|
Особенности развития наркотической зависимости Особенности развития наркотической зависимости Все химические соединения растительного и синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Предметом злоупотребления становятся, как правило, те из них, которые вызывают приятные или необычные психические переживания. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится не только опасным для здоровья человека и общества, но и вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальными нормативными актами Комитета по контролю наркотиков оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но и юридическое. Некоторые лекарственные препараты, алкоголь и никотин, а также некоторые вещества, содержащие ароматические углеводороды, не относящиеся согласно законодательству к наркотическим и употребляемые для изменения психического состояния, называются токсикоманическими средствами.
Наркомания - тяжелая и трудно излечимая болезнь, развивающаяся в процессе употребления наркотических веществ, основными признаком которой является пристрастие к какому-либо наркотическому веществу, вызывающему приятное, необычное психическое состояние - «эйфорию» или измененное восприятие реальности.
Токсикомания - это тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических веществ, способных вызывать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Следует сказать, что многие токсикоманические вещества не менее опасны для человека, чем наркотики.
Возможные предпосылки и мотивы потребления наркотиков и токсикантов.
1. Социальные:
• неблагополучная семья;
• широкое распространение злоупотребления психоактивных веществ в данной местности;
• активная пропаганда „средств массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов;
• неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости молодежи;
• проживание в районах с низким имущественным цензом.
2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.
3. Традиционные: культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.
4. Индивидуально-психологические:
• подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
• попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
• стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
• аномальные черты личности (возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, авантюризм, неустойчивый характер);
• протестные реакции («назло»), направленные против старших;
• самодеструктивное поведение;
• любопытство;
• подчинение давлению и угрозам
Формирование зависимости от психоактивных веществ,
стадии развития заболевания Приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ происходит, как правило, через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного, добровольного отказа ребенка от наркотиков или токсикантов, в процессе развития зависимости, ожидать не приходится, кроме, иногда, этапа первых проб.
1. Первая проба. Они возможны во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для этого условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных веществ ребенок не испытывает.
3. Психическая зависимость. Состояние психического комфорта от наркотической интоксикации и болезненное влечение к употреблению психоактивного вещества (ПАВ) с целью вновь ощутить желаемый эффект или подавить психический дискомфорт.
4. Патологическое (неодолимое) влечение к наркотику. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному приему психоактивного вещества.
5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав наркотиков (токсикантов) в обмен веществ организма. В случае прекращения приема препаратов наступают расстройства, определяемые как синдром отмены (абстинентный синдром), причиняющий подростку выраженные психические и физические страдания.
Признаки употребления наиболее распространенных
психоактивных веществ
Вид ПАВ
|
Прямые признаки употребления
|
Косвенные признаки употребления
| Действие на человека
|
Поведение
| Марихуана, «Спайс»
| Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому
| Приступы смеха, веселости; которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета
| Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения
| Мак, героин, кодеин, дезоморфин
| Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление
| Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром)
| Следы от уколов на руках, кистях, ногах, наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость
| Амфетамин, кокаин
| Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит
| Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь, маниакальность, гневливость
| Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения.
| Экстази
| Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита
| Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться
| Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна.
| Общие признаки начала потребления психоактивных веществ • Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
• Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.
• Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
• Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
• Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома
• Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
• Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
• Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).
• Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.
• Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.
• Беспричинное сужение или расширение зрачков.
Решающим признаком употребления подростком психоактивных веществ является выявление состояния наркотического опьянения, синдрома отмены, признаков хронической интоксикации, установленных врачом психиатром-наркологом. Последовательность действий педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков и других психоактивных веществ. 1.Основные правила:
• Первая задача - предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления психоактивных веществ. Целесообразно, при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в учебном заведении в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников в потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
• Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивой.
• Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь негативные последствия для несовершеннолетнего.
• При работе с подростком потребляющим психоактивные вещества необходимо точно знать, какова ситуация в его семье, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, какого его микросоциальное окружение по месту жительства.
• Необходима просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение тематического информационного материала среди родителей и прочие формы работы по противодействию молодежной наркотизации.
• Информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним и основах ее организации.
2. При подозрении на употребление несовершеннолетним психоактивных веществ:
• Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
• При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
• Организовать индивидуальные встречи подростков и/или их родителей с подростковым врачом психиатром-наркологом.
• Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, сообщить адреса медицинских организаций, оказывающих наркологическую помощь.
3. При подозрении, что ребенок находится в состоянии наркотического опьянения:
• Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
• Немедленно поставить в известность администрацию и вызвать медицинского работника учебного заведения.
• В случае, когда состояние несовершеннолетнего расценено как состояние опьянения психоактивными веществами, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов.
• Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления одурманивающих веществ.
• При совершении подростком хулиганских действий, рекомендуется прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
4. «Передозировка» психоактивных веществ. Самым грозным осложнением употребления наркотиков и других психоактивных веществ является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердечной деятельности или перекрытия рвотными массами дыхательных путей (аспирация). Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать бригаду «Скорой помощи». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, «нитевидный» пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при передозировке:
• Вызвать бригаду «Скорой помощи».
• Повернуть больного на бок.
• Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
• При частоте дыханий 8-10 в минуту и меньше - проведение искусственного дыхания «изо рта в рот».
Последствия употребления летучих органических веществ Токсикомания - заболевание, вызванное приемом одурманивающих веществ (ингалянтов, летучих наркотически действующих веществ (ЛНДВ)), и характеризующееся возникновением зависимости от этих веществ.
Последствия употребления одурманивающих веществ:
1. ЛНДВ действуют на центральную нервную систему, растворяя жировые оболочки головного мозга, что приводит к гибели нервных клеток. Все это способствует развитию заболеваний мозга, появлению нервных расстройств и проявляется в виде симптомов:
- снижение интеллекта
- нарушение памяти
- неспособность контролировать свои чувства
- частые головные боли
- общая усталость
изменение характера (повышенная раздражительность, тревожность, рассеянность, подавленность, потребитель ЛНДВ становится другим человеком).
2. Исчезает защитный барьер между реальностью (то, что происходит в действительности) и выдумкой (фантазии, мечты). Некоторые считают, что «здорово ненадолго попасть в мир мечты». Однако, не для всех эта ситуация бывает приятной, иногда она оказывается очень страшной - возникают:
- ужасающие фантазии - ощущения надвигающейся опасности
- смертельный страх
В результате:
- тревога
- приступы паники
- глубокая депрессия
- мысли о самоубийстве
3. В некоторых случаях употребление одурманивающих веществ может привести к тяжелейшем последствиям - нарушению работы дыхательного центра головного мозга, в результате чего появляется удушье.
Особенно опасно «нюхать» газ для зажигалок. Выходя из баллона, газ расширяется и остывает. Когда холодный газ попадает в дыхательные пути, организм реагирует выделением жидкости в легкие (так называемый «отек легких»), в таком состоянии человек, задыхаясь (ощущение, будто тонет), может погибнуть.
4. Синдром внезапной остановки дыхания («смерть в мешке»). Такое осложнение может развиться сразу после вдыхания летучих веществ или во время вдоха.
5. При вдыхании ЛНДВ в кровь выделяется большое количество адреналина и других стрессовых гормонов, что в свою очередь может вызвать перегрузку сердца. Наряду с этим страдает центр головного мозга, отвечающий за регуляцию работы сердца. Последствием этого может быть остановка сердца и скоропостижная смерть.
6. Одним из осложнений употребления ЛНДВ являются ожоги, т.к. многие летучие вещества легко воспламеняются.
7. Заболевания печени и почек. Часть летучих веществ разносится по организму, расщепляется в печени и выводится через почки. В некоторых случаях продукты расщепления ЛНДВ еще более опасны, чем сами вещества.
8. Некоторые ЛНДВ поражают ткани костного мозга, производящего клетки крови, что приводит к снижению иммунитета и лейкемии («белокровие») - смертельному заболеванию крови.
9. Несчастные случаи. Часто люди, находящиеся под воздействием ЛНДВ, попадают в различные неприятности, получают травмы, становятся жертвами ДТП, оказываются втянутыми в драки.
Профилактика употребления летучих наркотически действующих веществ несовершеннолетними
Для работы с несовершеннолетним населением республики в Республиканском наркологическом диспансере создана подростковая служба, основная деятельность которой заключается в проведении профилактической работы с подростками, злоупотребляющими психоактивными веществами и имеющими отклоняющееся поведение, т. к. в нашей практике редко встречаются подростки, у которых уже сформирована зависимость.
Подростковая служба уделяет внимание не только ребенку, который находится под наблюдением в Республиканском наркологическом диспансере, но и семье, в которой ребенок воспитывается. Родителям предоставляется информация об особенностях формирования болезни в подростковом возрасте, о первых признаках употребления психоактивных веществ, о тактике поведения в случае возникновения проблем в общении с собственными детьми, о правильности семейного воспитания.
При первичном обращении детей и подростков врач-психиатр-нарколог определяет тактику ведения пациента.
Большинство состоящих на учете - это потребители алкоголя. Наряду с привычным для всех курением табака, употреблением спиртных напитков используются так называемые «ингалянты» (употребляются посредством дыхания), которые в настоящее время разнообразны, находятся в свободной продаже и легкодоступны. Практические рекомендации: 1) Обратить внимание на коррекционные учебные заведения, проводить в них лекции с учётом основного (психического) заболевания.
2) В случае выявления в учебном заведении потребителя ЛНДВ необходимы совместные профилактические осмотры учащихся врачами, педагогами и сотрудниками милиции.
3) Привлечь к работе волонтеров- сверстников.
4) Вести пропаганду здорового образа жизни, как среди несовершеннолетних, так и среди родителей.
Успех в решении этих задач зависит в целом от правильного воспитания в семье, в детских учреждениях, реализации целевых образовательных и социальных программ в школе и активности специалистов различных ведомств, работающих с детьми и подростками. Также основное место в профилактике злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде должно отводиться раннему выявлению лиц, у которых имеются медико-социальные факторы приобщения к токсическим и наркотическим веществам, и реализации с такими подростками воспитательных, информационно-познавательных, социально-психологических и психотерапевтических методов коррекции. |
|
|