|
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном оу
«Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».
А.Маслоу.
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы регулярно сталкиваемся с различными проблемами, связанными с: а)психологической незрелостью учащихся (умение сделать выбор, умение адекватной самооценки, низкая учебная мотивация, восприятие новых форм заданий), б)нарушением словесно-логического мышления (умение выстраивать синтаксические единицы в соответствии с нормами и правилами русского языка, в)нарушением норм и правил русского литературного языка (орфографическая и пунктуационная зоркость, умение применять правило).
Поэтому первоочередной целью учителя русского языка в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно поставить отбор и применение наиболее эффективных приёмов личностно-ориентированного обучения именно этой группы учащихся. В теоретическую основу личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе заложены ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу[1] и клиентоцентрированная терапия К.Роджерса[2]. Главными составляющими жизни человека являются его наивысшие стремления: профессионально-личностный рост, самоактуализация, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности, жажда прекрасного. К. Р. Роджерс убежден, что тенденция к личностному росту, здоровью и самоактуализации усиливается благодаря принятию самого себя «таким, каков ты есть».
Специфика личностно-ориентированного обучения заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности ученика, на запуск соответствующих возрасту и возможностям здоровья механизмов саморазвития.
По определению И.С.Якиманской[4] личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Ученик рассматривается как субъект познания. В связи с этим обучение предлагается строить на основе познавательного опыта ребёнка, его способностей и интересов. Предоставляется возможность каждому обучающемуся реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. И для этого необходимо научить его таким способам мышления и учебной деятельности, которые обеспечат его интеллектуальное развитие. Так, по мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Подобный подход обеспечивает связь обучения с жизнью на уроках гуманитарных дисциплин, помогает выбрать наиболее эффективные виды самостоятельной работы, а также сделать процесс обучения гуманитарным наукам динамичным, дифференцированным и активным. Применение технологий личностно-ориентированниго образования имеет немаловажное значение при обучении гуманитарных дисциплин, в том числе и русскому языку. Личностно-ориентированное образование в современной педагогике направлено на развитие тех качеств личности, которые помогут каждому ученику не только занять в жизни активную позицию, но и в полной мере реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Для достижения результатов необходимо выполнять следующие требования концепции личностно-ориентированного обучения:
1. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. 1) Урочный, внеурочный материал, домашние задания делятся на базовый уровень (для всех по программе) и уровень повышенной сложности. 2) Контрольно-измерительный материал предлагается учащимся на выбор, например, задания, первого, второго и третьего уровня сложности. 3) При закреплении нового материала предлагается помимо основных упражнений выполнить дополнительные, например, по типу ЕГЭ.
В практическом применении разноуровневый подход позволяет ребёнку учиться делать выбор, учиться адекватно оценивать свои возможности на данном этапе развития, мотивирует на выполнение более сложных заданий.
2. Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. 1) В образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья в системном порядке проводятся «коррекционные минутки» – упражнения, направленные на коррекцию текущих ошибок учащихся, а также коррекционные занятия-уроки, результатом которых является освоение учащимися основных норм и правил русского языка. 2) В связи с разным темпом деятельности учащихся на занятиях предлагается наглядно представлять им алгоритм урока (план работы на уроке). 3) Оценивание деятельности учащихся выполняется в соответствии с образовательной программой, но при этом можно учитывать достижение результатов «зоны ближайшего развития». 4) В обязательном порядке даются дополнительные задания обучающимся: более успевающим – опережающие задания, менее успевающим – задания на повторение, пропустившему по болезни – материал для самостоятельного изучения .
Исходя из педагогического опыта, стоит отметить, что коррекционные занятия легче для учителя и увлекательнее для учащихся проходят в коллективной работе (а вовсе не в индивидуальной). Во-первых, ученики любопытствуют, чья была ошибка, во-вторых, с большим желанием находят и поясняют правильный ответ. Ребёнок при такой форме работы не чувствует себя «белой вороной» из-за большого количества ошибок, а наоборот, увлечённо и быстро выполняет коррекционные упражнения. Также и наглядный алгоритм структуры урока включает соревновательный дух учащихся, что способствует более активному темпу их деятельности. Очень важно ставить перед учащимся коррекционной школы конкретную задачу в освоении определённой темы, например: «Твоя задача – научиться выполнять фонетический разбор слов». Это помогает ребёнку видеть свои слабые стороны и определять для себя способы решения проблемы. Дополнительные задания нужны для того, чтобы ребёнок учился нести за себя ответственность: пропустил занятия – самостоятельно изучи материал.
Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности. 1) Индивидуальные домашние задания (доклады, сообщения, выступления). 2) Задания по внеклассной работе (олимпиады, дистанционные конкурсы, проектная деятельность). 3) Опережающие задания (сообщение по следующей теме, уроки, часть урока). 4) Индивидуальные задания на уроке (с учётом социального и семейного неравенства обучающихся, с учётом ограниченных возможностей здоровья детей).
Опережающие задания перекладывают часть работы учителя на ученика. Учащийся становится ответственен перед всем классом, это даёт ему определённый стимул и для дальнейшего самостоятельного подхода к жизненным ситуациям. Очень любят ученики и дистанционные олимпиады и конкурсы. Чтобы найти ответы, им приходится обращаться к самым разным источникам информации: к словарям, энциклопедиям, справочникам, учебным пособиям, интернет-ресурсам. Соответственно, расширяется кругозор обучающихся, развивается их самостоятельность и ответственность.
Часто в коррекционных школах обучаются дети из детского дома, из неполных семей, из неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. Естественно, выбор заданий и упражнений определяется индивидуальными особенностями учащихся конкретного класса и конкретного ребёнка. Здесь задача учителя – так подобрать материал и формы деятельности, чтобы как можно сильнее сплотить коллектив класса, научить детей быть толерантными друг к другу.
Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. 1) Индивидуальная беседа с обучающимся, с родителем или законным представителем. 2) Индивидуальные коррекционные занятия. 3) Ситуация успеха.
Субъективно-личностный подход к обучающимся каждый учитель выполняет по-своему. Главное – найти ключик к каждому ребёнку, показать пример живого общения и пример неравнодушного отношения к близким людям. Главное – не забывать, что дети перенимают наш образец общения. Чтобы субъективно-личностный подход был эффективным в педагогической практике, необходимо активно подключать к образовательному процессу и родителей (или законных представителей), и учителей-логопедов, и дефектологов, и психологов. Изучив ключевые позиции личностно-ориентированного обучения и выделив их из практического педагогического опыта, можно поставить следующие задачи для поиска, отбора и применения практико-ориентированных технологий в современном коррекционном образовании:
соотнести изученную теорию с рекомендациями практикующих специалистов коррекционного образования (логопедов, дефектологов, психологов), составленными лично для каждого обучающегося;
разработать систему коррекционных занятий, учитывающую лично каждого ученика;
создать условия для применения личностно-ориентированных технологий обучения, необходимых как для коррекции обучающихся, так и для их общего образования;
соотносить коррекционные составляющие уроков и занятий с основными концепциями ФГОС.
Итак, мы видим, что целью применения индивидуально-личностной технологии обучения на уроках русского языка является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ограниченные возможности ребёнка, его ценностные ориентации, структура его убеждений. Мы видим, как при индивидуально-личностном подходе весь процесс обучения согласуется с особенностями механизмов познания, с особенностями мыслительных и поведенческих стратегий учащихся. Только с учётом индивидуальных особенностей ученика учитель сможет организовать формирование «внутренней модели мира» подростка. Литература
1.Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты.-М.: Изд-во МГУ, 1982
2.Роджерс К. К науке о личности. История зарубежной психологии. Тексты.-М.: Прогресс, 1986
3. Татаренко Е.Б. Условия и средства реализации технологии личностно-ориентированного обучения: -М., 2001
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.- М., 2000
|
|
|