы, что такое вакцинация?
Из всех опрошенных знают, что такое вакцинация 217 человек, а вот 26 человек, к сожалению не знают.
Вопрос №2: для чего ставят прививки?
102 человека считают для того чтобы не болеть, 29 человек – поддержание иммунитета, 59 человек – защита организма от вирусов, 24 человека считают что прививки ставят для профилактики, 5 человек не знают зачем прививаются, и у оставшихся 24 человек был другой ответ.
Вопрос №3: прививались ли вы в этом году?
148 учащихся сказало, что да они прививались, 83, что не прививались, а остальные 12 учащихся не помнят, прививались они в этом году или нет.
Вопрос №4: от, каких заболеваний прививались в этом году:
10 человек не помнят, какие прививки им ставили, еще 10 человек не знают, какие вакцины им вводили, а 57 ребятам прививки вообще не ставились. Остальные опрошенные ответили следующим образом:
Грипп – 61 человек;
Проба манту – 119 человек;
Клещевой энцефалит – 56 человек;
Дифтерия – 24 человека;
Полиомиелит – 26 человек;
БЦЖ – 2 человека;
Корь и краснуха – по 1 человеку.
И вопрос №5: были ли у вас осложнения после вакцинирования?
4 человека не помнят, а 202 ребят осложнений не было, а у оставшихся 37 учащихся были небольшие осложнения, такие как небольшая температура, покраснения в местах инъекций и небольшой зуд.
Таким образом, я делаю вывод, что 61% учащихся из опрошенных были привиты, и осложнений у них не было, это говорит о том, что вакцинация для организма безопасна.
Помимо того, что я провела опрос учащихся, я посетила больницу, точнее детское отделение, и поговорила со специалистами. Им также задала несколько вопросов. Такие как: какие прививки в этом учебном году ставились ученикам первой школы? Они мне ответили, что ставились прививка от гриппа, от клещевого энцефалита, от столбняка, от дифтерии, от полиомиелита, от краснухи, кори, БЦЖ и бралась проба манту.
Какой процент отказа от прививок? От гриппа отказываются примерно 30%, от клеща 5% – 7%, от дифтерии и полиомиелита почти не отказываются 1% – 2%, от остальных представленных прививок отказа не было.
Сколько прививок было поставлено в нашей школе за первое полугодие? Всего было поставлено 582 прививки, но это на всех обучающихся с 1 по 11 классы.
И последний вопрос, который меня интересовал: были ли тяжелые случаи при вакцинации? Обращались ли с осложнениями к врачу? Ответ был, нет, что очень хорошо.
2.3.ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ВАКЦИНАЦИИ Различные вакцины отличаются побочными эффектами и осложнениями. Самые частые реакции это болезнетворность в месте инъекции, умеренное повышение температуры. У детей ухудшение аппетита и возникает продолжительный плач. Могут возникнуть аллергические реакции, анафилактический шок, отёк Квинке, судороги, неврологические нарушения. Осложнения эти связаны иногда с составом вакцин, но чаще всего с нарушением условий хранения вакцины, нарушением техники введения вакцины и индивидуальными особенностями организма.
Проводить вакцинацию или нет, решает сам пациент. Если это ребенок (до 15 лет), то решение принимает его законный представитель. После ознакомления с возможными последствиями процедуры и положительными эффектами в письменном виде он дает согласие. В день прививки пациент должен быть здоров. Порядок и правила проведения профилактических прививок регламентируются соответствующими санитарными правилами («Обеспечение безопасности иммунизации», «Иммунопрофилактика инфекционных болезней»), а также методическими указаниями (например, «Мониторинг поствакцинальных осложнений и их профилактика» и др.)[10]. Медицинские работники, которые проводят вакцинопрофилактику имеют справку-допуск к прививкам, при этом ежегодно сдают соответствующий экзамен, включающий вопросы оказания неотложной помощи при осложнениях.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведенной работы я изучила виды вакцин, их состав и влияние на иммунитет человека. Я узнала механизм действия вакцины. Так же ознакомилась с национальным календарем профилактических прививок. Теперь я знаю, какие прививки мне нужно ещё будет поставить, чтобы поддержать свой иммунитет. Также я выяснила, что знают о вакцинации учащиеся нашей школы. Таким образом, я делаю вывод, что 61% учащихся из опрошенных были привиты, и осложнений у них не было, это говорит о том, что вакцинация для организма безопасна. Тяжелых случаев обращения в больницу после вакцинации не было. Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты от инфекционных болезней, известное современной медицине. В настоящее время современная вакцинология постоянно совершенствует вакцины, в перспективе создание средств защиты от курения, наркозависимости, аллергии и СПИДА.
4.ЛИТЕРАТУРА
Вакцинопрофилактика, справочник для врачей под ред. В.К.Таточенко, Н.А.Озерецковского / М., 1994.- 179с.
Виды вакцин, 2001, https://med2000.ru/privivka/vid.htm
Вакцинопрофилактика, О. В. Шамшева, В. Ф. Учайкин;
Вакцинация и иммунопрофилактика, 2000, https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4278/%D0%92%D0%90%D0%9A%D0%A6%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF
Все о вакцинопрофилактике ,2013, https://epidemiolog.ru/vac_prof/detail.php?ID=2378219
Живые вакцины (история, элементы, теории, практика), Гинсбург Н.Н. 1969 год;
Иммунотерапия, Иммунология, Р. М. Хаитов;
Основы вакцинологии, 2011, https://privivka.ru/ru/vaccination/information/reaction
Практическая иммунизация, Безденежных И. С. 1969 год;
Руководство по эпидемиологии инфекционных болезней, Покровского В. И. 2 том 1993 год.
|