|
В мире прекрасного Непосредственно образовательная деятельность (подготовительная группа).
Тема «В мире прекрасного».
Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Художественная литература».
Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, учить видеть красоту в обыденном, суметь увидеть даже в самом невзрачном.
Задачи:
Образовательные:
Расширять словарь по теме.
Формировать понятия красоты, как эстетической категории и её проявлений в природе и произведениях искусства.
Закрепить у детей понимание доброты, как основы взаимоотношений между людьми.
Формировать умение слушать собеседника.
Закрепить знания о пятнокляксографии.
Развивающие:
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать.
Развивать самостоятельность образной деятельности – дать возможность проявить творчество, воображение, выдумку, фантазию.
Развивать умение договариваться, находить общее решение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и чувство уважения к труду народных мастеров, писателей, художников и гордится их мастерством.
Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Формы: фронтальная, в парах.
Методы: словесные, наглядные, практические, игровые, проблемные.
Приёмы: игровой, сюрпризный момент, демонстрация, показ, задание, беседа.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Выставка красивых вещей», письмо, документ-камера. Игровое упражнение «Передача добра».
Раздаточный материал: листочки с кляксой, цветные карандаши, краски, фломастеры.
Этапы:
Организационный
Задача: подготовка детей к работе на НОД.
Мотивационно – ориентировочный
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели познавательной деятельности.
Поисковый
Задача: актуализация, мышления, способствовать самостоятельному, поиску способов решения поставленной задачи.
Практический
Задача: формирование целостного представления по теме.
Рефлексивно – оценочный
Задача: мобилизация детей на самооценку, подведение итогов.
Технологии: здоровье сбережения ( физкультминутка, пальчиковая гимнастика), игровые (создание игровой мотивации), ИКТ (презентация «Выставка красивых вещей», документ-камера, музыкальное сопровождение).
Ход.
этапы
| Деятельность воспитателя
| Деятельность
дошкольника
| УУД
| 1.
Организационный
Задача: подготовка детей к работе на НОД
2.
Мотивационно – ориентировочный
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели познавательной деятельности.
3. Поисковый
Задача: актуализация, мышления, способствовать самостоятельному, поиску способов решения поставленной задачи.
4.
Практический
Задача: формирование целостного представления по теме.
5.
Рефлексивно – оценочный
Задача: мобилизация детей на самооценку, подведение итогов.
| Психологический настрой ребёнка.
Педагог: Какие красивые барышни да добры молодцы ко мне пожаловали! Здравствуйте!
-К нам пришли гости, они хотят посмотреть на вас.
-Я вижу – у вас хорошее настроение, в душе у вас тепло (обнимаю детей) и ваше тепло передалось и мне и гостям. Повернитесь, пожалуйста к гостям улыбнитесь и шёпотом скажите:
- У нас хорошее настроение, мы рады видеть вас. Педагог: Ребята к нам пришло письмо, давайте узнаем от кого оно.
В волшебной стране жили-были счастливые гномики. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик – все радовало их. Королева Радуга вселяла в души гномиков чувство прекрасного и доброго. Но однажды случилась беда. Злая клякса пролетая над счастливой страной, решила отнять у гномиков радость. Она закрыла своим серым плащом небо и держала плащ так долго, что все краски стали сереть. Но и этого показалось мало злой кляксе. Она заставила гномиков позабыть, что мир был разноцветным. Злодейка ликовала: вот теперь-то скука и злость придут в эту волшебную страну . Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Гномики стали заниматься своими делами. Бесцветный мир не привлекал их внимания. Гномики стали чаще ссориться. Но как ни старалась злая волшебница стереть воспоминания о красочном мире, гномики почувствовали, что они лишились чего-то прекрасного.
Педагог: Гномики просят у нас помощи, что будем делать? Педагог: Как мы это будем делать? Педагог: Ребята, я предлагаю вам совершить не большое путешествие. Найти самим красоту и поговорить о людях создающих красоту.
- Предлагаю улыбнуться друг другу, вспомнив песенку, что может произойти от улыбки: От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснётся. Поделись , улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернётся.
- И такими весёлыми, довольными предлагаю отправиться на «Выставку красивых вещей». (Детям предлагается встать удобно и красиво. ) ( Мультимедийный проектор).
Педагог: Друзья, полюбуйтесь – сколько красивых вещей? - Так какие вещи вы видите на нашей выставке? Педагог: Для чего нам нужен платок?
Педагог: На что похожи узоры? Что напоминают? Педагог: Правильно у этого платка название па-у-тин-ка. Кто сотворил такое чудо?
Педагог: Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой, красоту такую люди называют…
Педагог: Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель. Ласка, забота, тепло и терпение, дружная звонкая…
Педагог: А что здесь у нас? Педагог: Кому понравился поднос? - Чем он тебе понравился? (описание) - Назовите-ка, пожалуйста, признаки этого предмета, какой он (круглый, красивый, яркий) – Что напоминает? - Красное солнышко! А что солнышко дарит людям?
Педагог: Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.
Педагог: Ребята, а есть красота, которую создает матушка-природа?
Педагог: А художник заметил её и перенёс на холст, написал картину.
Педагог: Картины, изображающие природу называются –
Педагог: Картины, изображающие красивые вещи и предметы Педагог: Рисование человека - это жанр (открываю картину И.И.Шишкина «Зима»)
Педагог: Какое время года написал художник? - Что изображено на картине этой? - Какие цвета выбрал художник, чтобы передать морозец зимнего дня и искрящийся холодок опушенных инеем веток? - Как бы вы назвали эту картину? - Какое настроение вызывает у вас эта картина? - Наступит весна, снег растает, а красота зимнего морозного дня, запечатленная художником, останется навсегда нам на радость!
Педагог: А сейчас нам опишет картину Данила.
Педагог: Как образно и красиво рассказал о картине Иван Ивановича Шишкина «Зима» Данила. Педагог: Вы заметили, какие разные перед вами вещи? Поднос – декоративная посуда, Паутинка – в которую можно укутаться. Картина – которую можно рассмотреть .- Какие разные вещи! А мы говорим про них, что все они … (красивые).
- Так что же такое красота? (это то, что нравится человеку, вызывает удивление, восторг и радость). Обобщение: красота – это то, что приносит человеку радость.
Педагог: А попробуем передать красоту в рисунке? - Присаживайтесь за столики, потому, что мы сейчас будем рисовать!
Педагог: Я приготовила листочки для вас. (Ищу) -Да где же они?! (в поисках листочков уходит за дверь, а в комнату вбегает Клякса)
Клякса: Здрасьте, девчонки! Здрасьте, мальчишки! Вы знаете кто я такая?! Я – ее высочество Клякса! Растрещались тут как сороки – красота, доброта! Какие умненькие нашлись! Листочки искали? Вот они, ваши листочки! (раздает листочки)-Вот она ваша красота!- Ха-ха . Это я вам клякс понаставила! Ну что вы теперь скажите? Я у гномиков красоту испортила, и вам красоту не сделаеть, у вас ничего не получиться! Так вам и надо! (убегает)
Педагог (возвращается) - Листочки не нашла, но повстречала «кляксу». Что она тут делала? - Листочки испортила?! … А может можно что-то исправить?
Педагог: Какие изображения необычные, причудливые! На что они похожи, что они вам напоминают? - Давайте-ка дорисуем их, сотворим красоту. ( Во время работы звучит вальс.)
Педагог: А сейчас давайте все вместе посмотрим, что же у нас получилось. Педагог: - Выходит кляксу можно превратить в бабочку, в птицу, в цветок, в мышонка, в медвежонка, в бабушку-старушку, в девушку-резвушку! В маленький цветочек, в легкий мотылечек! - Мне было так приятно смотреть на вас во время работы. Если бы вы видели себя. Вы были такими красивыми! У каждого в глазах, как-будто горели волшебные искорки! Знаете, почему? Вы творили красоту и добро! И от этого кляксы превратились в рисунки.
Педагог: - Ребята, скажите, какая музыка помогла вам придумать такие необычные рисунки? Какая музыка по характеру? - Как она звучала? Да, это был вальс.
- Это вальс цветов из балета и написал этот вальс композитор П.И.Чайковский. -. Ребята, оказывается красоту можно показать в движении
Педагог: - Итак, мастера создают красоту своими руками, художники пишут кистью и красками, композиторы создают музыку. И все это – красивые предметы, вещи, музыка, и общение с ними согревают нашу душу. - У каждого человека есть душа. Она находится внутри нас. - А вот как узнать какой человек? Чего в нем больше хорошего или плохого?
Вывод: Человек узнается по делам. Хороший человек и другим желает добра!
Педагог: Клякса какая? Чего она боится? Педагог: Я предлагаю отправить гномикам наши рисунки, « Выставку красивых вещей» и написать письмо, о том где мы видели красоту.
Педагог: - Друзья, а давайте передадим друг другу доброту и нашим гномикам.
Педагог: - Вытяните ручки, взялись и от соприкосновения наших ладошек между ними появились маленькие искорки добра! И вот я вижу эти искорки добра вспыхнули в ваших глазах! А губы озарила улыбка! - Трудно, тяжело творить добро? Добро – это красота души! - Доброта, она как врач – может поднять настроение, улучшить! Как ваше настроение в данный момент?
Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад
-, вот по этой тропинке:( запись «Пение птиц») 1) представьте себе, что у нас под ногами нежная, мягкая трава (можно разуться); 2) а теперь на тропинке появились иголочки сосновые, шишечки, больно ногам; 3) перед нами веточки деревьев, надо раздвинуть их руками в стороны.
Педагог: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Закройте глазки, вспомните всё, чем мы сегодня занимались.
Педагог: Как вы думаете, мы справились?
Педагог: Что вы делали вместе? Что понравилось, что было трудного в нашем путешествии?
Педагог: Мне тоже очень понравилось наше путешествие.
|
- У нас хорошее настроение, мы рады видеть вас.
Дети: Нужно помочь гномикам.
Дети: Надо найти красоту и отправить им. Победить кляксу.
Дети: Оренбурский пуховый платок
Дети: Он согревает человека, создан для тепла Дети: Снежинки, цветы, паутина. Дети: Его создала мастерица- рукодельница. Дети: Хохломой.
Дети: Гжель.
Дети: Жостовские подносы.
Дети: Тепло, красоту.
Педагог: Ребята, а есть красота, которую создает матушка-природа?
Дети: ПЕЙЗАЖ.
Дети:- НАТЮРМОРТ
Дети: Портрет. Большой, дремучий, непроходимый еловый лес холодным морозным утром. Мы стоим очень близко к елям, поэтому вершин не видно. Перед нами только огромные коричневатые стволы. Огромные ветви расположены высоко. Внизу под снегом упавшие старые ели и маленькие елочки покрыты слегка коричневым ,белым, а в глубокой тени- голубоватым снегом. В центре картины среди деревьев просвет, луч солнца освещает поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег на земле кажется еще голубее. В просвете на ветке ели видна ворона. Она, как и деревья покрыта снегом, словно заснула, задремала.
Пальчиковая гимнастика «Вот мои помощники»
Цель: развитие мелкой моторики рук, снятие напряжения.
Вот мои помощники, их как хочешь поверни
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Дети рассказывают и показывают через документ-камеру.
спокойно, плавно, не спеша, в ритме вальса).
Дети: Хороших, добрых дел.
Упражнение «Передача добра».
Дети: Мы помогали гномикам справиться с кляксой. Дети: Да.
Дети высказывают свои впечатления от НОД, дают оценку своим действиям и действиям своих товарищей
| Личностные – вызывание интереса к предстоящей деятельности
Личностные – вызывание интереса и мотивации к предстоящей деятельности т.е. формирование личностной мотивации.
Коммуникативные – формирование вербальных способов коммуникации.
Познавательные – формулирование проблемы, самостоятельное создание способов проблем творческого и поискового характера, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Коммуникативные – планирование, умение выражать свои мысли, владение диалогической речью.
Регулятивные – планирование, прогнозирование. Личностные – формирование желания выполнять учебные действия, использование фантазии, воображения при выполнении заданий.
Познавательные – составлять описательный рассказ по пейзажной картине, использовать выразительные средства при описании зимы, использование полученных знаний в новой учебной ситуации.
Коммуникативные – работа в парах, формирование умения объяснить свой выбор, уметь его аргументировать, обращаться за помощью, проявлять себя терпимыми, доброжелательными партнёрами .
Регулятивные – умение выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах. Адекватно воспринимать предложения педагога и товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Личностные – формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Познавательные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные – умение осуществлять итоговый контроль.
Оценка деятельности: самооценка, взаимоконтроль.
| |
|
|